- Дошкольное образование в первую очередь будет ориентировано на развитие креативности и толерантности.
- Начальная и средняя школа - на развитие самостоятельности, навыков проектной организации деятельности, навыков осуществления учебной деятельности в высокотехнологичной среде.
- Начиная с старших классов школы образование должно быть интегрировано с исследовательской и изобретательской деятельностью, основой для такой интеграции должно стать развитие сети НОУ (научных обществ учащихся).
- В старших классах школы, в НПО и СПО образование должно быть интегрировано с развитием «идея-центричной предприимчивости», с освоением бизнес-моделей, в контексте которых востребованы инновации (целесообразно по аналогии с НОУ создать ОЮП – общество юных предпринимателей).
- В ВУЗах будут созданы механизмы, стимулирующие развертывание полного цикла инновационных разработок (от выбора тематик исследований до продажи инновационных «стартапов»).
- В реализуемые ВУЗами образовательные программы будут включены модули обучения инновационному предпринимательству. В сотрудничестве с ведущими инновационными компаниями, венчурными фондами и ведущими международными университетами будет развернута подготовка предпринимателей в сфере коммерциализации научных разработок.
- В рамках программ поддержки молодежного предпринимательства будет стимулироваться формирование объединенных команд студентов технических и гуманитарных специальностей для реализации инновационных проектов.
- Условием государственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры (инкубаторов, технопарков, корпоратитвных центров инноваций и пр.) станет их доступность для обучения и стажировок студентов вузов и преподавателей ВУЗов.
- Будут развернуты программы стажировки на базе ведущих профильных образовательных учреждений, в первую очередь, Московской школы бизнеса «Сколково», Высшей школы управления СПбГУ, образовательного кластера научно исследовательского центра «Сколково» и некоторых ведущих научно-исследовательских университетов, а также стажировки на отечественных и зарубежных инновационных предприятиях и в зарубежных ВУЗах.
- Будет реализована программа, предусматривающая направление ежегодно для обучения в ведущих международных университетах на уровне магистратуры по специальностям, связанным с управлением экономикой, муниципальным и региональным управлением, управлением инновациями.
- Будет сформирован комплекс мер по привлечению к обучению начинающих инноваторов успешных предпринимателей с опытом реализации инновационных проектов («наставничество»).
- К 2020 году большинство студентов, получающих образование по магистерским программам, будет участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития, а все вузы, где есть магистерские программы, будут иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. Для этого предстоит последовательно развивать механизмы поддержки кооперации вузов с компаниями инновационного сектора, направляя на соответствующие программы не менее 10% от объемов бюджетного финансирования высшего профессионального образования.
- Ключевой задачей в сфере образования станет развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения.
Ключевыми механизмами
реализации мер по данному направлению
являются государственная программа
«Образование», а также президентская
инициатива «Наша новая школа».
- Система стимулирования инновационной активности молодежи и хедхантинг – политика и система «охоты за головами», формирования собственного креативного класса и привлечения в регион креативного класса.
- Развитие системы научных олимпиад, конкурсов молодых изобретателей и конструкторов, конкурсов молодежных start-up, студенческих спин-off-компаний. Будут учреждены региональные олимпиады, по итогам успешного участия в которых будет производиться зачисление в региональные ВУЗы. Будет создана система конкурсной поддержки преподавателей, ведущих подготовку победителей международных, национальных и региональных олимпиад.
- Проведение форумов и слётов, творческих олимпиад, очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации.
- Развитие школ для одарённых детей при вузах, в первую очередь в СФУ. Школы для одаренных детей будут обеспечивать как очное, так и дистанционное образование: не менее 10% сельских школьников старших классов будет получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.
- Во взаимодействии с ведущими экспертными организациями, бизнес-ассоциациями с 2012 года будет учреждена региональная инновационная премия (за лучший инновационный потребительский продукт, прорывную технологию, способную изменить качество жизни, за прорыв на зарубежные рынки и т.д.). Будет введена практика награждения государственными наградами наиболее успешных предпринимателей в инновационной сфере с широким освещением их успехов и достижений в средствах массовой информации.
- Будет расширена предоставляемая на конкурсной основе поддержка организаций дополнительного образования, ведущих инновационные образовательные программы высокого уровня в области научно-технического творчества молодежи, включая предоставление грантов организациям дополнительного образования, развитие инфраструктуры «домов школьников» с упором на реализацию программ дополнительного образования естественнонаучной и инженерно-технической направленности.
- Будет расширена конкурсная поддержка мероприятий, в том числе, проводимых на базе научно-исследовательских и федеральных университетов, стимулирующих исследовательскую деятельность школьников и студентов: летних научных лагерей и экспедиций, конкурсов, конференций молодых ученых, стипендий для участия в академических обменах и стажировках, грантов для реализации индивидуальных исследовательских проектов.
- Будет реализована программа предоставления ежегодно на конкурсной основе лучшим выпускникам школ, в том числе, победителям международных и ведущих региональных и национальных олимпиад, грантов на обучение в ведущих зарубежных университетах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий Красноярского края, включая полностью покрывающие стоимость обучения, проживания и сопутствующих обучению расходов на весь срок обучения. С получателями грантов будут заключаться договора, стимулирующие последующее продолжение их карьеры в красноярском крае.
- Будут созданы механизмы предоставления на конкурсной основе поддержки программ, реализуемых частными благотворительными организациями, направленными на поддержку одаренных детей, научного и технического творчества студентов и школьников.
- Будут разработаны механизмы, обеспечивающие предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, специальных стипендий, сопоставимых по размеру со стипендиями, выплачиваемым студентам ведущих зарубежных вузов.
- Будет расширен масштаб реализации в Красноярском крае программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - «У.М.Н.И.К.», Старт, Развитие, Интер, Ставка, Темп,
Пуск. Будет расширен, также, масштаб реализации
в Крае программы «Зворыкинский проект» и иных программ, направленных на стимулирование массового участия молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки инновационных проектов.
Основным механизмом
реализации государством данных мер
станет региональная программа «Креативный
класс красноярского края».
- Повышение престижа и привлекательности инновационной деятельности. Нужно добиться того, чтобы инновационная деятельность стала красноярским мейнстримом.
- С 2011 года в рамках проведения творческих конкурсов на создание медиа-проектов будут введены соответствующие условия, предполагающие популяризацию научной и изобретательской деятельности, инновационного бизнеса, личного успеха людей, занимающихся инновациями. Создание региональных TV-программ, доносящих до населения привлекательность, важность и ценность инноваций, направленных на популяризацию инновационной деятельности и прикладной науки
- Необходимо целенаправленно создавать научно и инновационно просветительский контент для региональных СМИ, для чего на конкурсной основе должны быть отобраны фирмы, занимающиеся производством контента. Необходимо обеспечить этому контенту размещение в СМИ.
- Будет осуществляться конкурсная поддержка изданий научно-популярной литературы, периодическим печатным изданиям, радио передачам, интернет-ресурсам, посвященным научной и изобретательской деятельности, достижениям в области науки и техники, вопросам управления инновационными проектами и исследовательской деятельностью.
- В соответствии с проектом «Инновационная Россия – 2020» будет обеспечено создание в Красноярском крае современных экспозиций (музейных комплексов и выставочных залов), посвященных научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь – детей и молодежи к инновационной деятельности.
- Будет реализована программа поддержки (субсидирования) издания региональными издательствами научно-популярных книг для детей и молодежи.
- Будет реализован комплекс мер по восстановлению интереса подростков и молодежи к научной фантастике.
- Важным условием эффективной реализации задач формирования инновационной культуры должно стать вовлечение в эту деятельность ведущих ученых, реализация конкурсной поддержки соответствующих проектов и программ.
1 «3 Т» - талант, технологии
и толерантность - основные ценности, которые
необходимо культивировать для привлечения
в регион креативного класса. Талант - интегрированная
интеллектуальная среда, хедхантинг; технологии -
высокотехнологичный уклад жизни, профессиональной
деятельности и индустрии развлечений,
креативная семиотика городской среды; толерантность -
поощрение индивидуальности и разнообразия,
восприимчивость к точкам зрения и образу
жизни других, открытость, готовность
к свободной дискуссии, склонность к совопросничеству,
сотрудничеству.