Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:07, реферат
В перспективе развитая научная и образовательная инфраструктура Края позволяет сформировать сбалансированный в отношении предложения и обеспеченного финансированием спроса рынок инноваций. В случае если красноярская наука не будет справляться со спросом, можно подтянуть науку Томска и Новосибирска. В этих регионах отсутствуют масштабные проекты, в контексте которых мог бы быть сформулирован капиталоемкий заказ на инновации. Соответственно, наука и образование этих регионов могут быть интегрированы в инновационную систему Красноярского края, а инновационная система Красноярского края будет приобретать черты инновационной системы СФО, центром которой является Красноярск.
Наука и кадры
В перспективе
развитая научная и образовательная
инфраструктура Края позволяет сформировать
сбалансированный в отношении предложения
и обеспеченного
Однако
в сегодняшнем её состоянии наука
вряд ли в состоянии обеспечить инновационный
экономический рост в требуемых
объемах. Количество научных и научно-
С одной стороны, В Красноярском крае действуют 11 государственных и 1 негосударственное высшее учебное заведение, Красноярский научный центр СО РАН, СКТБ "Наука" КНЦ СО РАН, 7 научно-исследовательских институтов. Дополняет систему высшего образования сеть филиалов высших учебных заведений. Общее число обучающихся в вузах края 112094 студента (из них 63875 - на дневной форме обучения), работают 6067 преподавателей (в том числе 575 докторов наук и 2960 кандидатов наук). В 2009 году высшая школа края выпустила около 12400 специалистов. Ежегодно около 300 аспирантов представляют к защите или защищают кандидатскую диссертацию. Структура специальностей в вузах практически закрывает потребность экономической и социальной сферы края в специалистах соответствующего профиля подготовки.
В крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства:
В соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 № 19-5051 "О краевых именных стипендиях для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Красноярского края", ежегодно выплачиваются именные стипендии, которые носят имена выдающихся людей Красноярского края, учрежденные в целях поощрения и социальной поддержки студентов;
В соответствии
с Законом Красноярского края
от 03.12.2004 № 12-2674 "Об образовании"
учреждены государственные
СФУ и СибГАУ являются крупными центрами подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня, экспериментальными площадками по формированию мощных российских университетов XXI века. В состав СФУ вошли вузы, ведущие подготовку кадров для самых конкурентоспособных отраслей экономики России.
На базе СФУ функционируют специализированные институты, включая институт нефти и газа.
На
базе СФУ созданы центр
ВУЗы и институты Академии наук Красноярского края взаимодействуют в сфере образования и науки практически со всеми ведущими странами мира.
Красноярский
краевой фонд поддержки научной
и научно-технической
Консалтинговое
информационное агентство призвано
инвентаризировать и
С другой стороны, потенциал научно-образовательного комплекса в экономике региона задействован слабо (о чем убедительно свидетельствует приведенная выше статистика по НИОКР и числу научно-педагогических кадров, вовлеченных в НИОКР). Основной причиной этого является отсутствие моделей и инструментов, эффективно интегрирующих НИОКР в экономическую деятельность предприятий, в региональные инвестиционные проекты и программы. Как для НИОКР, так и для предприятий характерны устаревшие бизнес-модели, приемы и методы планирования работ и расходов, неэффективное использование материальных и людских ресурсов в условиях наличия существенных трудностей оперативного и стратегического управления финансами. Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в НИР и ОКР. И главное, остается открытым вопрос, в состоянии ли красноярская наука обеспечить выполнение заказа на НИОКР, если он существенно (кратно) возрастет.
III. Инновационное общество - инновационный человек
Все элементы РИС окажутся мертворожденными детьми вне социокультурного, гражданского, политического контекста, релевантного вызовам и трендам инновационной эпохи. В.Сурков, говоря о планах модернизации и инноватизации страны, подчеркивает: «подразумеваются два направления работы. Первое - это непосредственно модернизация, то есть подтягивание экономики до современного уровня … Вторая часть куда сложнее. Ее можно было бы назвать футуризацией … Она требует создания особого культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития».
«Не технология perse |сама по себе] гарантирует долгосрочный экономический рост. Разумеется, важность технологии неоспорима, но причины роста сложнее и неоднозначнее. Долгосрочное развитие требует ряда постепенно накапливающихся изменений в организационной и институциональной структуре общества … Глубокие и устойчивые преобразования нашей эпохи коренятся не в технологии, а в обществе и культуре» (Р.Флорида).
При этом, продолжает Р.Флорида, «наиболее заметная тенденция современности - развитие креативного класса, великого нового класса наших дней, экономическая функция [которого] делает его естественными - и даже единственно возможным - общественным лидером XXI века».
Креативный класс – это люди, занятые в производстве и обращении нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности и иных исключительных прав). Креативный класс – это владельцы креативного капитала, возрастание роли которого в экономике является основным трендом, формирующим новую экономику. Креативный класс стратегически заинтересован в формировании инновационной экономики; новая экономика является его «классовым интересом»; соответственно, креативный класс является естественным общественным субъектом инноватизации.
Поэтому основной задачей инновационной политики является содействие креативному классу в осуществлении его исторической миссии, создание условий для осознания креативным классом себя, своей идентичности. Должны быть созданы условия, которые обеспечат креативному классу стратегические роли в обсуждении и принятии общественно значимых решений, в особенности относящихся к новой экономике. Нужен своего рода «стратегический альянс» власти и креативного класса Красноярского края.
При этом надо ясно понимать, что «традиционные формы организованной политики (или чего бы то ни было организованного) их [креативный класс] "не устраивают". … И если мы не изобретем новые формы гражданской активности, подходящие для нашего времени, у нас в обществе возникнет вакуум и такая политическая ситуация, которая, в конце концов, ограничит нашу способность к экономическому росту» (Р.Флорида). Переход страны на инновационной путь развития требует формирования и развитии институтов многостороннего и разнообразного взаимодействия между органами власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, организациями гражданского общества. Основными инструментами такого взаимодействия станут форсайт-проекты и экспертно-консультативные сети, постоянно действующие консультативные советы, а также различные формы коллективной творческой деятельности (делиберативные форумы, экспертные и проектные сессии, организационно-деятельностные игры, креативные семинары, мозговые штурмы и т.п.). Очевидно, также, что решая политические задачи модернизации и инноватизации, нельзя ограничиться «технологическим форсайтом»; речь идет о внедрении форсайта как нового явления культуры, новой практики (Е.В.Семенов), в фокусе которой будет находиться, конечно, экономика, но воспринимаемая в широком контексте факторов и тенденций: социокультурных, политических, социальных, демографических, экологических и т.д. Будет сформирована, таким образом, система глобального консультирования, воспитывающая «сведущих граждан», и с участием этой системы будет осуществляться разработка и экспертиза всех общественно значимых программ и проектов, а также оценка их реализации. Результатом этого станет формирование «общего видения» перспектив, целей, сценариев инновационного развития Края. Это видение, говоря словами Р.Флорида, будет отражать главные принципы креативной эпохи, направлять деятельность предприятий, учреждений, общественных групп и органов власти, мотивировать принятие конкретных решений.
Очерченный политический контекст является условием решения стратегической экономической задачи наращивания креативного капитала Края. «В сущности, - пишет Р.Флорида - моя теория состоит в том, что экономический рост регионов определяется выбором местожительства творческих людей - владельцев креативного капитала … Для регионального роста креативный капитал представляется более важным, чем человеческий капитал или высокотехнологичная индустрия, так как он формирует и то, и другое». Креативный капитал – это продуктивность, менталитет и образ жизни, определяющие конгруэнтность человека вызовам и трендам инноватизации, «принципам креативной эпохи».
Чтобы обеспечить концентрацию и наращивание креативного капитала, регионы должны обеспечивать, прежде всего, 3 "Т" экономического развития. 1
Второй задачей является наращивание человеческого капитала, под которым мы понимаем, во-первых, компетенции, необходимые для эффективного участия в новой экономике – в производстве, обращении и потреблении инноваций (пользовательские компетенции). Во-вторых, установки на новизну, восприимчивость к новизне. Каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений.
Ключевыми компетенциями и установками инновационного сообщества являются:
- способность и готовность
к непрерывному образованию,
- готовность к работе
и жизни в высокотехнологичной
среде, владение
- установка на «капитализацию
индивидуальности» и навыки «
- интерес и стремление к новому, восприимчивость к новизне, вкус к новизне.
- владение иностранными
языками как коммуникационными
инструментами эффективного
Третьей задачей является наращивание социального капитала – тех характеристик сообщества Красноярского края, которые позволяют индивиду воспринимать его как свой экономический и жизненный ресурс (например, имидж и репутация красноярца, сплоченность, поддержка, протекция, доверие и пр.).
Высокие показатели креативного, человеческого и социального капитала являются условием устойчивого экономического роста, и индикаторы состояния креативного, человеческого и социального капиталов должны стать важнейшими показателями инновационности красноярского общества.
Решающий вклад в формирование креативного, человеческого и социального капиталов вносят образование и культура. Наращивание креативного, человеческого и социального капиталов будет обеспечено следующими факторами: