Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа
Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.
Введение
1. Инвестиции и их место в экономической системе.
1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций
1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами
2. Государственное регулирование инвестиций
2.1 Макроэкономические инструменты
2.2 Микроэкономические инструменты.
2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
До недавнего времени прединвестиционной подготовке российских предприятий не уделялось должного внимания, не существовало даже принятой за рубежом трактовки понятий и терминов: прозрачность компании, форма собственности, наличие бизнес-плана и инвестиционного плана, которые, по сути, и должны привлечь внимание инвесторов.
Необходимо использовать богатейший кадровый потенциал. Создание сильных аналитических отделов, занимающихся информационным обеспечением инвестиционной деятельности, могут позволить себе только крупные банки, а для отдельных предприятий проблема поиска инвестора и выбора возможностей проведения необходимых экономических обоснований эффективного проекта для вложений во многих случаях упирается именно в отсутствие информации и возможностей проведения необходимых экономических обоснований.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами РФ и во все большем соответствии международно признанными соглашениями и актами, что связано с все боле активном участием России в международных отношениях.
Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в России начала создаваться еще во времена Советского Союза. Первый собственно российский закон об иностранных инвестициях («Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991г.) был принят еще в рамках СССР, действующий до 1999г., когда был принят новый закон РФ об иностранных инвестициях.
В последующие годы был принят ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Данные документы не являются документами прямого действия в отношении иностранных инвестиций, однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются ввиду такие нормативно –правовые акты, как Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Таможенный и др. кодексы РФ, законы об акционерных обществах, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, о финансово-промышленных группах и тд.[10]
В 1999г. был принят закон «Об иностранных инвестициях в РФ». Аналогично ФЗ «Об иностранных инвестициях в РСФСР», настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Данный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, такие как:
· Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
· Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
· Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
· Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями
· Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации
· Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором
· Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации
· Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции
· Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации
· Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество
В законе определены полномочия органов государственной власти, в ведении которых относится регулирование инвестиционных процессов.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Правительство Российской Федерации:
· определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
· определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
· утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
· разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
· привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
· осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
· осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
· осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций
Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный Закон от 30.12.1995г. «О соглашениях о разделе продукции». Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений. Сторонами соглашения являются:
Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы;
инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Заключение
Таким образом, государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.
Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от социальной и экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.
Для осуществления инвестиционной политики существует определенный механизм, представляющий собой совокупность методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельностью.
Условно выделяют макроэкономические, микроэкономические и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами.
Для привлечения инвестиций необходимо также создать инвестиционную инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны инвесторов и уровень инвестиций государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.
Немаловажную роль в российский экономике могут сыграть иностранные инвестиции, которые несут с собой современные технологии. Поэтому усилия государства необходимо также направить на привлечение иностранных инвестиций.
Таким образом, инвестиционная политика является одним из важнейших средств, используемых государством для установления устойчивого роста экономика. И не смотря на то, что на сегодняшний день существует много пробелов в осуществление данной политики, однако нельзя отрицать и успехи государства в регулировании инвестиционной деятельности.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
2. Налоговый кодекс РФ Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
3. ФКЗ №2 от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации»
4. ФЗ №116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах»
5. ФЗ №39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
6. ФЗ РФ № 160-ФЗ от 09.07.1999 «Об иностранных инвестициях в РФ»
7. Абалкин Л.И.: Россия 2015: оптимистический сценарий: Монография. М.: 2000
8. Александер А.: Инвестиции: Университетский учебник. М.: Инфра-М,2007
9. Кучуков Р.А.: Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов : Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
10. Смитиенко Б.М.: Международные экономические отношения: Учебник. М.: ИНФРА-М,2005.
11. Шаблинский И.Г.: Правовая поддержка иностранных инвестиций. – М.: Альпина бизнес букс, 2006
12. Бажан А.И. «Банк развития: экономические и юридические аспекты»// Бизнес и банки. – 2007 - №24
13. Водянов А. «Новые инструменты государственного регулирования инвестиций» //Проблемы теории и практики управления. – 2006 -№6
14. Гребенщиков Э. «Российский рынок страхования: параметры, пропорции и тенденции»// Рынок ценных бумаг – 2007 - №2
15. Заверюха А. Х., Ульянов Е. В., Меньшикова О. А. Концептуальные подхода к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер //Финансы – 2006 -№9
16. Ищенко Е. «О тенденции инвестиционного процесса» // Экономист – 2007- №4
17. Коржов А.И. «Денежно-кредитные механизмы использования инвестиционного потенциала в условиях интеграции на пространстве СНГ» // Финансы и кредит- 2007-№24
18. Коровяковский Д.Г. «Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику» // Финансы и кредит- 2007- № 10
19. Парамонова Т.В. «Перспективы развития финансового рынка в России» // Финансы и кредит – 2007- №5
20. Прокопьева Е.Л. «Организационно – экономические аспекты регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний» // Страховое дело – 2007 – январь.
21. Терентьев Д.В.«Инвестиционный рейтинг России» // Финансовый контроль- 2007- июль
22. Официальный сайт Госкомстат РФ http://www.gks.ru/
Приложения
Приложение 1. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.) | 2186,4 | 2865,0 | 3611,1 | 4580,5 |
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): |
|
|
|
|
в процентах к предыдущему году | 112,5 | 113,7 | 110,9 | 113,7 |
в процентах к 1995 г. | 107,7 | 122,4 | 135,8 | 154,4 |
Информация о работе Государственное регулирование инвестиций