Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Содержание

Введение
1. Инвестиции и их место в экономической системе.
1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций
1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами
2. Государственное регулирование инвестиций
2.1 Макроэкономические инструменты
2.2 Микроэкономические инструменты.
2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.
3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 344.00 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему

«Государственное регулирование инвестиций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение             

1. Инвестиции и их место в экономической системе.             

1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций             

1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами             

2. Государственное регулирование инвестиций             

2.1 Макроэкономические инструменты             

2.2 Микроэкономические инструменты.             

2.3 Институциональные преобразования в частном секторе экономики.             

3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России             

Заключение             

Список использованной литературы             

Приложения             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

На сегодняшний день,  в период уже практически окончательного становления рыночной экономики в нашей стране,  государству по определению отводится значительно меньшая роль в регулировании экономических процессов. Однако без участия государства обойтись не возможно, особенно важно участие государства в столь значимой экономической сфере, как инвестиции

Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного и социального потенциала России, повышением его эффективности.

Объектом исследования в данной курсовой работе является инвестиционная деятельность в России.

Предмет исследования – государственное регулирование инвестиционного процесса.

Цель работы заключается в исследовании состояния и факторов инвестиционной деятельности и обосновании роли государства в инвестиционной сфере, определении основных направлений и специфики государственной инвестиционной политики.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

·   раскрыть сущность инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования;

·   дать теоретико-методологическое обоснование роли государства в инвестиционной сфере;

·   описание инвестиционной ситуации в стране на сегодняшний день;

·   характеристика основных направлений государственного регулирования инвестиций:

Курсовая работа состоит из введения, содержательной части, заключения, где будут сделаны выводы по проделанной работе.

В ведении раскрываются актуальность проблемы,  объект и предмет исследования. Содержательная часть состоит из 3х частей. В первой части  раскрываются теоретические вопросы сущности инвестиций и государственного регулирования инвестиционного процесса, во второй части отражены вопросы участия государства в регулировании инвестиционной сферы и, наконец, третья часть посвящена государственному регулированию иностранных инвестиций.

При написании работы мною в основном была использована периодическая литература и нормативно правовые акты, действующие в рамках данного вопроса, а также монографии и учебники, посвященные инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инвестиции и их место в экономической системе.

1.1. Определение инвестиций. Источники финансирования инвестиций

Слово инвестиции происходит от латинского investire – вкладывать. Экономическая категория инвестиций относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой экономики использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов. В современной экономической науке понятия «капитальные вложения» и «инвестиции» имеют свою трактовку. Под инвестициями понимают осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем. В ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ 1999г. дается следующее определение инвестициям:

«инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» Итак, категория «инвестиции»  более широкое понятие, нежели капиталовложения, последние входят в состав инвестиций.[1] (см. Приложение 1).

В постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994г. № 220 «Об утверждении временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ» сказано, что капитальные вложения могут финансироваться за счет:

·   собственных финансовых ресурсов  и  внутрихозяйственных  резервов

·   инвестора (прибыли,  амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц,  средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий,  стихийных бедствий, и других средств);

·   заемных финансовых  средств инвесторов  или переданных им средств (облигационных займов и других средств);

·   привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых отпродажи акций,   паевых и  иных взносов граждан, юридических лиц);

·   финансовых  средств,   централизуемых   объединениями   (союзами)

·   предприятий в установленном порядке;

·   средств внебюджетных фондов;

·   средств федерального  бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

·   средств иностранных инвесторов.

(см. Приложение 2)

Анализ потоков инвестиций предполагает их четкое разграничение на прямые (реальные), финансовые и прочие инвестиции, поскольку они существенно различаются по объемам и динамике.

В статье «Правовые и экономические аспекты привлечений иностранных инвестиций  в российскую экономику» кандидат юридических наук Коровяковский Д.Г.  дает следующие определения.[2]

Прямые инвестиции – это капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль за деятельностью предприятия. К ним относятся инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста.

Наиболее характерные черты для прямых инвестиций:

·   При прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка

·   Большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

·   Организация новых предприятий

·   Скупка и поглощение действующих предприятий

Финансовые инвестиции включают приобретение акций, паев, облигаций, векселей и др. долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привлекательности в стране, и также быстро уходят при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках.

В первом случае предприятие-инвестор, вкладывающее средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. Во втором случае инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход от ценных бумаг (вложения денежных средств в создание производств при этом осуществляют другие предприятий и организации, выпустившие акции для привлечения финансовых средств на осуществление их инвестиционных проектов).

К прочим инвестициям относятся прочие кредиты; кредиты, полученные от международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства РФ; банковские вклады.

Наряду с вышеперечисленными существует также понятие рисковых инвестиций. Рисковые инвестиции или "венчурный капитал" – это термин, применяемый для обозначения капиталовложений, для которых трудно оценить возможные доходы и сопутствующие расходы. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Как правило, венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

За рубежом обычно создаются специализированные независимые венчурные компании, которые привлекают средства других инвесторов и создают фонд венчурного капитала. Этот фонд имеет непостоянный объем средств, который управляющая фондом венчурная фирма распределяет по проектам. Поскольку всем вкладчикам заранее известно, что вложение капитала представляет собой венчурный, то есть высокорискованный, характер, то целью венчурной фирмы является получение максимального дохода практически без учета риска. Единственным способом снижения риска является высокая диверсификация проектов.

Специализируясь на финансировании проектов с высокой степенью неопределенности результата, венчурные фирмы предоставляют инвестиции не в форме ссуды, а в обмен на большую часть акционерного капитала создаваемого венчурного предприятия. Это позволяет жестко контролировать финансовое состояние, финансовые результаты, а также ход работ по венчурному проекту.

Таким образом, основная задача инвестиций – принести инвестору предполагаемый доход при минимальном уровне риска, который достигается путем формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля.

 

1.2 Инвестиционная ситуация в современной России и необходимость государственного управления инвестиционными процессами

Государственное управление инвестиционной сферой  предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена  на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Так на сегодняшний день, сочетание относительно предсказуемой конъюнктурной ситуации, возможностей расширения производства и наращивания собственных финансовых возможностей привело к увеличению вложений в основной капитал. Так инвестиционные спрос в 2007 году возрос на 13.9 %,  что выше уровня 2006 г. на 0.2 %.  Активизация инвестиций российского частного бизнеса дополняется наращиванием притока иностранных прямых инвестиций, объем которых вырос на 50-60%. При этом общая сумма  иностранного капитала в России превысила уже 15.4 млрд. дол. Одна из причин, небывалого притока западных инвестиций – успешное развитие российской экономики и очень стабильное состояние финансов. Важно, что рентабельность реализуемых инвестиционных проектов позволяет компаниям не только полагаться  на собственные финансовые возможности, но и активно привлекать кредитные ресурсы. В 2007г. в инвестиционной сфере продолжается действе следующих основных тенденций:

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций