Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Содержание

Глава 1. Пути привлечения иностранного капитала 3

1.1 Основные понятия инвестиционного процесса и иностранных инвестиций 3

1.2 Инвестиционный климат 12

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 14

1.4 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора 16

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ 23

2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ 23

2.2 Причины ввоза иностранного капитала 26

2.3 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России 30

Глава 3. Инвестиции в отраслях промышленности России 33

3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс 33

3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала 35

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 88.07 Кб (Скачать)

Федеральный закон  «О соглашениях о разделе продукции» был принят в 1995г. Вместо обязательной уплаты налогов, он ввел систему, при  которой государство и иностранный  инвестор  заключают соглашение (договор), где на определенный срок оговариваются платежи инвестора, а произведенная продукция делится  ими в определенной пропорции. Из всех налогов, сборов и пошлин инвестор платит только налог на прибыль и  налог за право пользования недрами. Раздел продукции для него, по сути, - налоговая льгота. Практическое применение соглашение нашло в нефтегазовой промышленности.

В связи с привлечением иностранных инвестиций следует  иметь в виду не защиту национальной экономики от иностранных инвестиций, жизненно важных для России, а нейтрализацию отрицательных побочных эффектов этого неизбежного процесса и снабжение инвестиционного механизма системой безопасности.

Под защитой национального  хозяйства в связи с осуществлением иностранных инвестиций понимается защита:

  • природных ресурсов от их нерационального использования
  • от создания экологически грязных производств
  • от оттока валютных средств из экономики
  • стратегически важных отраслей национальной экономики от засилья иностранного капитала
  • занятости

Определенные видя деятельности являются государственной  монополией и закрыты для иностранных  инвестиций, такие как:

  • производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия
  • изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ
  • посев, возделывание и сбыт культур, содержащих ядовитые и наркотические вещества
  • переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов
  • производство ликероводочных и табачных изделий и др.

Такие меры особенно важны для всех стран, когда происходит перераспределение собственности.

1.4 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора

Принимая решение  об осуществлении инвестиций в экономику  той или иной страны, потенциальный  иностранный инвестор оценивает  все условия, необходимые для  успешной и стабильной предпринимательской  деятельности. Это прежде всего уровень социально-политической и экономической стабильности, наличие развитой законодательной базы, благоприятный и стабильный налоговый режим и т.д., т.е. вся совокупность условий, определяющих инвестиционный климат.

Здесь же следует  ограничиться замечанием о том, что  в последние годы многие страны предприняли  меры по либерализации национальных законов об иностранных инвестициях, внеся в них соответствующие поправки либо принимая новые законы, предоставляющие более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Как показывает опыт многих стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, к основным направлениям либерализации национальных законодательств об иностранных инвестициях в последнее десятилетие относятся следующие.

  • Упрощение процедур получения разрешения на инвестирование; в некоторых случаях такое разрешение не требуется, например, когда объем инвестиций не достигает определенного уровня, при создании совместных предприятий, при реинвестировании прибылей и т.д. В некоторых странах вводится единовременное выполнение всех формальностей при оформлении инвестиций через одно учреждение (single-window approach или one-stop services).
  • Ослабление ограничений на владение собственностью, в том числе разрешение создавать предприятия со стопроцентным иностранным владением.
  • Предоставление новых или продление сроков ранее предоставленных «налоговых каникул».
  • Полное или частичное освобождение от некоторых налогов и сборов.
  • Вычет из налогооблагаемой суммы затрат на подготовку местного персонала, на проведение исследовательских работ и на цели развития.
  • Введение ускоренной амортизации.
  • Отмена или ослабление ограничений на репатриацию прибылей, капитала, заработной платы иностранного персонала и доходов от ликвидации предприятия.
  • Полная или частичная отмена требований, предъявляемых иностранным инвесторам по вопросам использования местного сырья, компонентов и найма местной рабочей силы.
  • Увеличение продолжительности допустимого периода использования иностранного персонала.
  • Отмена или снижение минимального объема инвестированного капитала.
  • Снятие ограничений на деятельность иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики.

Используя иностранный  капитал, любая страна одновременно стремится сохранять независимость  своей экономики, что создает  реальную проблему совмещения независимости, с одной стороны, и взаимодействия с привлекаемым иностранным капиталом — с другой. Несмотря на заинтересованность в привлечении капитала, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой принимают в то же время различные меры по защите своих суверенных прав на природные и иные ресурсы, вырабатывая на многосторонней основе стандарты по урегулированию деятельности иностранных инвесторов.

К настоящему времени  мировая практика выработала универсальный  набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них наибольшее значение имеют следующие.

  • Налоговые стимулы: налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов и др.

    «Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций.

    Смысл такого освобождения состоит в повышении привлекательности  размещения инвестиций и тем самым  увеличения в будущем налогооблагаемой базы. При этом временное снижение поступлений от налога на прибыль  в бюджет компенсируется за счет дополнительных неналоговых выгод, связанных с  привлечением иностранного капитала, таких как создание новых рабочих  мест, развитие производства и инфраструктуры, приток финансовых ресурсов, передовых  технологий и т.д. Практика применения «налоговых каникул» характерна для  многих стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и др. В России налоговые каникулы применяются в Новгородской и Тверской областях, Чувашии, Татарстане, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и др.

  • Финансовые стимулы — различного рода субсидии, предоставление кредитов и займов по льготным условиям, гарантии их получения.
  • Нефинансовые стимулы — создание благоприятного климата для эффективного функционирования иностранного капитала, развитие законодательной базы и необходимой инфраструктуры (транспорта, связи и др.), создание свободных экономических зон и т.д.

В тех или иных комбинациях эти меры привлечения  иностранных инвестиций используются во всех странах. Однако опыт последних  десятилетий позволяет выделить следующие особенности методов их привлечения, характерные для различных групп стран.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед налоговыми. Это объясняется тем, что финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных целей, например, на привлечении иностранных инвесторов в отдельные отрасли или переживающие экономические трудности «депрессивные» регионы. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что обусловлено недостатком у них необходимых финансовых ресурсов.

Во-вторых, наметилась устойчивая тенденция к более широкому использованию нефинансовых мер, таких как упрощение административных процедур, создание свободных экономических зон и др.

Каждая из стран  применяет названные выше универсальные  меры по-своему. Например, СШАв течение многих десятилетий были нетто-экспортером капитала, т.е. объем их зарубежных инвестиций (экспорта капитала) намного превышал объем иностранных инвестиций (импорта капитала в США). С середины 80-х гг. США стали важнейшим импортером капитала, что было связано с действием таких факторов, как стабильность экономического и политического положения страны, устойчивые темпы экономического роста, открывавшие широкие возможности для вложения капиталов, стабильность и международно признанная роль американской валюты — доллара и т.д. Однако помимо этих объективных факторов на увеличение притока иностранного капитала в США повлияла и политика, направленная на привлечение иностранных инвесторов.

Среди мер экономической политики, стимулировавших приток иностранных капиталов в США, можно, например, назвать следующие:

  • введение ограничений на импорт некоторых товаров в США, что побуждало иностранные компании в борьбе за американский внутренний рынок создавать собственное производство на территории США;
  • отмена тридцатипроцентного налога на доходы иностранцев от американских ценных бумаг;
  • создание специальных экономических зон в относительно слабо развитых регионах страны;
  • политика властей штатов, предоставляющих иностранным инвесторам налоговые и иные льготы. Например, в штате Миссури 50% чистого дохода корпораций с иностранным участием освобождается от налогов; в штате Коннектикут иностранному инвестору предоставляется компенсация в 1000 долл. за каждое новое рабочее место; в штате Луизиана корпорации с иностранными инвестициями полностью освобождаются от налогов в течение 10 лет.

Особое внимание уделяется привлечению иностранных  инвестиций в так называемые зоны развития — территории, нуждающиеся в дополнительном привлечении финансовых ресурсов с целью развития в них наукоемких отраслей или снижения уровня безработицы. Примером в этом отношении может служить Ирландия, которая привлекла за два года иностранные инвестиции на сумму в 5 млрд долл. благодаря предоставлению следующих льгот:

  • снижение в отдельных отраслях ставки налога на прибыль до 10% в течение пяти лет;
  • финансирование до 50% расходов на НИОКР (до 250 тыс. ирл. фунтов);
  • субсидии на оплату аренды (в размере 45—60%) и приобретение недвижимости (в размере 45—60%);
  • содержание оговоренного числа служащих и подготовка менеджеров.

Одним из наиболее распространенных за рубежом способов обеспечения условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регулирующие их деятельность, или в соглашения о совместном предпринимательстве и инвестиционном сотрудничестве так называемой «стабилизационной оговорки».

Стабилизационная  оговорка — положение договора, позволяющее сохранить для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Самая распространенная разновидность стабилизационной оговорки — так называемая «дедушкина оговорка» (grandfather's clause) — положение, согласно которому в течение времени, предусмотренного оговоркой, на инвестора не распространяется действие законодательных и нормативных актов, принятых после того, как инвестор приступил к капиталовложениям, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону.

«Дедушкина оговорка»  создает временный иммунитет  от действия новых законов и иных нормативно-правовых актов, обеспечивает инвестору переходный период, в течение  которого он может подготовиться  к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль  на вложенный капитал. «Дедушкина оговорка»  проста и удобна в применении, и  если срок ее действия достаточно продолжителен, то она способна служить эффективным  инструментом привлечения иностранных  инвестиций.

По российскому  законодательству стабильность условий  для иностранного инвестора гарантируется  в течение срока окупаемости  инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Это положение распространяется на КОИИ, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет более 25%, а также на КОИИ, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов. В исключительных случаях для инвестиционного проекта с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб., срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий и режима.

Как показывает опыт западных стран, стабилизационные оговорки не применяются автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Так, инвестор не может требовать применения к нему стабилизационной оговорки, если вновь принятое законодательство касается вопросов обороноспособности и безопасности государства, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций