Государственное регулирование инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Содержание

Глава 1. Пути привлечения иностранного капитала 3

1.1 Основные понятия инвестиционного процесса и иностранных инвестиций 3

1.2 Инвестиционный климат 12

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций 14

1.4 Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора 16

Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ 23

2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ 23

2.2 Причины ввоза иностранного капитала 26

2.3 Система правовых норм в сфере регулирования иностранных инвестиций в России 30

Глава 3. Инвестиции в отраслях промышленности России 33

3.1 Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс 33

3.2 Новые месторождения и перспективы участия иностранного капитала 35

Заключение 37

Список использованной литературы 38

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 88.07 Кб (Скачать)

По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся  на краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные.

К последним относят  вложения более чем на 15 лет. В  данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных  инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные  и частные кредиты).

По характеру использования  зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме  процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных  и вложения из частных источников.

Предпринимательскими  инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские  капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в станах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии – 50%

Прямые инвестиции делятся на две группы:

- трансконтинентальные  капитальные вложения, обусловленные  возможными лучшими условиями  рынка, то есть тогда, когда  существует возможность поставлять  товары с нового производственного  комплекса непосредственно на  рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую  роль, главное- нахождение на рынке.  Разница в издержках производства  по сравнению с материнской  компанией является меньшим фактором  влияния на размещение производства  на данном континенте. Издержки  производства являются решающим  для определения страны данного  континента, в которой необходимо  создать новые производственные  мощности;

- транснациональные  прямые вложения. Часто в соседней  стране. Цель- минимизация издержек  по сравнению с материнской  компанией.

Черты, характерные  для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных  инвестициях инвесторы, как правило,  лишаются возможности быстрого  ухода с рынка;

- большая степень  риска и большая сумма, чем  при портфельных инвестициях;

- более высокий  срок капиталовложений, они более  предпочтительны для стран-импортеров  иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие  страны двумя путями:

- организация новых  предприятий;

- скупка или поглощение  уже существующих компаний.

«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для  прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы  инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные  корпорации реально контролируют иностранные  предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

- из-за значительной  распыленности акций среди инвесторов;

- по причине наличия  дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность  иностранной фирмы. Имеются в  виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги  и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных  инвестиций в последнее десятилетие  связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию  масштабов которых способствовал  ряд факторов: интернационализация  деятельности фондовых бирж, снятие ограничений  на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с  ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Прочие инвестиции - группа инвестиций, в которую в  основном входят международные займы  и банковские депозиты.

Формы заграничных  капиталовложений в изложенной схеме  все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов  и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.

Таким образом, существуют различные формы иностранных  инвестиций. Прежде, чем выбрать  ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент  имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем  политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью  денежной единицы и прочими факторами.

Иностранными инвесторами  могут быть:

· иностранное юридическое  лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством  государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

· правоспособный иностранный  гражданин;

· постоянно проживающее  за границей и правоспособное лицо без гражданства;

· международная  организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранные государства  в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики  любой страны, включая Россию. Привлечение  иностранных инвестиций является объективной  необходимостью.

Они обусловлены:

а) международным  разделением труда;

б) развитием международных  связей;

в) интегрированием  национальной экономики в мировое  хозяйство 

Иностранные инвестиции способствуют:

1) ускорению экономического  и технического прогресса; 

2) внедрению новых  форм управления;

3) обновлению и  модернизации производственного  аппарата;

4) активизации конкуренции; 

5) развитию малого  и среднего бизнеса;

6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной  экономики; 

7) расширению экспортного  потенциала страны;

8) замене импортозамещающего  производства;

9) созданию новых  рабочих мест, повышению уровня  занятости, снятию социальной  напряженности; 

10) повышению конкурентоспособности  отечественного производства;

11) решению проблем  реформирования экономики. 

1.2 Инвестиционный климат

 

Инвестиционная сфера  требует создания определенных условий  для успешного осуществления  инвестиционного процесса.

Совокупность политических и экономических условий, которые  формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом.  
 

Факторы, воздействующие на инвестиционный климат:

а) Макроэкономические (динамика ВВП, уровень инфляции и  процентных ставок, доля сбережений в  ВВП).

б) Нормативно-правовые (качество и стабильность законодательной  базы, соответствие федерального и  регионального законодательства, политика центральных и местных врачей, защита прав собственности, защита интересов  инвесторов, уровень монополизации  в экономике, открытость экономики, уровень соблюдения законности и  правопорядка, административные барьеры  входа на инвестиционный рынок, уровень  корпоративного управления).

в) Налогообложение (качество налоговой системы и  уровень налогового бремени).

г) Информационное обеспечение (формирование системы информационного  обеспечения, полнота и доступность  информации об инвестиционных возможностях в стране в целом, о компаниях  в частности, актуальность сведений, доверие к источнику информации, проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ, организация инвестиционных выставок, презентаций, семинаров, инвестиционных миссий).

д) Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов. Для инвесторов она понимается как отсутствие четких, облеченных в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала.

е) задолженность  по внешним обязательствам международным  экономическим и финансовым организациям.

Указанные факторы  могут оказывать как стимулирующее  так и тормозящее воздействие  на инвестиционную деятельность. Так, сокращение реального объёма ВВП  сказывается на промышленном производстве, вызывает, как правило, его спад, нестабильное состояние экономики  в стране в целом и вследствие этого - снижение инвестиционной активности.

Высокий уровень  инфляции отрицательно влияет на инвестиционные возможности предприятий, т.к. происходит обесценивание амортизации, рост реальной ставки налогообложения прибыли. Инфляция приводит также к необходимости  увеличения заработной платы работникам и к росту потребностей в оборотных  фондах. В результате сужаются возможности  инвестирования за счёт собственных  средств предприятий. Высокие процентные и налоговые ставки ухудшают условия инвестирования в реальный сектор. Инвестиционная деятельность активно развивается в условиях роста ВВП, низкого уровня инфляции, низких процентных ставок и увеличения сбережений населения. В последние годы в нашей стране наметились тенденции к улучшению инвестиционного климата - достигнута политическая стабильность, происходит рост ВВП и промышленного производства, снизился уровень инфляции, принят ряд законодательных актов, обеспечивающих активизацию инвестиционного процесса, проведена налоговая реформа и др. Все это привело к существенному увеличению объема инвестиций в России в последние 8 лет. Однако в 2009 году тем роста иностранных инвестиций в РФ значительно замедлился, что объясняется разрастающимся мировым экономическим кризисом.

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций

 

К настоящему моменту  сложилась определенная структура  иностранных инвестиций. Можно выделить два основных вида иностранного капитала, который поступает в экономику  России. Это, с одной стороны, целевые  кредиты инвестиционного характера  иностранных государств и международных  финансовых институтов. С другой стороны, иностранные инвестиции представлены частным капиталом. Общий приток инвестиций складывается из прямых иностранных  инвестиций, портфельных, облигационных  займов и банковских кредитов.

Существует несколько  видов государственного регулирования  иностранных инвестиций:

  1. Налоговое регулирование
  2. Правовое регулирование
  3. Защита национальной экономики в связи с иностранными инвестициями

Налоговое регулирование должно предусматривать:

  • выделение отраслевых инвестиционных приоритетов в режиме налогообложения для отечественных и иностранных предпринимателей
  • определение налоговых льгот целевой направленности в рамках целевых инвестиционных программ (налоговые каникулы и др.)

В каждом бизнес-плане  показывается, сколько налогов надо заплатить. При этом вычитаются косвенные  налоги добавляются таможенные платежи  и подсчитывается величина совокупной налоговой нагрузки, которую предприниматель готов нести, расширяя определенную деятельность.

Доступ инвестора  к видам деятельности регулируется разрешительной системой. Особенно это касается иностранных инвесторов. Существует два списка:

  • виды деятельности, в которые иностранные инвесторы не допускаются (например, на государственные предприятия)
  • виды деятельности, к которым доступ иностранных инвесторов ограничивается долей в капитале

На момент принятия решения об инвестициях утверждается тот вид деятельности, который  ограничений и запретов не значится. Затем он уже не изменяется. Данная мера защищает его от административного  произвола и давления властей.

Правовое  регулирование требуется для создания условий, благоприятствующих деятельности инвесторов.

Устойчивый побудительный  мотив для собственника создает  стабильность экономический условий. Нельзя допускать, чтобы, реализуя инвестиционный проект, инвестор рассчитывал на одну величину прибыли, а на самом деле получал прибыль, гораздо меньшую  только потому, что изменились нормы  государственного регулирования (ставки налогов, порядок их взимания и др.). Чтобы решить эту проблему в Законе об иностранных инвестициях была принята известная в международном  законодательстве «дедушка оговорка». Смысл ее в том,  что государство  берет на себя обязательство не ухудшать условия ведения хозяйственной  деятельности до полной окупаемости  инвестиционного проекта. Это распространяется и на отечественных инвесторов.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций