Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:24, дипломная работа
Цель работы состояла в определении путей совершенствования бюджетного инвестирования для обеспечения устойчивого социально -экономического развития региона и создания благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть роль и место бюджетного инвестирования в изменившихся условиях хозяйствования, выявить факторы, обуславливающие региональную инвестиционную ситуацию;
• систематизировать формы и методы реализации бюджетных инвестиций, дать характеристику источников их финансирования;
• провести анализ инвестиционных процессов в экономике РФ;
• уточнить методические подходы к комплексной оценке эффективности бюджетных инвестиций, на основе всестороннего учета социо-эколого-экономических последствий их реализации для целей регионального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 7
1.1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 7
1.2. Планирование и порядок предоставления бюджетных инвестиций 11
1.3. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 2010-2012ГГ. 21
2.1. Порядок осуществления расходов на финансирование бюджетных инвестиций 21
2.2. Анализ динамики предоставления бюджетных инвестиций в период с 2000 по 2012гг. 32
2.3. Анализ эффективности предоставления бюджетных инвестиций. Основные недостатки. 39
2.4. Перспективный анализ реализации инвестиционной и инновационной политики Российской Федерации 47
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ. 56
3.1. Основные направления совершенствования предоставления бюджетных инвестиций 56
3.2. Механизм функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Договор между Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, которому предоставляются инвестиции, об участии соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.
Условия финансирования инвестиционной деятельности за счет централизованных инвестиционных ресурсов представлены в таких документах как «Бюджетный Кодекс», «Положение об инвестиционном фонде Российской Федерации», «Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации», «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов» и в ряде других документов9.
Бюджетный Кодекс разделяет расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания на текущие расходы и капитальные расходы. В соответствие со статьей 67 БК капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Бюджетный Кодекс предусматривает
следующий порядок
1. Расходы на финансирование
бюджетных инвестиций
2. Объекты государственной
собственности субъектов
3. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть их уставных капиталов и имущества.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
В соответствие с БК финансирование инвестиционных расходов может осуществляться с использованием таких форм финансирования как бюджетные ассигнования и бюджетный кредит. Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств; бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Необходимость бюджетных ассигнований объективно обусловлена наличием сфер и производств, имеющих общенациональное значение, но которые в силу высокой капиталоемкости, повышенных рисков и отдаленного экономического эффекта часто являются мало привлекательными, а порой и просто нереальными для частного бизнеса. Так, в мировой практике за счет бюджетных средств традиционно финансируются объекты социальной и производственной инфраструктур, развиваются новые прогрессивные отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие коренным структурным изменениям в экономике и т. п. Участие государства в финансировании позволяет гармонично развивать национальную экономику в территориальном, отраслевом и воспроизводственном аспектах и решать весь комплекс задач, стоящих перед различными уровнями власти. Бюджетные ассигнования являются инструментом финансовой и экономической политики – воздействуя на хозяйственную конъюнктуру, экономический рост, они выступают важнейшим фактором развития общественного производства.
Доля государственного финансирования определяется моделью развития национальной экономики. В РФ в рамках либеральной модели экономической политики происходит сокращение бюджетных инвестиций. Так, за период с 2000 по 2012 гг. доля бюджетных средств в финансировании основного капитала в РФ снизилась с 22 до 17,9% .
Особенности бюджетных ассигнований на капитальные вложения предопределены публичным характером источника финансирования – бюджета – и сводятся к следующим положениям11:
Внебюджетные централизованные ассигнования на капитальные вложения осуществляются из экономических фондов и фондов социального назначения. Например, Федеральным законом «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2000 год» утверждены произведенные расходы на капитальные вложения в развитие санаторно-курортных Учреждений Фонда в размере 464,9 млн. руб.
Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, может осуществляться за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки определяются Положением об инвестиционном фонде Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2006 N 239).
В соответствие с Положением государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов, направленных12:
а) на социально-экономическое развитие РФ в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение;
б) на создание и развитие элементов российской инновационной системы;
в) на обеспечение
реализации институциональных преобразован
Предоставление
государственной поддержки
а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;
б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
в) предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты.
Для получения государственного софинансирования коммерческая организация, участвующая в реализации инвестиционного проекта, должна предоставить средства в размере не менее 25 процентов сметной стоимости инвестиционного проекта. Размер государственных гарантий может составлять до 60 процентов предоставляемых кредиторами средств для реализации инвестиционного проекта.
Отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств инвестиционного фонда осуществляется на основе качественных и количественных критериев. К числу качественных критериев относятся следующие:
Инвестиционные проекты, прошедшие отбор на основе качественных критериев, подлежат отбору на основе количественных критериев, основанных на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности.
Показателями финансовой эффективности являются14:
Показателем бюджетной эффективности является отношение дисконтированных налоговых поступлений и экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией инвестиционного проекта, к суммарному объему планируемой государственной поддержки.
Показателем экономической эффективности является объем вклада инвестиционного проекта в увеличение валового внутреннего продукта или валового регионального продукта.
Еще одним нормативным документом, регламентирующим инвестиционную деятельность в РФ является ФЗ ОБ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).
Особая экономическая
зона – это определяемая Правительством
часть территории Российской Федерации,
на которой действует особый режим
осуществления
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Закон определяет следующие типы особых экономических зон15:
1) промышленно-производственные;
2) технико-внедренческие;
3) туристско-рекреационные.
При создании особой экономической зоны государство берет на себя обязательства по финансированию создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, местного бюджета.
Предпринимательская деятельность в особой экономической зоне осуществляется коммерческими организациями, деятельность которых соответствует типу зоны. Эти организации по соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности берут на себя обязательства осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионов евро. Инвестиции осуществляются в соответствие с бизнес-планом, требования к которым изложены в Приказе Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 г. N 75.
Как уже ранее отмечалось базовым документом, определяющим инвестиционную деятельность государства, является Бюджетный Кодекс. Он, в частности, определяет, что в составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. При этом порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развития осуществляется:
Информация о работе Бюджетные инвестиции и повышение их эффективности