Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:24, дипломная работа
Цель работы состояла в определении путей совершенствования бюджетного инвестирования для обеспечения устойчивого социально -экономического развития региона и создания благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть роль и место бюджетного инвестирования в изменившихся условиях хозяйствования, выявить факторы, обуславливающие региональную инвестиционную ситуацию;
• систематизировать формы и методы реализации бюджетных инвестиций, дать характеристику источников их финансирования;
• провести анализ инвестиционных процессов в экономике РФ;
• уточнить методические подходы к комплексной оценке эффективности бюджетных инвестиций, на основе всестороннего учета социо-эколого-экономических последствий их реализации для целей регионального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 7
1.1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 7
1.2. Планирование и порядок предоставления бюджетных инвестиций 11
1.3. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 2010-2012ГГ. 21
2.1. Порядок осуществления расходов на финансирование бюджетных инвестиций 21
2.2. Анализ динамики предоставления бюджетных инвестиций в период с 2000 по 2012гг. 32
2.3. Анализ эффективности предоставления бюджетных инвестиций. Основные недостатки. 39
2.4. Перспективный анализ реализации инвестиционной и инновационной политики Российской Федерации 47
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ. 56
3.1. Основные направления совершенствования предоставления бюджетных инвестиций 56
3.2. Механизм функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
при Правительстве Российской Федерации»
Финансово-экономический факультет
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой
к.э.н., проф. Маркина Е.В.
____________________
«____» _________201_ г.
Выпускная квалификационная работа
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему:
«Бюджетные инвестиции и повышение их эффективности»
Студентка группы___Ф 4-9_______
Абдуразакова Муминат Наримановна
(ФИО студента)
______________________________
(подпись студента, дата)
Научный руководитель
__________к.э.н.,доц. Левченко Е.А.
(ФИО, ученая степень
и должность научного руководителя)
______________________________
(подпись научного руководителя, дата)
Москва – 2013
Содержание
Важность вопросов
инвестиционного обеспечения
Тема исследования актуальна потому, что изучению региональных особенностей инвестиций до недавнего времени уделялось мало внимания. В централизованной экономике региональные источники финансирования инвестиций совпадали с финансированием отраслевым, проходящим по линии министерств и ведомств. Роль региональных финансовых источников при том уровне централизации ресурсов была минимальной и сводилась к обеспечению потребностей в инвестициях хозяйств местного подчинения.
Трансформация инвестиционной сферы происходит сложно. В стране отмечается ухудшение всех основных показателей инвестиционной деятельности: сокращаются объемы инвестируемых средств, снижается их эффективность, ухудшается производственная структура инвестиций.
В существующих
условиях, когда финансирование расширенного
воспроизводства за счет средств
предприятий оказалось
Предметом исследования являются региональные бюджетные инвестиции, как целостный блок в структуре инвестиций, призванный обслуживать интересы долговременного роста экономики.
Объектом исследования является инвестиционная сфера РФ, понимаемая как система экономических отношений, возникающих между субъектами хозяйственной деятельности по поводу реализации инвестиций.
Цель работы состояла в определении путей совершенствования бюджетного инвестирования для обеспечения устойчивого социально -экономического развития региона и создания благоприятной среды жизнедеятельности населения.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
В качестве теоритической основы исползовалась экономическая теория, разработанная в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов.
Значению инвестиций, регулированию инвестиционной деятельности много внимания уделено в трудах таких зарубежных и отечественных экономистов как Дж.М. Кейнс, Г.М. Маркович, П.Г. Масье, Ю.А. Матькин, В.В. Бочаров, А.П. Ермилов, М.А. Лимитовский, Д.С. Львов, В.Ф. Дунаев, А.О. Шабалин.
Вопросы регионального развития в последнее время стали предметом внимания видных ученых нашей страны, таких как Э.Б. Алаев, Е.Г. Анимица, В.П. Степанов, М.Д. Шарыгин, О.Г Дмитриева, Т.И. Заславская, А.И. Татаркин. Многие аспекты инвестиционной и инновационной деятельности отражены в работах С.Б. Лаврова, П.П. Лутови-нова, Т. Рыбаковой, В.Н. Лексина, А.Н. Швецова, Е.М. Бухвальд, И.Т. Павлова.
При выполнении исследования использованы методы факторного анализа, статистические и экономико-статистические, классификации и типизации явлений, структурирования целей и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные его положения направлены на решение острых для страны проблем, связанных с сокращением инвестиций в реальный сектор экономики. Разработанные рекомендации по повышению эффективности бюджетных инвестиций могут найти применение в деятельности органов власти субъектов федерации. Основные выводы и положения могут быть использованы региональными и муниципальными властями при разработке программ социально экономического развития, а также при реализации региональной экономической политики.
Согласно статье 80 БК РФ, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных или складочных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов (муниципальных образований) в уставных или складочных капиталах в соответствии с гражданским законодательством1.
В настоящее время доля государства присутствует в уставных капиталах многих организаций. Такая форма взаимодействия государства и коммерческих организаций взаимовыгодна. Организация получает дополнительные финансовые и материальные ресурсы. Для организации участие государства в уставном капитале также может представлять интерес с точки зрения привлечения инвесторов. Доля государства в уставном капитале организации привлекает многих инвесторов, которые, вкладывая средства в организацию, рассчитывают на контроль за их расходованием со стороны государства.
Государству выгодно участвовать в капитале коммерческих организаций, поскольку в этом случае оно может осуществлять контроль за деятельностью коммерческой организации, получать прибыль, соответствующую вкладу, поддержать стратегическое производство, имеющее высокую общественную значимость.
Участие государства в уставных капиталах организаций во многом определяется эффективностью таких инвестиций. Если предприятие с государственным участием не имеет стратегического значения, не производит выплату дивидендов, государство отказывается от инвестиций и производит продажу акций такой организации.
В статье 80 БК РФ определены условия предоставления бюджетных инвестиций, предусматривающих наличие2:
· технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
· проектно-сметной документации;
· плана передачи земли и сооружений;
· проекта договора между органами исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации или ее субъекта в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Отсутствие
оформленных договоров служит основанием
для блокировки предусмотренных
на соответствующие бюджетные
Нарушение порядка предоставления бюджетных инвестиций в силу статьи 299 БК РФ, влечет для получателя изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств.
Участие государства
в хозяйственных обществах
Например, участие города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем3:
· приобретения акций дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с целью сохранения доли города (с оплатой акций денежными средствами, имуществом или имущественными правами);
· участия
города во вновь создаваемых открытых
акционерных обществах с
· участия города в действующих Обществах путем предоставления бюджетных инвестиций (капитальных вложений) с последующей передачей городу эквивалентной части уставного капитала или имущества Общества - в соответствии со статьей 80 БК РФ.
На территории города Москвы действует Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 года №644-ПП «Об утверждении временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах».
Методические
рекомендации по разработке и анализу
технико-экономических
Организации получают бюджетные средства в качестве финансовой помощи в форме субвенций или субсидий.
Согласно статье 6 БК РФ субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Финансовую поддержку из бюджетов разных уровней бюджетной системы получают, как правило, сельскохозяйственные, транспортные организации. Получателями субсидий и субвенций являются организации, имеющие стратегическое значение. Например, предприятиям оборонного комплекса предоставляются бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки мобилизационных ресурсов, то есть таких производственных мощностей, которые в текущем финансовом году (совпадающем с календарным годом) не используются в производственном цикле, однако требуются средства на поддержание их в надлежащем состоянии.
Организация-получатель финансовой помощи должна израсходовать полученные субсидии или субвенции строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве и обозначенные при их выделении, и отчитаться по установленным формам.
Для получения организацией субсидий и субвенций нормативными документами предусмотрена специальная процедура. Организации, как правило, подают заявки в соответствующий финансовый орган с обоснованием необходимости выделения им финансовой помощи из бюджета, часть из которых удовлетворяется.
В основе решения
о выделении организации
Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений4:
1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Расходы на
финансирование
в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.
4. Порядок финансирования
инвестиционных проектов за
Информация о работе Бюджетные инвестиции и повышение их эффективности