Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     За последние годы наблюдается тенденция увеличения объемов поступающего иностранного капитала. Так, за 2002 – 2005 гг. в экономику страны поступило более 5 млрд. долларов иностранных инвестиций. В январе-июне 2006 г. было привлечено более 1 млрд. долларов иностранных инвестиций, из которых 328 млн. долларов составили прямые иностранные инвестици. В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия, Швейцария, Австрия, Германия, Латвия.

     В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.

     Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования)идр. Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2».

     Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно - спортивного комплекса «Минск-Арена». Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

     Увеличить приток финансовых средств частных инвесторов для реализации таких проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

     Упор должен быть на собственные силы, на отечественного инвестора и покупателя — самый реальный и устойчивый фактор конкурентоспособности. Среди важнейших инвестиционных проектов 2006-2010 годов - техническое перевооружение наших ведущих заводов: Белорусского автомобильного, минских тракторного и моторного, Белорусского металлургического. В энергетике - это реконструкция Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-5, Гомельской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2, Березовской и Лукомльской ГРЭС, подстанции 330/ПО/ЮкВ «Колядичи» в Минске. Среди 33 проектов, которые предстоит реализовать на предприятиях концерна «Белнефтехим» - строительство новых комплексов и реконструкция ряда производств на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, организация новых современных производств на ОАО «Могилевхимво-локно» и ОАО «Нафтан», строительство рудника на участке калийных солей РУП «ПО «Беларуськалий», в 2008-2010 годах предусмотрено строительство заводов по производству древесностружечных плит в Витебске и Ивацевичах, продолжится реконструкция Скидельского, Городейского и Жабинковского сахарных комбинатов, а также реализация других не менее масштабных инвестпроектов. 

 

      2.3 Анализ эффективности  привлечения и использования иностранных инвестиционных ресурсов 

     Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав инвестора условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия режима деятельности связанных с ними юридических лиц страны-реципиента1, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента. Ограничение деятельности иностранных инвесторов устанавливается ИК Республики Беларусь ст.78:

     Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:

  • обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
  • изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

     Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

     Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

     Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, порядок создания которых определяется ИК Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

     Преимущество такой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит в получении дополнительных преференций.

     К основным из них относятся:

     1. Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае, если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срок до трех лет.

     2. Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда.

     3. Безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства.

     4. Свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     5. Свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства.

     6. Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственной регистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь.

Среди успешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталом следует отметить СП "Бакко Бисов", СП "МАЗ-МАН"и др. СП "Бакко Бисов" - единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа СП "Бакко Бисов" включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В СП "Бакко Бисов" с 1999 года инвестировано около $4 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. "Бакко Групп" регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы.

     Совместное белорусско-германское предприятие ЗАО "МАЗ-МАН" создано в 1998 году с целью производства современных большегрузных автомобилей для региональных и международных перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАN Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП "МАЗ", ЗАО АКБ "Инфобанк" и др.Руководителям СП "МАЗ-МАН" представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3 000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек.

     Особую значимость имеет и вопрос привлечения в отрасль инвестиций. Так, за последние три года объем средств, направленных на техническое перевооружение организаций промышленности, возрос в два раза, достигнув в прошлом году 1,3 трлн.рублей. Основным источником финансирования стали собственные средства предприятий – 850,4млрд. рублей и кредитные ресурсы. Кроме того, привлечено около220 млн. долларов США иностранных кредитных средств, из них 24 млн. составили прямые инвестиции. Сегодня реализация крупных инновационных проектов проходит, как правило, с участием иностранных инвесторов. В 2009 году в соответствии с отраслевой инвестиционной программой планируется привлечение зарубежных финансовых средств для технического перевооружения ПО «Белорусский металлургический завод» и «Белорусский автомобильный завод», ОАО «Минский подшипниковый завод», РУП«Минский тракторный завод» и «Гомсельмаш»

За 2010 год в экономику  республики поступило более 5 млрд. долларов США прямых иностранных  инвестиций, что на 15 % больше, чем  в за 2009 год. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд. долларов США.

                                    Структура иностранных инвестиций

Происходит постепенное  увеличение доли прямых иностранных  инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 процента в 2008 году до 0,47 процента в 2010 году).

    Предпочтение  Беларуси в качестве страны-реципиента  инвестиций, как показал 2010 год,  отдают инвесторы из многих  стран мира, в том числе –  Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие.  

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ.

3.1 Проблемы экономического  роста в РБ

Республика Беларусь приобрела государственный суверенитет  в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие XX века по праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего испытания на устойчивость и жизнеспособность.

«Разрушительные тенденции, обусловленные распадом СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного механизма, односторонностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х гг. постоянно ухудшались. Так, в 1995 г. ВВП по сравнению с 1990 г. сократился на 35 %, объем промышленной продукции - на 39, производство потребительских товаров - на 40, валовая продукция сельского хозяйства - на 26, инвестиции в основной капитал - на 61, реальные денежные доходы населения - на 38 %. Индекс потребительских цен за пять лет возрос в 44 тыс. раз». [7, с. 18].

Главными причинами  столь плачевного состояния экономики  страны были:

· разрушение десятилетиями  нарабатывавшихся хозяйственных связей из-за распада СССР и роспуска СЭВ;

· общесистемный  коллапс старого хозяйственного механизма, базировавшегося на административно-командном  принципе организации экономики  и доминировании государственной  формы собственности;

· неготовность власти к решению сложных и нестандартных проблем экономики в условиях суверенитета;

· попытка разрешить  все экономические проблемы простым  путем - «невидимой рукой рынка»;

· чрезмерная политизация  экономической жизни и др.

В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и Программа-2000, которые определили не только стратегию преодоления кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных задач. Стратегической целью реформирования хозяйства страны в рассматриваемом периоде было определено формирование социально ориентированной рыночной экономики и на ее основе предотвращение дальнейшего развития кризисных процессов в экономике. Учитывая недостаток ресурсов и невозможность и нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства, в Программе-2000 выделены три главных направления развития: экспорт - жилье - продовольствие. Они должны были стать теми «локомотивами», которые смогут «потянуть» другие сферы производства, обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на внешние рынки.

Информация о работе Анализ инвестиционной политики Республики Беларусь