В Казахстане, как и в
других странах, вопрос о правах женщин
также является одним из самых
актуальных на сегодняшний день.
В связи с проявлением
в обществе проблемы насилия в
отношении женщин и детей, Департаментом
внутренних дел города Астаны был
принят ряд комплексных мероприятии
на пресечение и профилактику насилия.
Начиная с февраля 1999 года в системе
МВД Республики Казахстан, в структуре
административной полиции по осуществлению
общественного порядка и безопасности,
создано специальное, индивидуальное
подразделение по организации защиты
женщин от насилия. Деятельность подразделения
осуществляется в соответствии с
принципами законности, гласности, уважения
конституционных прав и свобод женщин,
на основе «Национального плана действий
по улучшению положения женщин в
Республики Казахстан». Осуществляется
во взаимодействии с Национальной комиссией
по делам семьи и женщин при
Президенте Республики Казахстан, с
комиссиями по делам семьи и женщин
при Акимах всех уровней, органами социальной
защиты населения, правоохранительными,
государственными органами, неправительственными
организациями и общественными объединениями
[11].
Один из механизмов реализации
Уполномоченным функций по защите и
поощрению прав женщин являются проекты,
осуществляемые учреждением омбудсмена
совместно с международными организациями
и фондами.
С апреля 2005 г. Уполномоченного
по правам человека был запущен проект
«Омбудсмен и равные возможности»,
который воплощался в жизнь коллегиально
с Национальной комиссией по делам
семьи и женщин при Президенте
Республики Казахстан, бюро ООН «Гендер
и развитие» и консалтинговой
компанией Швеции «Квинофорум». Главная
цель проекта – достижение и обеспечение
гендерного равенства.
Стратегия является основополагающим
документом, направленным на реализацию
гендерной политики государства, инструментом
ее реализации и осуществления мониторинга
со стороны государства и гражданского
общества. Документ содержит разработанные
совместно с региональным офисом
Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы
по достижению гендерного равенства
в политике, экономике, образовании,
семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения
насилия в отношении женщин и
детей.
Всё большее и большее
количество международных организаций
выступают за борьбу с дискриминацией
и неравенством полов (ЮНИФЕМ, ООН-Женщины).
Данные организации оказывают финансовую
поддержку, продвигают права женщин,
борются с насилием и мн. др.
Наиболее всеобъемлющими
документами международной политики
в настоящее время являются Декларация
об искоренении насилия в отношении
женщин, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН в 1993 г., и Платформа действий,
принятая на 4-ой Всемирной конференции
по положению женщин (Пекин, 1995 год).
Данные документы признают
насилие над женщинами нарушением
прав человека. Они не просто существуют,
а состоят из конкретных мер, которые
должны будут быть предприняты. А
создание Трастовых Фондов будет
одним из главных этапов в этом
направлении.
Необходимость особой защиты
прав женщин состоит в том, что
она вызывается причинами объективного
характера. Во-первых, исторически сложилось
так, что женщина - более слабая по
сравнению с мужчинами. Во - вторых, такая
необходимость вытекает из физиологических
особенностей женского организма, из выполнения
женщиной важнейшей социальной функции
– материнства [12].
Но, несмотря на важность и значимость
тех ролей, которые играют женщины в современном
мире, их права не стали объектом пристального
внимания специалистов в области права
и предметом комплексного исследования.
Радикальные меры - повсеместное
улучшение положения женщин во всех
сферах общественной частной жизни.
И, поэтому государства должны сплотиться,
чтобы принимать, утверждать международные
документы по защите прав женщин.
Также можно сделать
вывод о том, что наиболее
эффективная защита прав трудящихся
женщин наблюдается лишь в
тех государствах, правительства
которых ответственно относятся
к выполнению своих международных
обязательств. Тех обязательств, которые
содержаться в Конвенции ООН по ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин,
многочисленных конвенциях МОТ и др. Такие
примеры, несомненно, способны дать толчок
для достижения равенства между полами
во всём мире, поскольку государственная
политика и законодательство многих стран
еще нуждаются в усовершенствовании. От
государств требуется также введение
таких инструментов регулирования, как
тендерная экспертиза существующих нормативных
актов, тендерное бюджетирование и пр.
Помимо сотрудничества государств, для
поддержания приоритета общечеловеческих
прав, в том числе для защиты прав женщин,
приоритетна деятельность различных международных
и региональных организаций: ООН; МОТ,
ЮНЕСКО, ВОЗ; Совета Европы и пр. Выработка
соответствующих международных норм
и стандартов становится положительным
вкладом международной интеграции в обеспечение
трудовых прав женщин. Деятельность организаций
должна развиваться через осуществление
просвещения о положении и роли женщины
в обществе, через содействие разработке
и подписанию государствами международных
договоров, а также через контролирование
осуществления государствами взятых на
себя обязательств на международном уровне.
Особенно важной задачей является совершенствование
работы международных и региональных
организаций, в том числе путем исправления
тех недостатков, которые имеют место
быть в их инициативной деятельности на
сегодняшний день: дублирование полномочий,
недостатки организационной работы,
невозможность справиться с игнорированием
некоторыми государствами обоснованных
замечаний и рекомендаций и т.п. Процесс
по указанному совершенствованию, несомненно,
повлечет за собой пересмотр определенных
международных норм, касающихся деятельности
структур, чьими целями и задачами является
защита прав женщины. Со стороны мирового
сообщества требуется уделение большего
внимания становлению и развитию женских
неправительственных организаций, поскольку
именно они уже успели зарекомендовать
себя в качестве силы, способной противостоять
негативным явлениям и процессам, затрагивающим
положение женщин в глобализующемся мире.
Деятельность международных организаций,
региональных объединений, а также государств
в области регулирования труда женщин,
должна быть направлена в первую очередь
на преодоление дискриминации признаку
пола с учетом того, что это крайне негативное
явление является барьером на пути прогрессивного
и гармоничного мирового развития. Имеющиеся
на международном, региональном и внутригосударственном
уровне правовые механизмы в том, виде,
в каком они существуют в настоящее время,
не дают реальной гарантии и защиты принципа
равноправия полов [13].
Все права человека универсальны,
неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.
Международное сообщество должно относиться
к правам человека глобально, на справедливой
и равной основе, с одинаковым подходом
и вниманием. Хотя значение национальной
и региональной специфики и различных
исторических, культурных и религиозных
особенностей необходимо иметь в
виду, государства, независимо от их политических,
экономических и культурных систем,
несут обязанность поощрять и
защищать все права и основные
свободы.
Права человека женщин и
девочек являются неотъемлемой, составной
и неделимой частью всеобщих прав
человека. Полное и равное участие
женщин в политической, гражданской,
экономической, общественной и культурной
жизни на национальном, региональном
и международном уровнях, а также
ликвидация всех форм дискриминации
по признаку пола являются первоочередными
целями международного сообщества. Для
расширения прав и возможностей женщин
крайне важное значение имеет полное осуществление
всех прав человека и основных свобод
всех женщин.
Значение Пекинской конференции
по положению женщин не ограничивается
констатацией факта углубления дискриминации
женщин во всем мире и выработкой мер
по искоренению этого позорного
явления. Политической целью конференции
был не столько теоретический
анализ и даже не столько собственно
обмен опытом, сколько именно проявление
власти как влияние, формирование единой
коллективной воли и утверждение
ее в одно и то же время, в одном
и том же месте, т.е. ее реальная демонстрация.
С проявлением такой воли мировое
сообщество обязано считаться. Именно
с дальнейшим объединением сил женских
организаций на национальном и глобальном
уровне и опорой на международно-правовые
документы и международные организации
связывают женщины всего мира свои надежды
на конечное торжество справедливости
в вопросе достижения обоими полами равных
прав и равных возможностей по их реализации.
Одна из первых задач в этом направлении
- добиться в 2000 г. ратификации всеми членами
ООН Конвенции 1979 г. «О ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин».
Мировой опыт показывает, что
для половины человечества - женщин
подлинная свобода и равноправие
с мужчинами возможны лишь в условиях
социального правового государства,
за установление которого женские организации
и должны бороться. В этом, на наш
взгляд, один из важнейших выводов,
высвеченных Пекинской конференцией
и многими другими мероприятиями
и правовыми актами.
Осуществление радикальных
действий, в том числе через
национальное законодательство и посредством
формулирования стратегий, политики, программ
и приоритетов в области развития,
является суверенной обязанностью каждого
государства при соблюдении всех
прав человека и основных свобод, и
значимость различных религиозных
и этических ценностей, культурного
наследия и философских убеждений
отдельных лиц и их общин и
их полное уважение должны способствовать
полному осуществлению женщинами
их прав человека в интересах достижения
равенства развития мира.
Список использованной литературы:
- Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 02.12.1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XVI. М., 1957. - С. 280 - 290.
- Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29. 01. 1957 г. // Действующее международное право. Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права. 1996. - С.243-247.
- Всеобщая декларация прав человека от 10. 12. 1948 г. // Международное публичное право. Сборник документов. T.l. - М.: БЕК, 1996. - С. 460-464.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18. 12. 1979 г. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XXXVII. М, 1983. - С. 26-36.
- Декларация ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7. 11. 1967 г. // ООН. Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 22-й сессии. Нью-Йорк: Издательство ООН, 1968. - С. 41-43.
- Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин от 20. 12. 1993 г. // ООН. Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 48-й сессии. Т.1. - Нью-Йорк: Издательство ООН, 1994.-С. 315-318.
- Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. // СПС «КонсультантПлюс».
- Холиков, А.Г., Диноршоев, А.М., Сафаров, Б.А., Шоев, Ф.М., Сафаров, Д.С. – Права женщин. - Душанбе, 2010. – 263 с.
10Корбут Л.В., Поленина
С.В. Международные конвенции и
декларации о правах женщин и детей. М.,
1997.
11Поленина, С.В. - Права женщин в системе прав
человека: Международный и национальный
аспект. // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.owl.ru/win/books/polenina/13.htm
12Платформа действий, принятая
Четвертой всемирной конференцией по
положению женщин. // [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/women/plat4i.htm
13Приказ Министра внутренних
дел от 26 октября 1999 г. N 535 Об объявлении
Инструкции «Об организации работы подразделений
органов внутренних дел Республики Казахстан
по борьбе с проявлениями насилия в отношении
женщин. //[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.carudo.kz/289
Научный руководитель: к.и.н.,
доцент Сембинов М.К.