Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:40, курсовая работа
Одним из важнейших направлений развития международного права стало правовое регламентирование средств и методов ведения военных действий. Возникнув в качестве правового обычая, уже в XIX веке появились первые юридические нормы международного характера, касающиеся ограничения тех или иных средств ведения войны. Исторический опыт Первой и Второй мировых войн, ставших войнами, рассчитанными на «тотальное уничтожение», заставил практически все государства решить проблему того, должна ли война каким-либо образом регламентироваться. Очевидный ответ – да – породил другой правовой вопрос: как и в какой мере?
Международное право специально оговаривает ситуацию применения методов, расцениваемых как «военная хитрость» и не содержащих признаки вероломства. Такими хитростями являются действия, направленные на то, чтобы ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво, но которые не нарушают каких-либо норм международного права, применяемых в вооруженных конфликтов, и которые не являются вероломными, поскольку они не обманывают доверие противной стороны в отношении защиты, предоставляемой этим правом, например это может быть маскировка, использование ловушек, ложных операций и дезинформация.
Биологическое оружие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов), способных вызвать массовые заболевания людей, животных и растений. К таким возбудителям относят, например, возбудителей чумы, сибирской язвы, оспы, холеры и прочих болезней. Что может быть следствием применения биологического оружия, показали события, связанные с паникой в США, возникшей по причине массовых заболеваний сибирской язвой в результате получения зараженной почты, имевшие место в 2002 году.
Токсинное оружие – это оружие, поражающим фактором которого являются белковые или полипептидные вещества, являющиеся продуктом жизнедеятельности ряда микроорганизмов, животных или растений, и способные вызвать гибель человека и животных. Нередко токсинное оружие считают разновидностью оружия биологического, я считаю, что это допустимо, так как разница между ними состоит лишь в характере поражающего фактора: в биологическом оружии – живой микроорганизм, а в токсинном – продукт обмена веществ.
В соответствии со ст. 1 Конвенции 1972 года, каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять:
В то же время данная Конвенция
допускает возможность
Химическое оружие – это отравляющие вещества и средства их боевого применения, поражающий фактор которых основан на токсичных свойствах химических веществ и соединений, которые, находясь в газообразном или жидком состоянии, могут проникать в организм человека через дыхательную систему, кожные покровы, слизистые оболочки или пищеварительный тракт.
В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 января 1993 года, каждое государство-участник обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах:
Кроме того, в настоящей Конвенции установлен ряд обязательств государств-участников по уничтожению своего химического оружия, в том числе и находящегося на территории иностранных государств, а также любых объектов по производству химичечкого оружия, которое находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем. Наконец, каждое государство-участник обязано не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны.
В ст. 2 данной Конвенции дано определение химического оружия и предметов, оборот и использование которых расцениваются как преступные по международному праву. К таковым, в частности, относятся:
Ядерное оружие является самым разрушительным оружием массового поражения. Оно сочетает в себе несколько поражающих факторов: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, электромагнитный импульс, радиационное заражение.
В настоящее время действует немалое количество международных договоров и соглашений, направленных на ограничение распространения ядерного оружия. Среди них надо назвать такие, как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового поражения 1971 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.
В 1981 году специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о предотвращении ядерной катастрофы, в соответствии с которой «государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества».
Незаконность применения ядерного оружия в случае вооруженного конфликта вытекает из следующих норм права вооруженных конфликтов:
Тем не менее юридически применение ядерного оружия в настоящее время актами международного права не запрещено. Довольно долгое время действовало одностороннее обязательство СССР ни при каких обстоятельствах не применять ядерное оружие первым. Западные страны, обладающие этим оружием, исходили из иной концептуальной посылки – они допускали возможность применения ядерного оружия первыми, если бы они стали объектами агрессии. В настоящее время Концепция национальной безопасности Российской Федерации допускает возможность применения Россией ядерного оружия первой в интересах «предотвращения агрессии любого масштаба» против России и союзников2.
Согласно ст. 23 IV Гаагской конвенции, кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается применять во время вооруженных конфликтов яд и отравленное оружие.
В доктрине международного права существуют различные точки зрения по поводу того, отражает ли вышеназванная статья ранее действующую норму обычного международного права. Некоторые юристы отвечают на этот вопрос положительно3. Другие утверждают, что норма, содержащаяся в ст. 23 вошла в общее международное право и как таковая как для участников, так и не для участниковэтой конвенции. Третья группа специалистов лишь упоминает ст. 23 или норму, содержащуюся в ней, не уточняя, является ли эта норма обязательной только для участников Гаагских конвенций или дан для всех государств, применяющих обычное международное право.
В литературе международного
права встречаются также
Применение зажигательного
оружия в военном конфликте
Информация о работе Запрещенные методы и средства ведения войны