Участие международных организаций в вооруженных конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение роли международных организаций как субъектов международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах.
Объект исследования – деятельность международных организаций (ООН, Красный крест, ОБСЕ).
Предметом исследования являются вопросы политической и гуманитарной деятельности международных организаций в вооруженных конфликтах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3-5 стр.
Глава 1. Международные организации как субъекты международного гуманитарного права

1.1 Классификация международных организаций

6-12 стр.
1.2Основные направления деятельности международных организаций

13-15 стр.
Глава 2. Деятельность международных организаций в конфликтных зонах современного мира

2.1РольМеждународного Красного Креста в формировании гуманитарных норм международных вооруженных конфликтов

16-22 стр.
2.2.Организация Объединенных Наций в урегулировании международных вооруженных конфликтов

23- 28стр.
2.3 Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

29-31стр.
Заключение

32-33 стр.
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая МГП прохорова А.С..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Работа в таких разных и сложных  условиях конфликтов трудна во многих отношениях. Она требует детального анализа и способности предугадывать различные тенденции; готовности адаптироваться к изменению ситуации на протяжении всего года и идти на риск для того, чтобы получить доступ к пострадавшим, принимая индивидуальные и коллективные решения, которые имеют большое гуманитарное значение; высокого профессионализма; творческого подхода и решимости со стороны ряда сотрудников МККК на местах, а также принятия и понимания деятельности МККК широкими слоями общества. Она также требует значительной финансовой поддержки со стороны государств и организаций-доноров, национальных обществ, гражданского общества и частных корпораций. МККК очень благодарен всем тем, кто предоставил такую поддержку и проявил доверие к МККК в прошедшем году, благодаря чему организация смогла полностью мобилизовать свои усилия и оказать помощь нуждающимся в условиях чрезвычайных ситуаций и продолжающихся вооруженных конфликтов. Щедрость государств, организаций и частных лиц, предоставивших средства для финансирования деятельности МККК сыграли решающую роль в том, что МККК смог выполнить свою работу. Со своей стороны, МККК укрепил систему отчетности и оценки своей деятельности для того, чтобы добиться оптимальной прозрачности процесса принятия решений и расходования донорских средств. Несмотря на часто встречающиеся сложности, с которыми сотрудники МККК сталкиваются на местах, МККК полон решимости в своем намерении облегчить положение жертв вооруженных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация Объединенных Наций в урегулировании международных вооруженных  конфликтов

ООН - универсальная международная  организация, созданная в целях  поддержания мира и международной  безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН  обязателен для всех государств. Официальные языки ООН: Английский, Русский, Французский, Китайский, Испанский, Арабский. В ООН в настоящее время входит 192 государства. Из международно-признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан. 5

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный Суд.

Многие представляют ООН  как организацию, занимающуюся в  основном вопросами поддержания  мира и безопасности. На самом деле этому посвящено менее 30% деятельности ООН, а преимущественно ее работа связана с развитием и оказанием гуманитарной помощи. Система ООН, являясь единственным всемирным институтом по содействию развитию беднейших районов мира, реализуя свои специальные программы, помогает улучшить жизнь миллионам людей. Посредством этих программ система ООН предоставляет помощь в размере свыше 25 млрд. долл. приблизительно 135 странам ежегодно: около 5 млрд. выделяется в виде безвозмездных субсидий и свыше 20 млрд. — в виде займов. Организация оказывает помощь беженцам, бедным и голодным, содействует выживанию детей, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и распространением наркотиков, защите прав человека, равноправию женщин и демократии. 
Ресурсы ООН нацелены главным образом на страны и народы, в наибольшей мере нуждающиеся в помощи. ООН нередко является основным, если не единственным, источником технической и финансовой помощи для многих государств. 
В случае бедствия - военного конфликта, эпидемии и т.д.  - оперативные учреждения ООН немедленно принимают меры по оказанию помощи пострадавшему населению. Специальные подразделения ООН по оказанию чрезвычайной помощи в тесном сотрудничестве с гуманитарными неправительственными организациями срочно доставляют необходимые ресурсы (в основном для детей, женщин и стариков) - продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку. Организация Объединенных Наций координирует свои действия по ликвидации последствий гуманитарных кризисов через специальный комитет, объединяющий все ключевые гуманитарные подразделения и действующий под председательством Координатора чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций. В состав этого комитета входят: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН), Мировая продовольственная программа и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В комитете представлены также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, а также крупнейшие межправительственные и неправительственные гуманитарные организации.  Примерами гуманитарных силовых операций ООН могут считаться акции  ООН, которые осуществлялись в отношении Ирака в 1991 г., Сомали  в  1992  г.(операции  по  поддержанию  мира,  которые  начинали  осуществляться  в соответствии с  главой  VI  Устава  ООН,  по  ходу  развития  конфликта переросли в операции, предусмотренные главой VII), Боснии и Герцеговины в 1993-1995 гг. (при проведении операции сочетались  характерные  черты действий как по восстановлению, так и по поддержанию мира), в Руанде  и Гаити в 1994 г. (традиционные действия по поддержанию мира,  проводимые с согласия всех заинтересованных сторон, осуществлялись параллельно  со временными  операциями  под   командованием   и   контролем   отдельных государств)                                                             
Координатор чрезвычайной помощи отвечает за разработку политики гуманитарной помощи и привлечение внимания к гуманитарным вопросам, за повышение уровня информированности общественности, в частности о последствиях распространения стрелкового оружия или о гуманитарных последствиях санкций.6

Организация Объединенных Наций  служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая  рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов.

В результате этих переговоров  были заключены такие международные  соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и Договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия. 7

В 1997 году более 100 государств подписали Оттавскую конвенцию, которая ввела запрет на использование наземных мин. Организация Объединенных Наций призывает все страны присоединиться к этой конвенции и другим международным договорам, запрещающим использование разрушительных видов оружия8.

За 55 лет своего существования  ООН накопила немало опыта в урегулировании вооруженных конфликтов. Однако в 90-х годах ХХ века характер вооруженных конфликтов изменился. Подавляющее большинство столкновений в настоящее время носит внутренний характер. Урегулирование внутригосударственного конфликта сталкивается с суверенитетом отдельных государств, зачастую не желающих постороннего вмешательства в свою национальную политику. Поэтому уже с середины 90-х годов на основе опыта урегулирования конфликтов начинается разработка стратегии предотвращения вооруженных конфликтов.

Но каждый конфликт уникален по своей природе, поэтому на данном этапе пока не удается создать  универсальной системы раннего  предупреждения. Выявление самых  первых признаков возникновения  вооруженного конфликта сегодня  зиждется на мониторинге ситуации непосредственно на региональном уровне. В данной сфере ООН опирается на своих представителей в различных странах по всему миру, региональные организации, НПО и гражданское общество. Кроме того, согласно статье 35 Устава Организации Объединены Наций, как любой Член ООН, так и заинтересованное государство, не являющееся Членом Организации, могут довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям и вызвать спор.

Если же конфликт переходит  на следующий этап вооруженного столкновения, то ООН проводит различные операции по поддержанию и восстановлению мира, например, вводятся миротворческие силы. К помощи вооруженных сил  ООН («голубых касок») довольно часто прибегают в случае возникновения вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения Совета Безопасности предусмотрено Уставом ООН. Идея об использовании вооруженных сил под эгидой ООН была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским министром иностранных дел Л. Пирсеном (за что он получил Нобелевскую премию мира) и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением израильских войск в глубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других «горячих точках» планеты. Миротворческие силы могут находиться в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между  представителями греческой и турецкой общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния9.

Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, обязан соблюдать нормы международного гуманитарного права, прежде всего, закрепленные в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним от 8 июля 1977 года, строго следовать нормам и стандартам обеспечения прав и свобод человека.

Командование операцией  и воинских формирований обязано  обеспечить своевременное ознакомление всего военного и гражданского персонала  с базовыми принципами и нормами  международного гуманитарного права, нормами и стандартами соблюдения прав человека, правовыми регуляциями, касающимися беженцев и перемещенных лиц. 
В некоторых конфликтах на военных возлагаются дополнительные функции, в то числе доставка гуманитарной помощи гражданским лицам (эта функция активно реализовывалась, в частности, в Боснийском конфликте), обеспечение проведения свободных выборов (как, например, в Намибии).

В 1988 году миротворческим силам  ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организация по Безопасности  и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы, а также США и Канада.

Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте. 10

Высшим структурным уровнем  в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в  два года. Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Главным должностным лицом  организации является Генеральный  секретарь, избираемый на три года Советом  министров и возглавляющий секретариат  ОБСЕ, базирующийся в Вене.

Особо следует отметить обращение  ОБСЕ к проблематике конфликтных  ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или  министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии, часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Это обусловлено тем, что  ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере.

Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под  ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский саммит ОБСЕ (1994 г.) принял решение о создании на основе соответствующей резолюции Совета Безопасности ОО многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о прекращении военного конфликта.

В современных условиях по мере активизации  Миротворчество стали образовываться своего рода «школы миротворческой деятельности», имеющие свои особенности, отличающие их от традиционного Миротворчества ООН. Так, например, ОБСЕ проводит миротворческие акции только на территории стран-участниц этой организации. Решение о проведении такой акции принимается на основе консенсуса (или «консенсус минус один»). При этом акцент в действиях делается на политическую и гуманитарную составляющие операций. В ходе проведения операций на Балканах (в 1992–1993 гг., в 1995–1996 гг., с 1999 г.), на Кавказе (с 1992 г., в 1996-м и 1999-м гг.), в Прибалтике (в 1993 г.) и в Таджикистане (1997 г.) принципиально отвергалось использование принудительных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

При выполнении курсовой работы я  изучила деятельность международных  организаций как субъектов международного гуманитарного права, рассмотрела  их роль в  вооруженных конфликтах на примере таких международных организаций как ООН, ОБСЭ, Красный крест.

Их деятельность в период вооруженных конфликтах самая разнообразная это и посещение задержанных лиц без свидетелей, защита гражданского населения, оказание материальной помощи, оказание медицинской помощи, розыск пропавших лиц,  оказание консультационных услуг по международному гуманитарному праву, распространение информации о международном гуманитарном праве, доставка грузов гуманитарной помощи. Большую кодификационную работу проводят межправительственные и неправительственные международные организации и  многое другое.

Международное гуманитарное право  неразрывно связано с движением  и работой  международных организаций

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца – уникальная в своем роде организация, не имеющая «аналогов» в мире. Это основной вывод, который я сделала после изучения материалов данной работы. Уникальность проявляется в правовой природе феномена «Красного Креста». С одной стороны Комитет Красного Креста не является межправительственной организацией, с другой же – признан мировым сообществом субъектом международного права (что обычно свойственно именно межправительственным организациям). Полноправными участниками (точнее субъектами) международных правоотношений не рождаются, а становятся. О чем свидетельствует практическая деятельность Национальных Обществ  Красного Креста.

Что же касается деятельности Российского  Красного Креста, то перед нами –  продолжение традиций, с одной  стороны, и эволюция – с другой принципов и норм международного гуманитарного права, которые были заложены Движением Красного Креста в Женеве. За долгие годы работы МККК накопил уникальный опыт работы и стал поистине крупнейшей в мире гуманитарной организацией.

 Наряду с МККК в зонах вооруженных конфликтов работают и миротворческие силы ООН, Организация безопасности и сотрудничества в Европе – ОБСЕ, это такие неправительственные международные гуманитарные организации как “Врачи без границ”, “Международная амнистия”, “Репортеры без границ” и ряд других  международных организаций, цель которых – оказать содействие в первую очередь гражданскому населению, которое вовлекается в вооруженный конфликт.

При проведении миротворческих операций военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, обязан соблюдать нормы международного гуманитарного права, прежде всего, закрепленные в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним от 8 июля 1977 года, строго следовать нормам и стандартам обеспечения прав и свобод человека.

В современном мире именно с помощью международных организаций  осуществляется сотрудничество между  государствами. Международные организации  не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения  по глобальным вопросам современности.

Повышение роли международных  организаций создаёт для государств определённые гарантии, как в решении  различных споров, так и в предотвращении вооруженных  конфликтов.

 

 

Литература

Документы:

  1. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 512 - 569.

Информация о работе Участие международных организаций в вооруженных конфликтах