Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:07, контрольная работа
Целью исследования в работе является изучение теории субъектов международного права.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы субъектов международного права в работах авторов, опубликованных в учебных пособиях, средствах периодической печати.
2. Исследовать порядок организации субъектов международного права.
Введение………………………………………………………………..………3-4
1.Понятие и виды субъектов международного права…………….………....5-8
2.Государство – первичный субъект международного права……………...9-17
3.Производные субъекты международного права…………………………18-22
4.Специальные субъекты международного права………………………....23-24
Заключение………………………………………………………………..….25-26
Список используемой литературы……………………………………………..27
Любая межправительственная (межгосударственная) facto является субъектом международного права.
Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать другие права и обязанности .
Межправительственные организации являются субъектами международного права потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров. Они содержат и другие нормы, определяющие цели и задачи организации, полномочия ее органов, порядок взаимоотношений организации с государствами - членами и не членами, а также иными международными организациями.
Учредительные акты многих межправительственных организаций содержат четкие положения о правосубъектности таких организаций.
Таковыми, например, являются Уставы Европейского союза (ст. 211), Центрального американского банка экономической интеграции (ст. 1), Африканского банка развития (ст. 50). Как правильно отмечают голландские юристы Г. Шер-мерс и Н. Блоккер, такие положения учредительных актов "обязывают государства-членов признать организацию в качестве сепаратной международной личности, компетентной совершать действия, которые по традиционному международному праву могут совершать только государства".
Впрочем, отсутствие в учредительном документе межправительственной организации положений о ее правосубъектности не означает, что данная организация не является субъектом международного права. Правосубъектность с точки зрения теории "объективности" существует вне зависимости от воли государств-членов .
Например, в Статуте Лиги Наций не было даже намека на правосубъектность этой организации. В дальнейшем заключенное в 1926 г. соглашение между Лигой Нацией и Швейцарией относительно места пребывания Организации признало, что "Лига Наций, которая обладает международной личностью и юридической правоспособностью, не может в принципе, в соответствии с международным правом, быть преследуема Швейцарским судом без ее явно выраженного согласия". Впоследствии Лига Наций путем заключения соответствующих соглашений приобрела значительные международные права и обязанности. Она имела свои представительства в столицах ряда государств-членов; ее должностные лица и служебные помещения обладали привилегиями и иммунитетами.
Международная правосубъектность межправительственных организаций не означает, что объем такой правосубъектности одинаков. В каждом конкретном случае правомочия организации устанавливаются ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного права. Безусловно, наибольшим объемом международной правосубъектности обладает ООН.
Однако сколь бы ни была широка правосубъектность той или иной межправительственной организации, это - специальная правосубъектность, существенно отличающаяся от универсальной правосубъектности государств как основных субъектов международного права.
2.)Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, т.к. В основе их создания лежит договор. Как правило договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей. подобием суверенитета. Ватикан также имеет аналогичный договор с Италией.
Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.
Таковыми, в частности, являются вольные города и Ватикан.
Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского Союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кеннигсберг, Киль, Штраль-зунд и др. - всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций.
Например, статус Иерусалима был определен резолюцией Генеральной Ассамблеи № 181/11 от 23 ноября 1947 г. (эта резолюция в силу не вступила).
Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Вместе с тем они подчинялись только международному праву. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.
В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано "государство" Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства "Город Ватикан" следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания "государства" Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию.
Главная цель Ватикана - создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях.
Согласно Основного закона (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви - папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.[15]
Таким образом, производные субъекты международного права:
1).Международные организации. Существует два вида международных организаций:
международные межправительственные организации
международные неправительственные организации
2.)Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме).
4.Специальные субъекты международного права
Наконец, особыми, специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле, что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права — принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение, т.е. право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь, следовательно, идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами.
Отметим в заключение, что в своих взаимоотношениях государства взаимно обязываются (главным образом в силу международных договоров) соблюдать в своем внутреннем порядке или правопорядке определенные права иностранных физических и юридических лиц, основные права и свободы всех находящихся на их территории индивидов, также определенные права общественных (неправительственных) организаций, в частности профсоюзов. Эти международные обязательства государств в пользу тех или иных субъектов их внутригосударственного правопорядка подлежат осуществлению именно в национальном праве данного обязанного государства.
Субъектами же международных правоотношений по поводу соблюдения международных обязательств в пользу субъектов национального права являются только государства — участники соответствующего международного договора или адресаты обычноправовых норм общего международного права (в частности, норм об обращении с иностранными физическими и юридическими лицами).
Субъекты же внутригосударственного права, в пользу которых государство приняло определенные международные обязательства, могут обращаться с жалобами в международные инстанции о несоблюдении данным обязанным государством их прав только при условии, что они исчерпали соответствующие внутригосударственные возможности добиться соблюдения своих прав.
Следовательно, физические и юридические лица, общественные организации и иные субъекты внутригосударственного права не являются и не могут являться субъектами международного права, поскольку они подчинены юрисдикции (власти) того или иного государства, а субъектов международного права характеризует взаимная независимость, неподчиненность какой-либо власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. При этом методом международно-правового регулирования является соглашение между юридически независимыми субъектами международных отношений по поводу содержания устанавливаемой ими нормы и придания ей юридически обязательной силы.[16]
Таким образом, специальными субъектами международного права являются народы, т.к. в соответствии с одним из основных принципов современного международного права — принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение. Каждое государство должно уважать это право.
Физические и юридические лица, общественные организации и иные субъекты внутригосударственного права не являются и не могут являться субъектами международного права, поскольку они подчинены юрисдикции (власти) того или иного государства, а субъектов международного права характеризует взаимная независимость, неподчиненность какой-либо власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения.
Заключение
Субъект международного права - это независимый (не подчиненный какой-либо политической власти извне) участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами. Субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.
Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.
В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью. Правосубъектность других участников международных правоотношений проявляется главным образом в их взаимоотношениях с государствами.
Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права.
Производные субъекты международного права создаются первичными. Производные субъекты международного права:
1).Международные организации. Существует два вида международных организаций:
международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях
международные неправительственные организации (т. наз. органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
2.)Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, т.к. В основе их создания лежит договор.