Субъекты международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования в работе является изучение теории субъектов международного права.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы субъектов международного права в работах авторов, опубликованных в учебных пособиях, средствах периодической печати.
2. Исследовать порядок организации субъектов международного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………3-4
1.Понятие и виды субъектов международного права…………….………....5-8
2.Государство – первичный субъект международного права……………...9-17
3.Производные субъекты международного права…………………………18-22
4.Специальные субъекты международного права………………………....23-24
Заключение………………………………………………………………..….25-26
Список используемой литературы……………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

контоль международное.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Территория является неотъемлемым свойством государства. Она за­крепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых дей­ствий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единст­ва любого государства.

Государства - участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от лю­бых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от лю­бых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население. Аристотель отмечал, что "тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитый в нравственном смысле человек и по своей природе толь­ко и жаждет войны".[6] Население является постоянным признаком госу­дарства. Согласно Устава ООН, на­роды являются субъектом права на самоопределение. В силу этого пра­ва они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Власть. Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организо­ванной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали пра­вительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле по­нимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверен­ные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, спо­собной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения госу­дарств в сфере международного общения, создаются самими же госу­дарствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагаю­щих принципов современного международного права.

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., все государства пользуются суверенным равенст­вом. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равно­правными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое госу­дарство обязано уважать правосубъектность других государств; г) тер­риториальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выби­рать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полно­стью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.[7]

          Каждое государство как субъект международного права имеет основные права и несет основные обязанности в качестве участника межгосударственного общения. Эти права и обязанности присущи любому государству, составляют ядро международной правоспособности государства, вытекают из основных принципов международного права и неразрывно друг с другом связаны.[8]

Основные права государств:

      право на суверенное равенство во взаимоотношениях с другими государствами;

      равноправие государств:

1.     право на независимость, территориальное верховенство и свободное осуществление всех своих законных прав;

2.     право ограждать свою самостоятельность при решении вопросов, входящих в сферу внутренней компетенции;

3.     право на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения со стороны другого государства или государств;

4.     право на защиту своих граждан за рубежом;

5.     право оказывать содействие осуществлению во всем мире прав человека и основных свобод;

6.     право на сотрудничество с другими членами международного сообщества.

Основные обязанности государств:

                  обязанность уважать суверенитет других государств;

                  обязанность не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;

                  обязанность уважать территориальную целостность и неприкосновенность других государств;

                  обязанность воздерживаться от присвоения каких-либо территорий, находящихся за пределами территориального верховенства государств;

                  обязанность решать международные споры, в которых оно участвует, а также международные конфликтные ситуации, в которые оно вовлечено, мирными средствами;

                  обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств или иным образом, несовместимым с международным правом;

                  обязанность поддерживать индивидуально и совместно с другими государствами международный мир и безопасность;

                  обязанность уважать право народов на самоопределение;

                  обязанность уважать права человека и основные свободы;

                  обязанность добросовестно выполнять свои международные обязательства;

                  обязанность заботиться об охране окружающей среды.[9]

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, то есть существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству, - унитарные и федеративные.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федерации являются сложными государствами. В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.[10]

В федеративном государстве актуальным является вопрос об участии субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях. В связи с этим возникает вопрос о международно-договорной правоспособности и правовом регулировании международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Для ответа на него необходим анализ соответствующих международно-правовых норм и национального законодательства.

Конституция Российской Федерации отнесла международные договоры к ведению Федерации (ст. 71), их выполнение - к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72). Отсутствие у субъектов права участия в международных договорах было подтверждено Конституционным Судом РФ в 2000 году. Однако это вовсе не означает отстранения субъектов от участия в договорном процессе и от осуществления международных связей.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации»предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия (ст. 4).[11] Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его органами власти. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора.[12]

Вопросы о компетенции субъектов Федерации в области прямых международных связей достаточно полно урегулированы Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.. Субъекты имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения с административно-территориальными единицами иностранных государств и иными иностранными партнерами в соответствии с законами и договорами Федерации. В Договоре между Россией и Францией, заключенном в Париже 7 февраля 1992 г., говорится, что стороны будут «поощрять прямые связи между административно-территориальными единицами… в соответствии с целями настоящего Договора» (ст.20). На начало 2003 года субъектами Федерации было заключено более двух тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Серьезное значение для субъектов РФ и для самой Федерации имеют связи с пограничными областями соседних государств. Из 89 субъектов 46 являются пограничными. В период существования СССР у них имелись тесные экономические, культурные и иные связи. Восстановление и развитие этих связей имеет существенное значение для заинтересованных стран.

Нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность их участия в международных и внешнеэкономических связях. Так, в соответствии с п. «и», ч. 3, ст. 6 Устава Белгородской области от 31 декабря 2003 г. к ведению Белгородской области относятся международные и внешнеэкономические связи области.

Что касается членства субъектов РФ в международных организациях, то уставы некоторых международных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) допускают членство в них образований, не являющихся независимыми государствами. Однако, во-первых, членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено, и, во-вторых, этот признак, как уже говорилось, далеко не самый главный в характеристике субъектов международного права.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: хотя в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо.

Помимо федерации, история знает и другую форму сложного госурствеяного объединения - конфедерацию, т.е. союз суверенных государств, объединившихся для достижения общих целей, которые определены в соглашении о ее создании. Конфедерация как таковая может наряду с государствами-членами выступать субъектом международного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отноше­ний.[13]

Таким образом, Государства являются основными субъектами международного права. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Государства выступают в международных отношениях как суверен­ные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, спо­собной предписывать им юридически обязательные правила поведения.

3.Производные субъекты международного права

Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от намерения и желания их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государство-подобные образования типа вольных городов. Создатели наделяют их правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Как правило, правоспособность производных субъектов международного права определяется международными договорами.[14]

Реально производной международной правосубъектностью наделяется лишь тот, кто действительно может после своего создания участвовать в межгосударственных отношениях.

Производные субъекты международного права:

1).Международные организации. Существует два вида международных организаций:

      международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях (существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов международного права данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));

      международные неправительственные организации (т. наз. органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

Информация о работе Субъекты международного права