Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа
Цель работы – изучить вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Для достижения цели работы были поставлены конкретные задачи.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теории соотношения международного и внутригосударственного права в современных условиях.
2. Изучить механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права.
3. Определить место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как методы анализа, синтеза аналогии.
Введение……………………………………………………………………. 4-5
Глава 1. Соотношение международного и национального права в современных условиях…………………………………………………………...6-13
1.1. Сходные и отличительные черты международного и национального права……………………………………………………………………………..…6-8
1.2. Концепции соотношения международного и национального права………………………………………………………………………………9-11
1.3. Основные аспекты проблемы соотношения международного и внутригосударственного права………………………………………………..11-13
Глава 2. Механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права………………………………………………...14-21
2.1. Механизм процесса взаимодействия международной и внутригосударственной правовых систем…………………………………….….14
2.2. Особые виды имплементации международных норм: трансформация и отсылка…………………………………………………………………….......15-16
2.3. Соотношение обычных и договорных норм международного права в национальном праве…………………………………………………………….16-19
2.4. Принципы соотношения норм международного и внутригосударственного права………………………………………………...19-21
Глава 3. Место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………22-32
3.1. Значение общепризнанных принципов международного права……………………………………………………………………………..22-24
3.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права в национальном праве РФ………………………………………………………..24-28
3.3. Международные договоры в правовой системе России………….28-31
3.4. Определение иерархии юридической силы соотношения норм международного и российского национального права……………………. 31-32
Заключение 33
Список использованных источников литературы……………………..34-35
Однако, по мнению других ученых, утверждения о том, что дуалисты не видят связи международного права с национальным, не совсем корректны8. При этом приводится другое высказывание Г. Трипеля в его "Гаагском курсе" - о том, что международное право постоянно должно обращаться за помощью к внутригосударственному праву9.
Говоря
о монистических концепциях, отметим
лишь, что их сторонники утверждают:
международное и национальное право
находятся в неразрывном
Монисты, как известно, делятся на последователей примата национального права и последователей верховенства международного права. На современном этапе развития международного права наибольшее распространение получила другая разновидность монистической концепции - примат международного права над национальным. Ее родоначальником считается Т. Кельзен, который утверждал, что международное право вместе с "внутригосударственными правопорядками, которые находят в нем свое основание", образует единую систему правопорядков - "универсальную систему всего права"10.
Среди новых тенденций можно назвать отход зарубежных юристов-международников от монистической концепции. Наглядным подтверждением этого является высказывание Я. Броунли, что эта "доктрина не соответствует правовым реальностям существования суверенных государств и низводит внутригосударственное право до положения пенсионера международного права"11. "Мы должны принять дуалистическую точку зрения. Международные суды применяют международное право, национальные суды - национальное право"12 - эта мысль выдающегося американского специалиста в теории и практике международного права К. Райта также недвусмысленно свидетельствует, по мнению Р.А. Мюллерсона13, об отходе от монистической доктрины.
Различия между монизмом и дуализмом с самого момента их возникновения носили, считает Л. Хенкин, теоретический, умозрительный характер. Они не возникли из-за существенных расхождений в правовых системах отдельных государств на место и роль международного права. Просто первоначально внутреннее право и международное объективно не соприкасались друг с другом, поэтому не было повода для конфликтов и разногласий. Их основные принципы и нормы были одинаковы14.
Сегодня
международная система в
Различие
между монизмом и дуализмом ученый
объясняет особенностями той
или иной правовой системы. Правовые
системы разных стран придерживаются
разных мнений в спектре между
чистым монизмом и всеобщим дуализмом.
Ни одно государство не выступает
непосредственно с
Основными аспектами проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, по мнению И.И. Лукашука, являются:
1)
самостоятельность систем
2)
влияние
3)
иерархическое соотношение
Существующая
взаимозависимость
В процессе этого взаимодействия первичным, по мнению Г.И. Тункина, является влияние национального права на международное. Признание такого приоритета, однако, не означает, по его мнению, признания верховенства первого над вторым. Просто внутренняя политика, как правило, является определяющей по отношению к внешней. Первичность внутреннего права и вытекает из первичности внутренней политики над внешней19.
Но приоритетное влияние внутригосударственного права не свидетельствует о том, что международно-договорные нормы в чем-то вторичны. В этом убеждает то обстоятельство, что государства должны выполнять свои международные обязательства независимо от того, отвечает такое выполнение нормам национального права или нет.20
Другими словами, первичность означает, что в процессе создания норм международного права государства исходят из принципов и норм своего национального права и не идут на создание норм международного права, которые противоречат основам их социального и политического строя, закрепленным, как правило, в их конституциях.
В связи с этим вряд ли можно согласиться с Д.Б. Левиным в том, что вопрос о влиянии национального права на международное право "составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права"21. Думается, прав Р.А. Мюллерсон, который, не отрицая социологический аспект данного вопроса, подчеркивает юридический аспект "в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого"22.
2.1. Механизм процесса взаимодействия международной и национальной правовых систем
Процессы
взаимодействия международного и внутригосударственного
права взаимны и
Внутреннее право уделяет все большее внимание решению вопросов взаимодействия с международным правом. При этом оно также исходит из того, что определение методов реализации международных обязательств на национальном уровне относится к компетенции государства.
Основы
взаимодействия определяются конституционным
правом. Анализ этого права и практики
его применения подтверждает, что
механизм действия внутреннего права
непригоден для регулирования
Высказывается
мнение, что конституции некоторых
государств, например Франции, признали
примат и непосредственное действие
международного права. Думается, что
это не совсем так. Конституции не
признали якобы существующий примат
международного права, а сами установили
его. Иными словами, решение этого
вопроса - дело национального права.
2.2. Трансформация и отсылка
Для того чтобы быть способными регулировать отношения с участием физических и юридических лиц, содержащиеся в международном праве правила должны войти в правовую систему страны в установленном ею порядке. Этот процесс зачастую именуют трансформацией, имея в виду преобразование норм международного права в нормы внутреннего права. На самом же деле норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу придается статус нормы национального права. Собственно, речь идет об имплементации международной нормы с помощью внутреннего права.
Таким
образом, термин "трансформация"
условен. Пользоваться им можно лишь
потому, что он широко признан. Трансформация
может быть общей и индивидуальной.
При общей государство
Трансформация
может быть прямой и опосредованной.
При прямой правила договора порождают
тождественные правила в
Особым
видом имплементации
2.3. Соотношение обычных и договорных норм международного права в национальном праве
Внутреннее право проводит различие между существующими в форме обычая общепризнанными принципами и нормами международного права, с одной стороны, и договорами - с другой. Первые в порядке общей трансформации включаются в право страны в силу их общепринятости и объективной необходимости. Их коллизии с внутренним правом возникают редко. Договоры же содержат конкретные нормы и могут устанавливать далеко не общепринятые правила, которые порождают коллизии с внутренним правом. Поэтому государства уделяют особое внимание статусу договорных норм во внутреннем праве.
Признав обычное международное право частью права страны, государства по-разному определяют их место в правовой системе.
В решении Верховного суда США по делу "Пакетбот "Гавана" (1900 г.) говорилось, что обычное международное право является частью права страны в целях применения судами, "если нет международного договора либо иного нормативного акта исполнительной или законодательной власти или судебного решения". Этого правила суды США придерживаются и поныне.
Иначе решается вопрос в новых правовых системах Европы. В Германии нормы общего международного права не только включены в право страны, но и обрели преимущественную силу перед законами. В Голландии все нормы обычного международного права подлежат применению.
Что же касается договоров, то известны два способа решения вопроса:
-
положения договора обретают
силу национального права лишь
в результате издания
-
положения должным образом
После включения обычных и договорных норм в правовую систему страны возникает вопрос об их соотношении в этой системе. Как мы видели, в США обычные нормы международного права уступают не только договорам и законам, но даже актам исполнительной власти. В новых правовых системах и этот вопрос решается иначе. В ФРГ общие нормы международного права обладают приоритетом перед законами. По мнению Федерального конституционного суда Германии, вопрос о соотношении обычных и договорных норм после их включения во внутреннее право решается в соответствии с общими правилами: последующее правило отменяет предыдущее, специальное правило отменяет общее.24
Информация о работе Соотношение международного права и национального права рф