Система органов государственной власти в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 после победы «Коммунистической партии Китая» (КПК) в гражданской войне. Конституции, объявлявшие Китай государством народной демократии, принимались в 1954, 1975, 1978 и 1982. Ныне действующая конституция принята 4 декабря 1982. Согласно ей, КНР – социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. В конституцию 1982 неоднократно вносились поправки (1988, 1993 и 2004).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Председатель КНР…………………………….......................................4
2. Всекитайское собрание народных представителей.…………………..6
3. Государственный совет КНР………..………………...........................10
4. Судебная система КНР……………………………….…………………14
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

кпзс №2.docx

— 37.50 Кб (Скачать)
  1. Государственный совет КНР

     Конституция КНР 1982 г. возлагает выполнение функций  высшего исполнительно-распорядительного  органа (правительства) на Государственный  совет КНР. Определяя его правовое положение, Основной закон называет Госсовет «Центральным народным правительством, исполнительным органом высших органов  государственной власти, высшим государственным  административным органом» (ст. 85). Из приведенной  формулировки следует, что, с одной  стороны, Госсовет является высшим органом  государственного управления общей  компетенции, ему подчинены все  отрасли и все органы государственного управления КНР. С другой стороны, он представляет собой исполнительно-распорядительный орган высшего органа государственной  власти и в силу этого проводит в жизнь политику, выраженную в  актах высшего органа государственной  власти. Статус правительства определяет его задачи по руководству различными отраслями государственного управления.

     Место Госсовета в системе государственных  органов КНР определяется тем, что  он, согласно ст. 62 Конституции КНР5, формируется верховным представительным органом государственной власти — ВСНП. Частичные изменения в его составе могут в период между сессиями ВСНП вноситься высшим коллегиальным органом государственной власти — ПК ВСНП. За всю свою деятельность Госсовет несет ответственность перед ВСНП, которому также подотчетен. В период между сессиями ВСНП такая ответственность и подотчетность устанавливается перед ПК ВСНП. Особенность формирования центрального правительства КНР заключается в том, что кандидатура премьера утверждается сессией ВСНП по представлению Председателя КНР, а кандидатуры заместителей премьера, членов Госсовета, министров, председателей госкомитетов, главного ревизора и начальника секретариата утверждаются ВСНП по представлению премьера Госсовета.

     В соответствии с Конституцией КНР 1982 г., состав Госсовета в должностном  отношении несколько расширен по сравнению с предшествующими  периодами. В него теперь стали входить  члены Госсовета, некоторые из которых  занимают по совместительству должности  министров, председателей госкомитетов, в состав Госсовета с 1982 г. включен  также главный ревизор.

     Образование в структуре Госсовета Ревизионного управления КНР является нововведением. В сферу компетенции этого  органа входит осуществление контроля за состоянием финансовых дел министерств и центральных ведомств, а также местных народных правительств. Его контроль распространяется также на использование инвалютных средств.

     Определяя состав Госсовета, действующая Конституция  вводит систему персональной ответственности  премьера Госсовета, министров, председателей  госкомитетов. Однако китайские юристы отмечают, что, как вытекает из духа и буквы Конституции и Закона об организации Госсовета, система персональной ответственности премьера сочетается с коллегиальным руководством: все важные вопросы решаются на пленарных заседаниях Госсовета либо на заседаниях его постоянного бюро; в министерствах и госкомитетах создаются коллегии, на которых обсуждаются и решаются наиболее важные вопросы. 6

     Госсовет  определяет задачи всех министерств  и госкомитетов, осуществляет централизованное руководство их деятельностью. Кроме  того, он также руководит административной работой, имеющей общегосударственный  характер, но не входящей в компетенцию  министерств и госкомитетов. Госсовет не только осуществляет централизованное руководство деятельностью всех государственных административных органов на местах, но и устанавливает конкретное разграничение полномочий между центральными государственными административными органами и соответствующий ми органами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Госсовет правомочен изменять или отменять ненадлежащие приказы, инструкции, положения, принимаемые министерствами и госкомитетами, а также ненадлежащие постановления и распоряжения местных государственных административных органов различных ступеней. В его компетенцию также входит определение административно-территориального деления в пределах провинций, автономных районов, городов центрального подчинения8, принятие решения о введении военного положения в части районов, входящих в провинции, автономные районы, города центрального подчинения.

     Принятый  в 1982 г. Закон об организации Государственного совета КНР [11, с. 69—71] отразил зафиксированную  в Конституции 1982 г. тенденцию к  расширению объема его полномочий. Согласно аналогичному закону 1954 г., образование  органов, непосредственно подчиненных  Госсовету, подлежало утверждению  ПК ВСНП. По ныне действующему закону, Госсовет сам утверждает собственные  решения об образовании таких  органов. В КНР это объясняют  тем, что ответственные работники  указанных органов не входят в  состав Госсовета и их назначение и освобождение от должности не подлежит утверждению ПК. Изменения, закрепленные в Законе об организации Госсовета  в 1982 г., были также связаны с реализацией  принятого на 4-й сессии ВСНП 5-го созыва (в конце 1981 г.) решения о  проведении структурной реформы  административного аппарата. На сессии ВСНП указывалось на ряд серьезных  недостатков в работе административно-управленческого  аппарата: наличие чрезмерно большого количества структурных подразделений, дублирующих друг друга; раздутость штатов; низкую эффективность работы аппарата [76, 14.12.1981].

     Таким образом, Государственный совет  занимает ключевое место в системе  государственных органов, обеспечивающих практическое проведение в жизнь  курса социалистической модернизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Судебная  система КНР

     Судебная  система КНР включает: Верховный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

     Верховный народный суд состоит из председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, палата по хозяйственным делам, а при необходимости создаются другие палаты. Верховный народный суд рассматривает следующие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к  юрисдикции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмотреть по первой инстанции;

— по жалобам  и протестам на решения и определения  местных народных судов высшей ступени и специальных судов;

— по протестам  Верховной народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов  и указов в судопроизводстве. Как высший судебный орган Верховный народный суд осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП.7

    Местные народные суды высшей ступениэто суды провинций, автономных областей и городов центрального подчинения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необходимости могут быть созданы другие палаты. Народные суды высшей ступени рассматривают следующие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к  их юрисдикции по первой инстанции;

— переданные нижестоящими народными судами для  рассмотрения по первой инстанции;

— по жалобам  и протестам на решения и определения  нижестоящих народных судов;

— по протестам  народной прокуратуры, принесенным  в порядке надзора.

     Народные  суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных округов. В состав такого суда входят председатель, его заместители, начальники палат, их заместители и несколько судей.

     В народном суде средней ступени создаются  палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах  центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным  делам. В случае необходимости могут  быть созданы и другие палаты. В случае, если народный суд средней ступени сочтет какие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголовные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.8

     Низовые народные суды это уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из председателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуналов. Народные трибуналы являются составными частями народных судов, их решения и определения являются решениями и определениями низовых народных судов. Низовые народные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотрены вышестоящим судом, он может передать дела на рассмотрение в этот суд. Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:

— разрешают  не требующие разбирательства в  судебном заседании гражданские  споры и малозначительные уголовные  дела;

— направляют работу народных примирительных комиссий.

     Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих  народных судов. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти.9

     В народных судах всех ступеней создаются  судебные комитеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других вопросов, относящихся к работе судов. Члены судебных комитетов местных народных судов назначаются и смещаются соответствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верховного народного суда. В судебном комитете председательствует председатель суда. Главный прокурор народной прокуратуры равной ступени имеет право присутствовать на заседаниях комитета с правом совещательного голоса.

     Организацию и задачи специальных народных судов особо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 установила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народного суда.

     Конституция установила четыре принципа судопроизводства — независимость судов ("Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установлениями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц"), открытое разбирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тайну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлениях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, использование в процессе родного языка и письменности граждан. Законом предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предусмотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел). Решения и определения, вынесенные местными народными судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Председатель— глава государства КНР, совместно с ПК ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Председатель КНР на основании решений ВСНП или его ПК опубликовывает законы, производит назначения и смещения в составе Госсовета, издает указы; от имени КНР ведет государственные дела, принимает дипломатических представителей иностранных государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важные соглашения, заключенные с иностранными государствами. В настоящее время председателем КНР является Ху Цзиньтао.

Информация о работе Система органов государственной власти в Китае