Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования: 1) изучить особенности международно-правового режима Антарктики; 2) изучить систему Договора об Антарктике.
Исходя, из цели исследования можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать политические и правовые особенности Антарктики как территории;
2. Выявить географические и экологические особенности антарктического континента, исходя из которых, устанавливается современный международно-правовой режим Антарктики;
3. Проанализировать современную систему Договора об Антарктике.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Международно-правовой статус и режим Антарктики………… 5
1.1. Общие сведения об Антарктике и территориальные
претензии в Антарктике………………………………………. 5
Глава 2. Система международных соглашений об Антарктике…………. 9
2.1. Договор об Антарктике 1959 года………………………….. 9
2.2. Система Договора об Антарктике…………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 27
Библиография……………………………………………
Договор провозглашает свободу
научных исследований в Антарктике.
Статья II Договора гласит: «Свобода научных
исследований в Антарктике и сотрудничество
в этих целях, как они применялись
в течение Международного геофизического
года, будут продолжаться». В течение
Международного геофизического года,
как известно, не существовало правовых
ограничений свободы научных
исследований в Антарктике в мирных
целях. Любое государство и его
граждане, а также международные
организации могли
События, происшедшие в
Антарктике после вступления Договора
в силу, свидетельствуют о том,
что обмены научной информацией
и научным персоналом приобрели
устойчивый и широкий характер. Научный
совет по исследованию Антарктики успешно
взаимодействует со многими международными
организациями, такими как Научный
комитет по исследованию океана, Комитет
по исследованию космоса, а также
со многими национальными
Важным для оценки Договора об Антарктике и его содержания является то обстоятельство, что участникам Договора удалось преодолеть противостояние по территориальным вопросам как внутри группы государств, выдвинувших территориальные претензии на антарктические районы, так и между этой группой стран в целом и государствами, не признавшими таких претензий.
Советский Союз, который
не признал выдвинутых претензий
на Антарктику, накануне Вашингтонской
конференции заявил, что «сохраняет
за собой все права, основанные на
открытиях и исследованиях
Компромиссное решение сложной территориальной проблемы составило содержание ст. IV Договора об Антарктике. В ней определено, что ни одно из положений Договора не должно толковаться как «отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике» или, с другой стороны, как «отказ от любой основы для претензий на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую оно может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам». Таким образом, одни участники Договора не отказались от ранее заявленных территориальных претензий в Антарктике, а другие – от любой основы для выдвижения таких претензий. Вместе с тем ничто в Договоре не должно толковаться как «наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике» (п. «с» ст. IV). Следовательно, позиции государств с различными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике оказались как бы замороженными Договором на время его действия. Договор по Антарктике создал искомое равновесие различных существовавших позиций в вопросе о территориальных претензиях в Антарктике. Однако участники Договора о создании обстановки стабильности в территориальных вопросах пошли дальше. В Договоре далее сказано: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии не территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе».
Изложенное выше приемлемое
для всех сторон Договора решение
вопроса о территориальных
С вопросом о территориальных претензиях был связан и вопрос о юрисдикции над людьми во время их пребывания в различных районах Антарктики. Великобритания, хотя она и претендует на антарктические земли, внесла на Конференции предложение о включении в договор статьи, устанавливающей, что лица, находящиеся в любой части Антарктики, будут подчиняться юрисдикции лишь того государства, гражданами которого они являются. Франция, Чили и Аргентина выступили против английского предложения, заявив, что отказ от юрисдикции над лицами в антарктических районах, в отношении которых эти страны высказали территориальные претензии, мог бы быть истолкован как их отказ от претензий на территориальный суверенитет в Антарктике.
В результате обсуждения этого вопроса было принято зафиксированное в ст. VIII Договора следующее компромиссное решение: «Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций».
Поясняя свою позицию по
вопросу юрисдикции в Антарктике,
СССР, США и Бельгия сделали
на конференции официальные
Договор об Антарктике отводит
существенную роль механизму обеспечения
соблюдения, а также совершенствования
и конкретизации положений
a) использования Антарктики только в мирных целях;
b) содействия научным исследованиям в Антарктике;
c) содействия международному научному сотрудничеству в Антарктике;
d) содействия осуществлению прав инспекции, предусмотренных Договором;
e) вопросов, касающихся юрисдикции в Антарктике;
f) охраны и сохранения ресурсов в Антарктике.
Консультативные совещания состоят из представителей 12 государств – первоначальных участников Договора. Кроме того, каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать своих представителей для участия в Консультативных совещаниях в течение того времени, «пока эта Договаривающаяся сторона проявляет свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской деятельности, такой как создание научной станции или посылка научной экспедиции».
По обсуждаемым вопросам
Консультативными совещаниями принимаются
рекомендации, которые вступают в
силу и становятся обязательными
для сторон Договора по утверждении
их всеми государствами, представители
которых имели право
Другим важным элементом
механизма обеспечения
Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей. Для содействия инспекционному контролю установлен заблаговременный обмен информацией о всех сторонах деятельности в Антарктике, о чем сказано выше. Правом инспекции в Антарктике практически пользуются многие страны, в частности Австралия, Аргентина, Великобритания, США и др. Оно осуществляется во всем районе действия Договора, определенном в ст. VI, в которой сказано: «Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники, но ничто в настоящем Договоре не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района». Эта формула нуждается в пояснении. Бесспорно, что в районе южнее 60-й параллели южной широты положения Договора об Антарктике применяются ко всему материку Антарктида и ко всем находящимся в этом районе островам, включая также шельфовые льды.
Но, как известно, в Антарктике имеются две категории льдов, расположенных над прибрежными шельфами: а) лед, сползший с поверхности суши (материковый лед), и б) лед, образовавшийся в результате замерзания морской воды и находящийся вдоль суши и материкового льда, - это ледяной припай (паковый лед). От паковых льдов отделяются айсберги. Постоянные поля паковых льдов обычно доступны для мореплавания. Однако они могут использоваться для создания на них баз и сооружений. Вероятно, по этим причинам Договор не делает различия между указанными выше двумя категориями, называя их в целом «шельфовыми ледниками». Вместе с тем в ст. VI имеется указание на то, что в пределах действия Договора об Антарктике имеются части открытого моря, в пределах которых Договор не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства, предусмотренных международным правом. На момент принятия и вступления в силу Договора об Антарктике к таким правам относились свободы судоходства, рыболовства, полетов над открытым морем и свобода прокладки подводных телеграфных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря. Но указанные свободы в районе действия Договора, в свою очередь, осуществляются с соблюдением положений Договора, в частности ст. I, касающейся использования Антарктики только в мирных целях.
В пределах района действия Договора, включая и части открытого моря, не могут также производиться ядерные взрывы, а также сброс радиоактивных отходов. Это запрещено ст. V Договора. При этом ст. X возлагает на участников Договора обязанность прилагать соответствующие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем, чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам и целям Договора. В этой статье не делается исключения для такой деятельности государств, не участвующих в Договоре.
В соответствии со ст. XI Договора
все споры между двумя или
несколькими сторонами
Договор об Антарктике открыт
для присоединения к нему любого
государства, являющегося членом ООН,
или любого другого государства,
которое может быть приглашено присоединиться
к Договору с согласия всех договаривающихся
сторон, представители которых имеют
право участвовать в
Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех Консультативных сторон Договора.
С момента вступления Договора об Антарктике в силу (23 июля 1961 г.) прошло более 30 лет. За истекший период достаточно наглядно выявилась его жизнеспособность. Первоначально он способствовал стабилизации обстановки в Антарктике, а затем благотворно повлиял на развитие позитивных процессов в этом районе с учетом основополагающих принципов и целей ООН. Но его значение вышло за рамки Антарктики, поскольку опыт заключения этого Договора, а также позитивные результаты его функционирования были в определенной степени учтены в Договоре по космосу 1967 года, Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он до сих пор служит удачным примером осуществления принципов ООН при решении конкретных проблем международных отношений. Но это обстоятельство не исключает дальнейшего развития его положений.
Информация о работе Система международных соглашений об Антарктике