Система международных соглашений об Антарктике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: 1) изучить особенности международно-правового режима Антарктики; 2) изучить систему Договора об Антарктике.
Исходя, из цели исследования можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать политические и правовые особенности Антарктики как территории;
2. Выявить географические и экологические особенности антарктического континента, исходя из которых, устанавливается современный международно-правовой режим Антарктики;
3. Проанализировать современную систему Договора об Антарктике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Международно-правовой статус и режим Антарктики………… 5
1.1. Общие сведения об Антарктике и территориальные
претензии в Антарктике………………………………………. 5
Глава 2. Система международных соглашений об Антарктике…………. 9
2.1. Договор об Антарктике 1959 года………………………….. 9
2.2. Система Договора об Антарктике…………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………. 27
Библиография……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Международное право.docx

— 50.46 Кб (Скачать)

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Международно-правовой статус и режим Антарктики………… 5

               1.1. Общие сведения об Антарктике и территориальные  

                     претензии в Антарктике………………………………………. 5

Глава 2. Система международных соглашений об Антарктике…………. 9

      2.1. Договор об Антарктике 1959 года………………………….. 9

      2.2. Система Договора об Антарктике…………………………… 19

Заключение…………………………………………………………………….  27

Библиография…………………………………………………………………  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значительное число международных  конфликтов, возникавших как в  XX веке, так и возникающих на нашей планете сегодня, в XXI веке, основаны на разногласиях по поводу международно-правового статуса и режима территорий. Одной из таких территорий, которые в XX веке представляли собой объект жесточайших споров, а порой и военных конфликтов является Антарктика.

Антарктика на сегодняшний  день – единственный континент на Земле, экология которого не повреждена фактором человеческого вмешательства. Она отличается от всех других континентов  тем, что не является частью территорий какого-либо государства, а выступает  достоянием всего человечества и  регулируется нормами международного права.

До сих пор не поставлена последняя точка по вопросу территориальных  претензий и нет единого мнения о том, каким должно быть ее окончательное  решение.

Кроме того, все возрастающий интерес к ресурсам Антарктики, новые  технологические возможности ее освоения наряду с экологической  опасностью, которая вполне реальна  в условиях антарктической деятельности, нарушающей природный баланс, свидетельствует об актуальности данной темы.

Нами было проанализировано большое количество литературы, нормативной  базы, это учебники под редакцией  Ю.М. Колосова, В. Н. Кузнецова; Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова, а также под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова и другие. К нормативным источникам, которые нами были изучены, можно отнести Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике и, конечно же, сам Договор об Антарктике, на котором и основывается все наше исследование.

Проанализировав весь материал по Антарктике, который дан в научной  и учебной литературе, а его  очень мало, нами был составлен  следующий план нашей работы. В первой главе описываются общие сведения об Антарктике, раскрывается международно-правовой режим Антарктики, какие территориальные претензии по поводу Антарктики существовали на тот момент. Во второй главе уже дается характеристика системы международных соглашений об Антарктике, это в частности описывается сам Договор об Антарктике 1959 и его система.

Цель исследования: 1) изучить особенности международно-правового режима Антарктики; 2) изучить систему Договора об Антарктике.

Исходя, из цели исследования можно определить задачи исследования:

1. Проанализировать политические и правовые особенности Антарктики как территории;

2. Выявить географические и экологические особенности антарктического континента, исходя из которых, устанавливается современный международно-правовой режим Антарктики;

3. Проанализировать современную систему Договора об Антарктике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Международно-правовой статус и режим Антарктики

1.1. Общие сведения об Антарктике и территориальные претензии в Антарктике

Антарктика – район  земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие  к нему острова, а также части  Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным  или Антарктическим океаном. Собственно шестой материк Земли – Антарктида занимает площадь, в два раза превышающую  площадь Австралии. А площадь  Антарктики в целом составляет около 50 млн. кв. км, что примерно равно 10% площади  нашей планеты.

Физико-географической границей Антарктики считается линия слияния  и перемешивания холодных антарктических вод с теплыми субтропическими. Граница антарктической конвергенции определяет в то же время границу распространения типичных антарктических экосистем, включая фауну и флору.

Почти весь материк Антарктида, за исключением «горных вершин», постоянно покрыт материковым льдом. Средняя толщина ледникового  покрова – 1,7 км, а максимальная – 4,4 км. Антарктический ледяной покров медленно движется в сторону моря и, сползая, образует над шельфовой  частью морского дна ледники, получившие название шельфовых льдов. Из-за недоступности  и сурового климата Антарктида длительное время оставалась загадочной землей. Догадки предположения о существовании  «Южной Земли» высказывались много  столетий назад, еще в античные времена. Однако в течение многих столетий такого рода предположения не выходили за рамки гипотез. Лишь в XVIII столетии началось проникновение мореплавателей и исследователей в высокие широты Южного полушария. Сюда были направлены французские экспедиции Буве (1738-1739 гг.) и Кергелена (1772-1773 гг.), а также английская экспедиция Кука (1772-1775 гг.), которые открыли в исследуемых районах несколько островов и провели полезные научные наблюдения. Но эти экспедиции в достигнутых ими широтах не обнаружили таинственного материка. Антарктида была найдена почти полвека спустя. Ее открыли в 1820 году прославившие себя этим подвигом экипажи двух русских парусных шлюпов «Восток» и «Мирный», которыми командовали Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. В следующем году эта экспедиция сделала ряд других важных антарктических открытий, включая местоположение Южного магнитного полюса.

После этого знания человечества об Антарктике постепенно расширялись  и углублялись. Но наряду с научными экспедициями туда стали направляться промысловые суда и флотилии, занявшиеся широкомасштабной и выгодной добычей  таких, например, представителей антарктической фауны, как тюлени и киты.

Указанные выше экспедиции в безлюдные антарктические районы многие годы не сопровождались созданием  там каких-либо стабильных баз либо выдвижением претензий со стороны  государств, направивших свои экспедиции, на осуществление ими суверенитета над обнаруженными районами Антарктики. Такие территориальные претензии стали выдвигаться и оформляться в одностороннем порядке лишь в начале XX века.1

Выдвижение первых территориальных  претензий в Антарктике датируется 1908 и 1917 годами, когда Великобритания королевскими указами 1908 и 1917 годов  объявила острова и территории между 20° и 50° з.д. к югу от 50-й параллели  и между 50° и 80° з.д. к югу от 58-й параллели «зависимой землей», находящейся под управлением генерал-губернатора английской колонии на Фолклендских островах. В 1923 году Великобритания провозгласила свой суверенитет над Колонией Росса (район к югу от 60-й параллели между 150° з.д. и 160° в.д.), переданной в последующем под управление Новой Зеландии. В 1933 году таким же образом под суверенитет Великобритании перешли земли к югу от 60-й параллели между 160° и 45° в.д. (кроме Земли Адели), переданные в последующем Австралии.

Начало притязаний Франции  восходит к 1924 году, когда Земля Адели  была объявлена находящейся под  управлением генерал-губернатора  Мадагаскара. В 1938 году Франция заявила  о своем суверенитете над этой территорией. Наконец, в 1955 году было объявлено  о создании французской заморской  территории (Южные и Антарктические владения Франции) в составе островов Святого Павла, Амстердам, Крозе  и Кергелен.

Чили провозгласила своей  территорией земли, острова, заливы, скалы, ледники, как уже открытые, так и те, которые будут открыты  в секторе между 53° и 90° з.д., Декретом правительства от 6 ноября 1940 года.

В тот же срок Декретом от 12 ноября 1940 года Аргентина провозгласила  своими земли между 25° и 70° з.д., а в ноябре 1946 года – территории до 74° з.д. Особую конфликтность такие  действия приобрели в связи с  тем, что в состав таких «аргентинских» территорий вошли Фолклендские (Мальвинские) острова, которые еще ранее провозгласила  своими Великобритания. Это привело  к вооруженному конфликту между  Великобританией и Аргентиной в 1948 году. Несколько конфликтных ситуаций в данном районе между Великобританией, с одной стороны, и Чили – с другой, сопровождавшихся демонстрацией военной силы и инцидентами, имели место до середины 50-х годов. В те же годы появились сведения о планах западных стран использовать Антарктику для военных целей, в частности для испытаний ядерного оружия. Это ускорило процесс интернационализации Антарктики.2

Затем Норвегия в 1930 году также  объявила норвежской территорией антарктический район, включавший, в частности, остров Петр I, открытый экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. В связи с этим правительство СССР нотой от 24 января 1939 года сообщило норвежскому правительству о непризнании законного характера этой акции Норвегии и резервировало свою точку зрения по поводу государственной принадлежности земель, открытых русскими мореплавателями.

Международные круги были обеспокоены также появившимися в печати сведениями о возможности  использования Антарктиды для военных  целей, в частности превращения  ее в полигон для испытаний  ядерного оружия.

Однако наряду с этим появились  и благоприятные факторы, показавшие возможность решения антарктической проблемы на основе взаимопонимания  и сотрудничества. Такими факторами  оказались впечатляющие результаты международного сотрудничества в Антарктике, полученные в течение Международного геофизического года (1 июля 1957 г. – 31 декабря 1958 г.), совместная деятельность ученых различных стран по изучению Антарктиды и прилегающего к ней района. Эти изыскания подтвердили и значительно расширили данные о большом и многообразном воздействии Антарктики на природные процессы и жизнедеятельность в остальной части земного шара. В течение Международного геофизического года проявилась с большой очевидностью необходимость дальнейших совместных усилий различных государств в исследовании Антарктики и международного урегулирования антарктической проблемы в интересах всеобщего мира и мирного освоения потенциала Антарктики. Эти обстоятельства ускорили международное решение проблемы Антарктики.3

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система  международных соглашений об Антарктике

2.1. Договор об Антарктике 1959 года

С 15 октября по 1 декабря 1959 года в Вашингтоне состоялась Международная  конференция по Антарктике. Ее участниками  были 12 государств, которые ко времени  созыва Конференции непосредственно  вели научные исследования в Антарктике. В их число входили как государства, выдвинувшие территориальные претензии  на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так  и государства, не признавшие этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский  Союз и Япония). 1 декабря 1959 года Конференция  приняла Договор об Антарктике, который  определил ее международно-правовой режим и стал заметным событием международной  жизни.

Статья I Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия  военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания  любых видов оружия» (п.1).

Таким образом, огромная часть  земного шара – целый материк  и прилегающий к нему большой  район – впервые в истории  международных отношений была превращена в зону мира, в границах которой  запрещается любая военная деятельность и допускается лишь мирная деятельность. Запрещение договором любых военных  мероприятий означает, что Антарктика не может быть милитаризована ни в  период мира, ни в период войны. Вместе с тем указанное запрещение здесь  «Любых мероприятий военного характера» свидетельствует о том, что Антарктика не может стать местом военных  действий и вооруженных конфликтов, то есть она является нейтрализованной.

В тоже время Договор об Антарктике не препятствует использованию  «военного персонала или оснащения  для научных исследований или  для любых других мирных целей» (п.2 ст.1). Это положение было включено по предложению некоторых участников конференции, которые заявили, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут осуществлять научные исследования в мирных целях только при привлечении военного персонала и использовании военного оборудования. В целях предотвращения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону информировать другие договаривающиеся стороны «о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п.2 ст. I Договора».

Как было позже установлено  участниками Договора, данная информация должна включать, в частности, типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия Договора, время прибытия и пребывания, а также маршруты следования экспедиций. Кроме того, участники Договора установили жесткую систему контроля за выполнением его предписаний.

Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст. V, которая гласит: «Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п.1). В Антарктике, следовательно, запрещены ядерные взрывы как в военных, так и в мирных целях, что весьма существенным образом укрепляет и дополняет положение Договора о недопустимости осуществления в Антарктике мероприятий военного характера. Запрещение любых ядерных взрывов наряду с запретом удаления в этом районе радиоактивных материалов превратило Антарктику и в безъядерную зону. Но Договор не предусматривает запрета на использование в Антарктике ядерного оборудования или ядерной техники. Ввиду этого обстоятельства на американской базе Мак-Мердо была сооружена и функционировала в 60-х годах и первой половины 70-х атомная электростанция (АЭС). А затем американские исследователи обнаружили, что при работе этой АЭС пришлось демонтировать, а загрязненный район тщательно очистить. По-видимому, из-за трудности решения в условиях Антарктики проблемы полной ядерной безопасности другие проекты создания атомных установок в Антарктике осуществлены не были.

Информация о работе Система международных соглашений об Антарктике