Семейные отношения в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Материально-правовые нормы семейного права различных государств имеют большое разнообразие, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов правоотношений с иностранным элементом. Наряду с особенностями экономического строя существенное влияние на регулирование семейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3

2. Отношения между супругами в международном частном праве…...........4
2.1. Брачные отношения между супругами в международном семейном праве……………………………………………………..………………………6
2.2. Имущественные отношения между супругами в международном семейном праве………………………………………………………………....8

3. Отношения между родителями и детьми в международном частном праве…………………………………………………………………………...12
3.1. Имущественные отношения между родителями и детьми в международном семейном праве…………………………………………….12
3.2. Личные отношения между родителями и детьми в международном семейном праве…………………………………………….………………….14

4. Заключение………………………………………………………………....21

5. Список используемой литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Частное 2.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

   Согласно Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.24 (далее – Договор между РФ и Республикой Польша) условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны, гражданином которой это лицо является. Кроме того, соблюдается законодательство Договаривающейся стороны на территории, которой заключается брак, в отношении препятствий к заключению брака. Форма заключения брака определяется законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой заключается брак. По делам о расторжении брака применяется законодательство и компетентные органы той Договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги на момент подачи заявления. Если супруги имеют место жительство на территории другой Договаривающейся стороны, то компетентны также органы этой Договаривающейся стороны. Если в момент подачи заявления один из супругов является гражданином одной Договаривающейся стороны, а второй – гражданином другой Договаривающейся стороны, то условия расторжения брака определяются законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой они имеют место жительство. Если один из супругов проживает на территории Договаривающейся стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны, то применяется законодательство Договаривающейся стороны, в органе которой рассматривается дело о расторжении брака.

   По делам о расторжении брака  компетентен орган Договаривающейся  стороны, на территории которой  супруги имеют место жительство. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны, то компетентны органы обеих Договаривающихся сторон. Суд, компетентный в вопросах расторжения брака, является также компетентным в вопросах разрешения споров о воспитании детей и алиментов на содержание несовершеннолетних детей. По делам об установлении брака и о признании его недействительным применяется законодательство Договаривающейся стороны, в соответствии с которым этот брак был заключен. Компетентность судов в данном вопросе определяется в вышеуказанном порядке.

   Согласно Минской конвенции СНГ 1993г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в редакции Московского протокола от 28 марта 1997г.25 (далее – Минская конвенция), условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающей стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства – законодательством Договаривающейся стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающей стороны, на территории которой заключается брак. По делам о расторжении брака применяется законодательство Договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающей стороны, а второй – другой Договаривающейся стороны, применяется законодательство Договаривающейся стороны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.

   При одинаковом гражданстве супругов  по делам о расторжении брака  компетентны учреждения Договаривающейся  стороны, гражданами которой являются  супруги в момент подачи заявления. Если на момент подачи заявления оба супруга проживают на территории другой Договаривающейся стороны, то компетентны также учреждения этой Договаривающейся стороны. При разном гражданстве супруги по делам о расторжении брака компетентны учреждения Договаривающейся стороны, на территории которой проживают оба супруга. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны, по делам о расторжении брака компетентны учреждения обеих Договаривающихся сторон, на территории которых проживают супруги. По делам о признании брака недействительным применяется законодательство Договаривающейся стороны, которое применялось при заключении брака. Компетентность учреждений по делам о признании брака недействительным определяется вышеуказанном порядке26. 

2.2. Имущественные отношения между супругами в международном семейном праве. 

   Согласно российскому семейному  законодательству личные неимущественные  и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства – законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительство. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории РФ российским законодательством. При заключении брачного договора или соглашения об уплате алиментов друг другу супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства, могут избрать законодательство, подлежащее применению для определения их прав и обязанностей по брачному договору или по соглашению об уплате алиментов. В случае если супруги не избрали подлежащее применению законодательство, к брачному договору или к их соглашению об уплате алиментов применяются вышеуказанные положения (ст. 161 СК РФ)27.

   Согласно Договору между РФ  и Республикой Польша личные  и имущественные отношения супругов определяются законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой они имеют местожительство. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны, то их личные и имущественные отношения определяются законодательством Договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся стороны, а второй – гражданином другой Договаривающейся стороны, применяется законодательство Договаривающейся стороны, суд которой рассматривает дело. По делам о личных и имущественных отношениях супругов компетентны суды Договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют место жительство. Если при этом супруги являются гражданами другой Договаривающейся стороны, компетентны также суды этой Договаривающейся стороны. В случае раздельного проживания супругов компетентны суды Договаривающейся стороны, гражданами которой являются супруги. Если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй – гражданином другой Договаривающейся стороны, компетентны суды обеих Договаривающихся сторон.

   Согласно Минской конвенции личные  и имущественные правоотношения  супругов определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное место жительство. Если один из супругов проживает на территории одной Договаривающейся стороны, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются. Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся стороны, а второй – другой Договаривающейся стороны и один из них проживает на территории одной, а второй – на территории другой Договаривающейся стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство. Если супруги не имели совместного места жительства на территориях Договаривающихся сторон, применяется законодательство Договаривающейся стороны, учреждение которой рассматривает дело. Правоотношения супругов, касающихся их недвижимого имущества, определяются по законодательству Договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество. По делам о личных и имущественных правоотношениях супругов компетентны учреждения Договаривающейся стороны, законодательство которой подлежит применению.

   В определении правового статуса имущественных отношений между супругами большую роль играет Гаагская конвенция 1978г. Речь в ней идет об имущественной сфере, регулирование которой оставлено на усмотрение самих супругов. Если супруги никак не выражают свою волю в момент заключения брака, то тогда применимое право определяется на основании объективных критериев. Тем не менее, принцип автономии воли сохраняет приоритет, поскольку даже в течение брака супруги могут по обоюдному согласию изменить первоначальную коллизионную привязку и, следовательно, применимое право. Статья 3 Гаагской конвенции 1978г. провозглашает общий принцип, согласно которому режим имущества супругов регулируется внутренним правом, выбранным супругами до заключения брака. Указание на внутреннее право в данном случае выражает стремление государств – участников Конвенции исключить в случае выбора применимого права возникновение обратной отсылки и вызванных этим проблем. Однако супруги не обладают абсолютной свободой при выборе применимого права и могут указать в качестве применимого на внутреннее право ограниченного количества государств, а именно:

  • право государства, гражданство которого имеет один из супругов в момент такого выбора;
  • право государства, на территории которого один из супругов имеет свое обычное место жительства в момент такого выбора;
  • право первого государства, на территории которого один из супругов приобретает новое обычное место жительства после заключения брака.

   Статья 3 Гаагской конвенции 1978г. уточняет, что определенное таким образом право применяется ко всему имуществу супругов, следовательно, провозглашает принцип единства режима имущества супругов, хотя последний пункт ст. 3 предусматривает, что супруги могут указать в отношении всего или части недвижимого имущества на право государства, действующее в месте нахождения такого недвижимого имущества, как на применимое.  Статья 11 Гаагской конвенции 1978г. дополнительно уточняет, что выбор применимого права должен определяться в отдельном соглашении или однозначно следовать из положений брачного договора, поэтому если воля супругов не выражена явным образом в письменной форме, то для определения применимого права необходимо обращаться к объективным коллизионным привязкам.

   Согласно п. 1 ст. 4 Гаагской конвенции 1978г., если супруги не выбрали до заключения брака право, применимое к режиму их имущества, то он будет регулироваться в соответствии с внутренним правом государства, на территории которого они избрали свое первое обычное место жительства после заключения брака. Внутреннее право государства общего гражданства супругов применяется, когда супруги не установили первое место жительства после брака на территории одного и того же государства. В данном случае имеется «выпадение» основной коллизионной привязки – обычного места жительства обоих супругов в одном и том же государстве, что делает возможным субсидиарное применение законов страны общего гражданства супругов как наиболее подходящее. Режим имущества супругов регулируется правом государства их общего гражданства, если данное государство сделало на основании ст. 5 Гаагской конвенции 1978г. заявление, влекущее применение его внутреннего законодательства.

   Законы государства общего гражданства  супругов применяются в случае, когда нормы МЧП данного государства, не являющегося стороной Конвенции, указывают на его внутреннее право как применимое при условии, что супруги приобретают первое обычное место жительства после брака на территории Договаривающегося государства, сделавшего заявление на основании ст. 5, или в государстве, не являющемся стороной Конвенции, нормы МЧП которого также указывают на применение законов государства гражданства супругов. Ст. 6 Гаагской конвенции 1978г. предусматривает, что в течение брака супруги могут подчинять режим их имущества иному внутреннему праву, чем применимое до сих пор. Обращение в Гаагской конвенции 1978г. к принципу изменяемости коллизионной привязки по соглашению супругов привело значительное число государств – участников Гаагской конференции по международному частному праву к очень существенной модификации подходов, которым они следовали в этой области ранее. Представляется, что такая новая модель коллизионного регулирования дает возможность супругам адаптировать их имущественные отношения к правовой системе государства при переезде на его территорию.

   Как и при заключении брака,  супруги не обладают полной  свободой в выборе применимого  права. В соответствии с п. 2 ст. 6 Гаагской конвенции 1978г. они могут выбирать только между:

  • внутренним правом государства, гражданство которого имеет один из супругов на момент выбора;
  • внутренним правом государства, на территории которого один из супругов имеет обычное место жительства.

   Когда определение права, применимого  к режиму имущества супругов, осуществлялось на основании объективного критерия, то автоматическое изменение коллизионной привязки происходит следующим образом:

  • внутреннее право государства, в котором супруги имеют общее место жительства, заменяет право, ранее применимое к режиму имущества супругов, с момента, когда они определят в данном государстве их обычное место жительства, при условии, что оба супруга являются гражданами этого государства, или с момента, когда они приобретут это гражданство;
  • то же самое внутреннее право государство обычного места жительства супругов становится применимым, если они обычно прожили в данном государстве более десяти лет после заключения брака;
  • внутреннее право государства, в котором оба супруга приобретают обычное место жительства в течение брака, становится применимым, если ранее режим их имущества регулировался законодательством государства их общего гражданства только по причине того, что в момент заключения брака они не имели общего места жительства в одном государстве.

   Статья 8 Гаагской конвенции 1978г. уточняет, что изменение применимого права порождает последствия только для будущих отношений, а на имущество, принадлежащее супругам ранее данного изменения, вновь определенное право не распространяется. Согласно Статье 11 Гаагской конвенции 1978г. выбор применимого права должен определяться в отдельном соглашении или однозначно следовать из положений брачного договора, при этом ст. 10 Гаагской конвенции 1978г. уточняет, что условия действительности соглашения супругов о применимом праве определяются в соответствии с данным правом. Применительно к форме брачного договора Гаагская конвенция 1978г. предлагает оригинальное сочетание коллизионной и материальной норм. Так, в ст. 12 Гаагской конвенции 1978г. предусмотрено, что брачный договор действителен с точки зрения формы, если он соответствует требованиям внутреннего права, применимого к режиму имущественных отношений супругов, либо внутреннего права, действующего в месте его заключения28.

Информация о работе Семейные отношения в международном частном праве