Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:57, статья
Роль Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в современных международных экономических отношениях трудно переоценить. Членами ВТО являются 150 государств <1>, т.е. действие права ВТО (целого ряда международных соглашений) носит поистине глобальный характер. Всемирная торговая организация была создана Соглашением об учреждении ВТО (Марракешское соглашение), приложенным в качестве неотъемлемой части к подписанному 15 апреля 1994 г. в Марракеше Заключительному акту, содержащему результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров
РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ В ВТО.
СПОСОБЫ
ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ
ЧАСТНЫХ ЛИЦ
А.А.
РОДИН
1. Всемирная торговая организация - глобальный форум
международной
торговли
Роль Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в современных международных экономических отношениях трудно переоценить. Членами ВТО являются 150 государств <1>, т.е. действие права ВТО (целого ряда международных соглашений) носит поистине глобальный характер. Всемирная торговая организация была создана Соглашением об учреждении ВТО (Марракешское соглашение), приложенным в качестве неотъемлемой части к подписанному 15 апреля 1994 г. в Марракеше Заключительному акту, содержащему результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение об учреждении ВТО вступило в силу 1 января 1995 г. Членами ВТО могут быть как государства, так и таможенные территории, обладающие автономией в ведении своих внешнеторговых отношений (Тайвань, Палестина, Европейский союз). ВТО выполняет следующие функции:
--------------------------
<1>
www.wto.org, официальный сайт, информация по
состоянию на 15 апреля 2007 г.
-
является форумом
-
обеспечивает работу механизма
по разрешению
-
осуществляет толкование
-
контролирует реализацию
Конференция министров (высший орган) и создаваемые ею комитеты, Генеральный Совет (исполнительный орган) и создаваемые им комитеты, а также Секретариат (административный орган), возглавляемый Генеральным директором, составляют организационную структуру ВТО.
С
созданием ВТО государства-
--------------------------
<2>
Шумилов В.М. Право ВТО и
международное право // Московский
журнал международного права. 2003. N 2. С.
16.
В
ближайшем будущем ожидается
вступление Российской Федерации в
ВТО. В обществе не утихают споры
о преимуществах и недостатках,
связанных с предстоящим
2. Система
урегулирования споров в ВТО
В целях обеспечения соблюдения обязательств государств - членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана система разрешения международных споров, которая позволяет государству - члену ВТО, пострадавшему от нарушений обязательств по праву ВТО другим государством, инициировать квазисудебное разбирательство и восстановить status quo. Приложением 2 к Соглашению об учреждении ВТО является Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров 1994 г. (далее - ДРС), которая является в соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения об учреждении ВТО неотъемлемой частью этого Соглашения. В ст. 3 ДРС прямо указывается, что "система ВТО по разрешению споров есть центральный элемент обеспечения надежности и предсказуемости всей многосторонней торговой системы" <3>.
--------------------------
<3>
Understanding on rules and procedures governing the settlement of disputes,
art. 3. Law and Practice of the World Trade Organization, Joseph F.
Dennin // Booklet 2, March 1995. Oceana Publications, N.Y., L., Rome.
В соответствии с ДРС действует Орган по разрешению споров (далее - ОРС). ОРС учреждает третейские группы, принимает либо отклоняет доклады третейских групп и Апелляционного органа, осуществляет мониторинг выполнения принятых решений, санкционирует приостановление уступок и других обязательств и т.д. Помимо ОРС в механизме разрешения споров в ВТО участвуют третейские группы (panels), Апелляционный орган и Секретариат. ДРС предусматривает следующие процедуры по разрешению споров: проведение консультаций, рассмотрение спора третейской группой, Апелляционным органом, а также арбитражное разбирательство в рамках ВТО. ОРС обладает обязательной юрисдикцией в отношении всех споров, вытекающих из подавляющего большинства соглашений ВТО. В ВТО действует система обеспечения исполнения принятых решений, так, в этих целях ОРС вправе санкционировать применение мер принудительного характера.
Вся процедура рассмотрения и принятия рекомендации по спору должна занимать от 8 до 12 месяцев. Процедура в целом ориентирована на избежание тупиковых ситуаций, которые препятствовали бы принятию окончательного решения по делу.
Согласно
п. 7 ст. 3 ДРС целью механизма
3. Участие заинтересованных частных лиц
в рассмотрении
споров
Несмотря
на то что споры в сфере
В связи с этим возникает вопрос, каким образом те лица, чьи коммерческие интересы затрагиваются рассматриваемой в рамках механизма ВТО спорной ситуацией (далее - Заинтересованные Лица), могут влиять на результаты рассмотрения спора, участвовать в этой процедуре, ведь эти предприятия или предприниматели - лица, непосредственно заинтересованные в положительном для них исходе дела (например, в отмене торговых ограничений, противоречащих правилам ВТО). Отметим, что участие представителей Заинтересованных Лиц государств - членов ВТО в рассмотрении споров прямо не предусмотрено ДРС.
Таким
образом, представляется разумным рекомендовать
Заинтересованным Лицам при выборе стратегии
поведения в рамках защиты своих коммерческих
интересов исходить из принципа "Что
не запрещено, то разрешено" и искать
пути для реализации своих правомерных
интересов как в рамках внутреннего, так
и в рамках международного права. Как минимум
существует и признано несколько разных
по своей сути и значению для исхода дела
возможностей для косвенного участия
Заинтересованных Лиц в разрешении спора
в ВТО.
3.1. Обращения
к правительству
Во-первых, Заинтересованным Лицам стоит активно обращаться как к правительству государства-нарушителя, требуя от него прекратить нарушение норм права ВТО, так и к правительству своего государства (государства регистрации юридического лица). В данном случае следует исходить из того, что член ВТО, участвуя в процедурах разрешения споров, представляет интересы и защищает права отечественных предприятий. Широко известны примеры, когда рассмотрение спора в рамках ВТО было инициировано частными лицами, так, крупнейшие японские производители стали - Nippon Steel Corporation, NKK Corporation, Kawasaki Steel Corporation - инициировали обжалование Японией в рамках процедуры разрешения споров ВТО антидемпинговые меры США, введенные в отношении импорта некоторых наименований плоского углеродистого горячекатаного проката (горячекатаная сталь) <4>.
--------------------------
<4>
United States - Anti-Dumping Measures on Certain Hot Rolled Steel Products
from Japan. AB-2001-2. WT/DS184/AB/R (01-3642).
В данном случае велика роль внутреннего, национального права страны регистрации Заинтересованного Лица, так как процедуры по рассмотрению обращений Заинтересованных Лиц должны быть урегулированы именно внутренним правом государства. Так, в США и в ЕС существуют формальные процедуры, которые позволяют Заинтересованным Лицам обращаться к правительству с просьбой рассмотреть вопрос о наличии ограничения торговли, установленного другим государством. Заинтересованное Лицо вправе обратиться к Торговому представителю США (US Trade Representative), между прочим, именно это должностное лицо представляло США при подписании соглашения о согласовании условий вступления РФ в ВТО в ноябре 2006 г. Правительство также вправе по своей инициативе рассмотреть какую-либо ситуацию. Если правительство в результате рассмотрения жалобы или ситуации сочтет, что она касается нарушения норм соглашения ВТО, оно инициирует процедуру консультаций с государством-нарушителем, и если они не принесут удовлетворительных результатов, обращается в ОРС с просьбой о разрешении спора.
Несомненно, опыт США как активного участника процедур по разрешению торговых споров как ранее в рамках ГАТТ-1947, так и ныне в ВТО, в том числе в том, что касается упомянутых выше норм национального права, следует анализировать и перенимать другим, менее искушенным в деле международной торговли странам. Тем не менее следует отметить, что раздел 301 Акта о торговле США разрешает Торговому представителю США применять разные ответные меры в отношении государств, нарушающих права американских компаний, в одностороннем порядке (без разрешения на их применение в рамках ВТО) <5>. Более того, такие односторонние меры применяются США на практике, что было установлено, в частности, в рамках ВТО третейской группой в деле "США - Меры в отношении импорта некоторых товаров из ЕС" <6>. В связи с этим явно неправомерный с точки зрения международного права пример США следует сравнить с примером Европейского союза, который сходным образом регулирует рассматриваемый вопрос, однако нормы права ЕС прямо указывают, что ответные меры ЕС должны соответствовать рекомендациям ОРС <7>.
--------------------------
<5> United States Trade Act of 1974, as amended (19 U.S.C. Paras. 2411 - 2420). Title III. Chapter 1 (Sections 301 - 310) (www.findlaw.com).
<6> United States - Import Measures on Certain Products from the European Communities. WT/DS165/R. July 17. 2000.
<7>
Основы торговой политики и
правила ВТО. М., 2006. С. 388.
В
свою очередь, после ожидаемого в
ближайшем будущем вступления России
в ВТО российские предприятия
получат возможность обращаться
к Правительству РФ за защитой
своих интересов путем
3.2. Активное
содействие правительству
Во-вторых, Заинтересованные Лица могут принимать не непосредственное, а так называемое закулисное (behind-the-scene) участие в рассмотрении споров в ВТО (активное содействие правительству), например, путем оказания правительству услуг по предоставлению специальной, отраслевой информации, исследованию фактов и сбору доказательств, а также юридической поддержки в рамках работы по подготовке и проведению разбирательства в ВТО. В данном случае государство как бы передает часть бремени, связанного с ведением процесса по разрешению спора в ВТО, Заинтересованным Лицам, ведь не секрет, что победа в любом судебном разбирательстве, как в национальном, так и в международном судебном органе, зачастую требует масштабных исследований и подготовительных работ. Среди известных примеров оказания Заинтересованными Лицами подобной поддержки правительствам можно назвать содействие компаний Kodak и Fuji в деле Japan - Measures Affecting Consumer Photographic Film and Paper <8> или компаний Bombardier и Embaer в деле Brazil - Export Financing Programme for Aircraft <9>.