Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Радиоактивных веществ токсичность, вредное воздействие химических веществ вследствие содержания в них в различных концентрациях радиоактивных элементов. Под воздействием ионизирующего излучения, испускаемого этими элементами, происходят изменения в жизнедеятельности и структуре живых организмов. Радиоактивные вещества загрязняют окружающее пространство, оборудование, рабочие помещения и воздух в них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
1.1 История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
1.2 Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
1.3 Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
1.3.1 Источники возникновения…………………………………………………..7
1.3.2 Классификация……………………………………………………………….8
1.3.3 Хранение……………………………………………………………………...9
1.4 Терроризм………………………………………………………………..………….11
1.5 Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
2. Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
2.1 Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
2.2 Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
2.2.1 МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
2.2.2 Состав и организационная структура……………………………….……29
2.3 Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников……………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

      Февраль 1999 года – при проведении дефектоскопии  сварных стыков на трассе газопровода  Уренгой-Петровское у дефектоскопа «Гаммарид 192/120» был погнут коллиматор, что препятствовало возврату источника  в защиту. Работник попытался самостоятельно устранить неисправность. Полученная им доза не установлена.

      Сентябрь 1999 года – в результате самовольного решения на устранение возникшей  неисправности гамма-дефектоскопа типа "Гаммарид 192/120" дефектоскопист получил дозу внешнего гамма-излучения 27 мЗв, что превысило контрольный  уровень.

      Январь 2000 года – в радоновой лаборатории  санатория  произошла утечка раствора Rа-226 из барбатера, находящегося в хранилище. Мощность экспозиционной дозы в хранилище  составила 2,8 мР/ч, а на поверхности  шкафа до 8 Р/ч. 

      Сентябрь 2000 года – из-за неисправности гамма-дефектоскопа «Гаммарид-2М» произошла радиационная авария при проведении проверки качества сварных швов. Несанкционированные  действия персонала по устранению неисправности  привели к облучению кистей рук  у обслуживающего персонала (трех человек).

      Июнь 2001 года – произошло выпадение  источника излучения дефектоскопа ГИИД-6 из ампулопровода. Дефектоскопист передал выпавший источник своему помощнику, который в руках отнес источник в операторскую, где другой работник вручную разместил его в рентгенкамере. В результате три работника получили производственные травмы с диагнозом  термический ожог пальцев кистей I-II степени и прошли курс лечения  в клинической больнице.

      Сентябрь 2001 года – во окончании сеанса гамма-терапии  радионуклидный источник аппарата «Агат-В» застрял в ампулопроводе. В результате превышения времени облучения пациент  получил добавочную дозу, которая  составила 0,002% от суммарной дозы за весь период лечения. Происшествие произошло  из-за технической неисправности  гамма-терапевтического аппарата.

      Наиболее  серьезными нарушениями в 2002 году были следующие.

      При проверке работоспособности гамма-дефектоскопа "Гаммарид-192/120" произошло выпадение  радиоактивной ампулы источника  активностью 331 Ки, в результате чего пострадали два дефектоскописта. Причинами  нарушения были как техническая  неисправность аппарата, так и  грубое нарушение порядка проведения работ. Комиссией с привлечением специалистов организации, изготовившей дефектоскоп, были исследованы технические  причины нарушения и предложены необходимые меры по их предотвращению.

      По  окончании лечебного сеанса в  онкологическом диспансере источник гамма  излучения терапевтического аппарата "АГАТ-В" из центрального кольпостата  не ушел в хранилище. Происшествие ликвидировано  силами персонала в соответствии с производственной инструкцией, но при этом врач получил дозу внешнего облучения равную 1,1 мЗв, медсестра  – 0.59 мЗв, дозиметрист – 0.08 мЗв. Пациент  получил лечебную дозу в 6 Гр. Комиссией  по расследованию установлено, что  аппарат "АГАТ-В" изготовлен в 1979 года и, начиная с 1999 года, систематически давал сбои из-за моральной и физической изношенности узлов и деталей. Из-за превышения срока эксплуатации больше чем в 2 раза произошла деформация кольпостатов. Аппарат требует замены комплектующих компрессора, шлангов, дозиметра, кольпостатов. Госатомнадзором  России работа на аварийном аппарате запрещена.

      В течение 2002 года зарегистрировано еще  несколько случаев отказа гамма-терапевтических  аппаратов при проведении лечебных процедур: заклинивание затвора аппарата "АГАТ-РМ" (г. Махачкала), разгерметизация  кольпостата аппарата "АГАТ-В" (г. Чита), заклинивание источника в  шланге подачи его из хранилища аппарата "АГАТ-ВЗ" (г. Благовещенск). Пострадавших при этих нарушениях нет.

      Анализ  условий и причин возникновения  большинства нарушений приводит к выводу о решающей роли "человеческого  фактора", который проявляется  в незнании или нарушении правил радиационной безопасности, регламентов  ведения работ с радиационными  источниками, нарушениями сроков планового  ремонта и замены оборудования. Одной  их основных мер, которые помогут  предотвратить подобные нарушения, является лицензирование персонала, о  чем будет подробнее рассказано ниже.

    Заключение 

     В данной курсовой работе рассмотрены  проблемы незаконного оборота радиоактивных  веществ, их негативное влияние на организм человека и окружающую среду, а также  проблема захоронения радиоактивных  отходов, авария на Чернобыльской атомной  электростанции, ее последствия и  дальнейшая судьба станции.

     Данная  проблема на сегодняшний день очень  актуальна и каждая страна должна следить за использованием радиоактивных веществ и контролировать их перемещение. Необходимо ужесточать таможенный контроль при транспортировке опасных веществ и обновлять нормативно-правовые базы.

     Необходимо  следить за правильным хранением  радиоактивных отходов и созданием  незаконных могильников.

     Очень важным является создание международных  организаций и комиссий по контролю за радиоактивными веществами и атомной  энергией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

      1. Беляев А.М. Радиоэкология

      2. По материалам конференции «Безопасность  ядерных технологий: экономика безопасности  и обращение с ИИИ»

      3. Кедровский О.Л., Шишиц Ю.И., Леонов  Е.А., и др. Основные направления  решения проблемы надежной изоляции  радиоактивных отходов в СССР. // Атомная энергия, т. 64, вып.4. 1988, с. 287-294.

      4. Бюллетень МАГАТЭ. Т. 42. №3. -- Вена, 2000.

      5. Кочкин Б.Т. Выбор геологических  условий для захоронения высокорадиоактивных  отходов // Дис. на соиск. д.  г.-м. н. ИГЕМ РАН, М., 2002.

      6. Лаверов Н.П., Омельяненко Б.И., Величкин  В.И. Геологические аспекты проблемы  захоронения радиоактивных отходов  // Геоэкология. 1999. №6.

      7. Нормативно-правовые базы Республики  Беларусь

      8. http://www.chernobyl.by/research/67-formirovanie-radioaktivnogo-zagrjaznenija.html

      9. http://www.pravo.by

      10. http://www.allminsk.biz/content/view/1112  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1 

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. №1518 "Об образовании  при Совете Министров Республики Беларусь Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите"

     По  состоянию на 5 декабря 2007 года

     СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      14 ноября 1997 г.  N 1518                                   г.Минск 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ  ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     НАЦИОНАЛЬНОЙ  КОМИССИИ БЕЛАРУСИ ПО РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЕ

              Постановление утратило силу  постановлением Совета Министров          Республики   Беларусь  от   19  ноября   2001  г.   N  1676          (Национальный  реестр правовых  актов Республики  Беларусь,          2001 г., N 111, 5/9459)        Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Образовать   при   Совете   Министров   Республики  Беларусь Национальную  комиссию  Беларуси  по   радиационной   защите   (НКРЗ Беларуси).

     2. Утвердить:

     -прилагаемое Положение  о  Национальной  комиссии  Беларуси   по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь;

     - персональный состав   Национальной   комиссии    Беларуси    по радиационной   защите   при  Совете  Министров  Республики  Беларусь согласно приложению.

     3. Возложить организационно-техническое и финансово-хозяйственное  обеспечение  работы  Национальной  комиссии Беларуси по радиационной  защите  при  Совете  Министров  Республики Беларусь на Министерство по чрезвычайным ситуациям.

     4. Признать  утратившим  силу  постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 10 февраля  1995  г.  N  84  "О  Национальной комиссии  Беларуси  по  радиационной  защите  при Кабинете Министров Республики Беларусь (НКРЗ Беларуси)" (Собрание указов  Президента  и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь,  1995 г., N 5, ст.115).

     ПОЛОЖЕНИЕ о Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь

     1. Национальная комиссия Беларуси  по  радиационной  защите  при Совете   Министров  Республики  Беларусь  (НКРЗ  Беларуси)  является межотраслевым  научно-экспертным  и  рекомендательно-консультативным органом по вопросам радиационной защиты и радиационного контроля, по разработке,  согласованию  и  введению  в  действие  норм  и  правил радиационной безопасности.

     2. НКРЗ    Беларуси   формируется   из   ведущих   специалистов министерств,   других   республиканских   органов   государственного управления,  учреждений и организаций, работающих в области теории и практики радиационной безопасности, радиационной медицины и гигиены, биофизики,  радиологии и лучевой терапии, эпидемиологии, медицинской физики,  радиобиологии, генетики, радиоэкологии, дозиметрии и других

     смежных областей знаний.      Состав указанной Комиссии   утверждается   Советом   Министров Республики Беларусь.

     3. НКРЗ  Беларуси тесно сотрудничает  с Научным комитетом ООН по действию атомной радиации,  Международной комиссией по  радиационной защите,  Международным  агентством  по  атомной  энергии,  Всемирной организацией  здравоохранения,  Международной  организацией   труда, другими  международными организациями и ассоциациями,  занимающимися проблемами   защиты   человека   от   воздействия   ионизирующих   и неионизирующих   излучений,   в  своей  деятельности  использует  их

     рекомендации  и выводы,  а  также  результаты  научных  исследований, проводимых  в  Республике  Беларусь  и  зарубежных  странах  по этим направлениям.

     4. НКРЗ Беларуси:

     4.1. определяет основные  направления   научных   исследований, связанных   с   обоснованием   и  установлением  допустимых  уровней облучения человека и содержания радионуклидов в  различных  объектах окружающей     среды,     утилизацией     радиоактивных     отходов, совершенствованием  средств  и  методов  измерения  ионизирующих   и неионизирующих  излучений,  а  также  дает  необходимые рекомендации министерствам, другим республиканским органам   государственногоуправления, научным организациям республики, осуществляющим изучение проблем  в  этой   области,   вносит   предложения   по   разработке соответствующих научно-технических программ и их финансированию;

     4.2. рассматривает и  оценивает   научные  данные  по  различным аспектам радиационной защиты и радиационной безопасности, полученные республиканскими и зарубежными научными центрами, отдельными учеными и специалистами,  и вырабатывает рекомендации по  их  применению  на практике;

     4.3.    рассматривает    и    рекомендует    для    направления республиканским   органам  государственного   управления,  а   также международным  организациям материалы,  подготовленные специалистами по вопросам радиационной защиты и радиационной безопасности;

     4.4. разрабатывает  рекомендации  по   следующим   направлениям деятельности:

     - установление основных дозовых пределов облучения населения и их производных величин;

     - определение допустимых  уровней  содержания   радионуклидов   в организме  человека,  продуктах  питания,  воде  и  других  объектах окружающей  среды,  допустимых  уровней  воздействия  на   население неионизирующих излучений;

Информация о работе Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества