Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:48, курсовая работа
Радиоактивных веществ токсичность, вредное воздействие химических веществ вследствие содержания в них в различных концентрациях радиоактивных элементов. Под воздействием ионизирующего излучения, испускаемого этими элементами, происходят изменения в жизнедеятельности и структуре живых организмов. Радиоактивные вещества загрязняют окружающее пространство, оборудование, рабочие помещения и воздух в них.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
1.1 История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
1.2 Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
1.3 Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
1.3.1 Источники возникновения…………………………………………………..7
1.3.2 Классификация……………………………………………………………….8
1.3.3 Хранение……………………………………………………………………...9
1.4 Терроризм………………………………………………………………..………….11
1.5 Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
2. Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
2.1 Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
2.2 Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
2.2.1 МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
2.2.2 Состав и организационная структура……………………………….……29
2.3 Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников……………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………
МАГАТЭ создано в 1957 в соответствии с решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости — Совету Безопасности ООН.
Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.
МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986.
МАГАТЭ
представляет базу новейших статистических
данных по незаконному обороту
22
августа 2006 года - Согласно новейшим
статистическим сведениям,
Целью БДРМ является учет широкого спектра различных инцидентов, начиная с незаконного владения, попыток сбыта и контрабанды и заканчивая нелегальной утилизацией и обнаружением утерянных источников радиации.
Восемнадцать подтвержденных случаев незаконного оборота в 2005 году касались ядерных материалов; 76 случаев – радиоактивных материалов, главным образом, источников радиации; в двух случаях речь шла как о ядерных, так и о радиоактивных материалах, а еще семь случаев касались радиационно зараженных материалов.
Кроме этого, поступили сообщения еще о 57 инцидентах, имевших место в предыдущие годы. Они касаются незаконного оборота и других видов неразрешенной деятельности, которые произошли ранее, главным образом в 2004 году.
Два заявленных случая в 2005 году касались небольшого количества высокообогащенного урана (ВОУ), который является расщепляющимся материалом. Было заявлено о потере в Нью-Джерси (США) пакета, в котором содержалось 3,3 грамма ВОУ. Второй инцидент произошел в Фукуи (Япония), где на атомной электростанции пропал детектор нейтронного потока, в котором содержится 0,017 грамм ВОУ.
“С точки зрения угрозы терроризма, эти случаи не вызвают обеспокоенности, однако они демонстрируют уязвимость систем безопасности на объектах, где ведется работа с ВОУ”, -- говорится на страницах новейшего доклада, подготовленного по результатам БДРМ. Фактически, большинство случаев незаконного оборота ядерных и радиоактивных материалов, зарегистрированных в 2005 году, не содержит в себе признаков преступной деятельности.
БДРМ
позволяет облегчить обмен
В
то же время существует мнение (высказываемое
в первую очередь американским руководством),
что МАГАТЭ, в связи с расширением
географии исследований в области
создания ядерного оружия, произошедшим
в 1990-е гг., следовало бы проявлять
большую активность при проведении
инспекций и расследований
Выступая
11 февраля 2004 в Национальном университете
обороны, президент США Джордж Буш
заявил: «Ни одно государство, в отношении
которого проводится расследование
по поводу нарушений в сфере
Наблюдатели
полагают, что тем самым президент
США имел в виду скандальное дело
руководителя проекта создания пакистанской
ядерной бомбы Абдул Кадыр
Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали
требования провести расследование
МАГАТЭ в отношении Пакистана
— государства, представленного
в Совете управляющих организаций.
2.2.2
Состав и организационная
Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.
С
заключением ДНЯО его участники,
не обладающие ядерным оружием, обязались
заключить с Агентством соглашения,
которые предусматривают
Департамент
гарантий, созданный в рамках Секретариата
МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными
установками и материалами
Генеральные директоры МАГАТЭ:
Стерлинг Коул (7 октября 1957 — 6 октября 1961)
Сигвард Эклунд (6 октября 1961 — 30 ноября 1981)
Ханс Бликс (1 декабря 1981 — 30 ноября 1997)
Мохаммед аль-Барадеи (1 декабря 1997 — 30 ноября 2009)
Юкио Амано (с 1 декабря 2009)
Мохаммед аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в 1997 и был переизбран дважды — в 2001 и 2005.
США определённое время выступали категорически против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи на ещё один срок в 2005.
При
этом США ссылались на так называемое
«Женевское правило» — договорённость
14 крупнейших стран-доноров о том,
что одно лицо не может возглавлять
международные организации
По всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).
Тем
не менее 9 июня 2005 государственный
департамент США объявил, что
будет голосовать за избрание Мохаммеда
аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли
набрать необходимое для его
смещения количество голосов стран
— членов Совета управляющих МАГАТЭ,
и аль-Барадеи оказался единственным
кандидатом, выдвинутым в установленные
регламентом сроки. Сроки его
правления заканчиваются.
Международная
комиссия по радиационной защите является
независимой международной
МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется основными принципами применения соответствующих мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите нести ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных актов, отвечающих потребностям каждой страны.
МКРЗ предлагает свои рекомендации организациям по нормированию и научному сопровождению в качестве помощи в руководстве и реализации мер радиационной защиты. Несмотря на то, что МКРЗ не имеет формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве стран в основном следует ее рекомендациям.
Первоначально МКРЗ публиковала свои рекомендации в форме статей в различных научных журналах по медицине и физике. Начиная с 1959 г., МКРЗ имеет серии собственных выпусков, а с 1977 г. – выпускает свои материалы в виде научного журнала «Анналы МКРЗ» (Annals of the ICRP), который издает Pergamon Press (сейчас Elsevier Science).
Деятельность МКРЗ финансируется в основном за счет добровольных взносов национальных и международных организаций, чьи интересы лежат в области радиационной защиты. Некоторая дополнительная поддержка поступает из авторских гонораров от публикаций МКРЗ.
Для
подготовки докладов МКРЗ формирует
Группы, Определяющие Задачи, и Рабочие
Совещания, разрабатывающие идеи. В
первую из этих групп обычно привлекаются
специалисты со стороны, не являющиеся
членами МКРЗ. Таким образом, МКРЗ
является независимой международной
сетью, привлекающей специалистов в
различных областях радиационной защиты.
Регулярно около ста
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ
В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, вводится множество нормативно-правовых актов, которые следят за незаконным оборотом радиоактивных веществ и также документы о таможенным контроле.
В Российской Федерации понятие "радиационная авария" установлено Федеральным законом “О радиационной безопасности населения”. Согласно этому закону, "радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды".
По-видимому, авторами такого достаточно абстрактного определения стали люди с гуманитарным (медицинским) мышлением, что делает, однако, это определение не вполне корректным для практического применения техническими специалистами.
Расследование нарушений и их учет осуществляются в целях:
- определения причин возникновения исходного события, путей его протекания, последствий и класса нарушения;
- принятия решений о повышении безопасности ОИАЭ;
- статистического учета нарушений;
- информирования персонала, населения и компетентных органов о наличии или угрозе облучения и загрязнения окружающей среды.
Информация о нарушениях включает:
1)
оперативное сообщение о
2) предварительное сообщение о нарушении
3) отчет или акт о расследовании нарушения.
Примеры нарушений:
Информация о работе Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества