Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:33, реферат
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение 3
Глава 1. Публичное право 4
1.1. Общие аспекты публичного права 4
Глава 2. Основы избирательного права 7
2.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права 7
2.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в Российской Федерации 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Выборы – это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.
И, наконец, выборы – это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.
Выборы – важнейший
институт организации и функционирования
публичной власти в современных
политических обществах. Они составляют
новую проблемную область и сферу
профессиональной деятельности. В современной
науке феномен власти вообще и
выборной власти в частности осмысляется
представителями самых
Современное понятие
выборной демократии и избирательного
законодательства как системы государственно-
2.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в Российской Федерации
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим, законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.
Избирательное право включает следующие правовые источники:
1) Конституция
РФ, закрепляющая основные
2) Федеральный
закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
3) федеральные
законы «О выборах Президента
Российской Федерации» (в редакции
от 30 декабря 2006 г.), «О выборах
депутатов Государственной
4) Федеральный
конституционный закон «О
5) другие федеральные избирательные законы;
6) указы Президента
РФ, которые издаются по вопросам
организации и проведения
7) нормативные
акты Центральной
8) конституции
республик, уставы краев,
Конституция Российской
Федерации провозглашает
В целом, Основной Закон РФ освещает общие моменты в отношении избирательного процесса, который подробно регламентируется иными нормативными актами.
Как известно, Федеральный
закон «Об основных гарантиях…»
в равной степени распространяется
как на федеральные выборы, так
и на выборы, проводимые в субъектах
Российской Федерации. С учетом того,
что это очень подробный Закон,
получается, что, если федеральному законодателю
надо решить какую-то проблему, возникающую
применительно к выборам
Детальное регулирование
всех избирательных процедур в Федеральном
законе «Об основных гарантиях…»
с чисто прагматической точки
зрения имеет то преимущество, что
у федеральных властей
Некоторые практики
настойчиво требовали и требуют
от федерального законодателя проявления
чисто технократического
Недостатки, связанные
с инструктивным характером Федерального
закона «Об основных гарантиях…», состоят
и в том, что на сегодня неоправданно
усложнены избирательные
Увеличение объема
Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан
Российской Федерации» во многом было
связано с использованием казуистического
подхода к решению проблем, возникавших
в ходе предвыборных кампаний. Стоит
напомнить ситуацию, когда в целях
борьбы с практикой появления
в избирательных бюллетенях двойников
– однофамильцев Федеральный
закон ввел норму, позволяющую кандидатам
с одинаковыми фамилиями
Подытоживая сказанное,
необходимо подчеркнуть, что требуется
изменение самой идеологии
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
принятие Федерального закона «Об основных
гарантиях…» возможно только для
реализации положения пункта «в»
статьи 71 Конституции, согласно которому
к ведению Федерации относится
регулирование и защита прав и
свобод человека и гражданина. Соответственно,
задача Федерального закона «Об основных
гарантиях…» может состоять лишь
в регулировании и защите избирательных
прав граждан. В Конституции Российской
Федерации (часть 2 статьи 32) эти права
определены как право граждан
избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления (активное и
пассивное избирательное право)
Однако в статье
2 закона объем конституционных прав
граждан избирать и быть избранными,
закрепленных в статье 32 (часть 2) Конституции
Российской Федерации, неоправданно расширяется
путем включения в состав этих
прав права участвовать в выдвижении
кандидатов (списков кандидатов), предвыборной
агитации, наблюдении за проведением
выборов, работой избирательных
комиссий, включая установление итогов
голосования и определение
Перемещение всех
вопросов избирательного законодательства
и избирательного процесса в плоскость
«регулирования избирательных прав
граждан» наносит ущерб не только
принципам федеративного
Поэтому первостепенную
важность представляет обеспечение
в федеральном законодательстве
защиты избирательных прав именно как
конституционного права граждан
избирать и быть избранными. Установление
конкретных прав граждан, полномочий избирательных
комиссий применительно к различным
стадиям избирательного процесса должно
быть направлено исключительно на обеспечение
и защиту активного и пассивного
избирательного права. Исходя из этого,
санкции за нарушение конкретных
прав в избирательном процессе не
могут рассматриваться как
Заключение
Избирательная система России не очень удачна (ее предлагают изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение).
Информация о работе Публичное право и избирательная система РФ