Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:33, реферат
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение 3
Глава 1. Публичное право 4
1.1. Общие аспекты публичного права 4
Глава 2. Основы избирательного права 7
2.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права 7
2.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в Российской Федерации 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Публичное
право
1.1. Общие аспекты
публичного права
Глава 2. Основы избирательного
права
2.1 Понятие и
соотношение выборов,
2.2 Источники
правового регулирования
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В условиях становления
и развития в России демократического
правового государства
Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное – добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
Сегодня как никогда
ощущается потребность в
Так, целью работы является рассмотрение избирательной системы в России. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как публичное право , основы избирательного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ.
Глава 1. Публичное право
1.1 . Общие аспекты публичного права
Публичное право это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.
Существование
публичного и частного права
как элемента гражданского
П.п. включает
в себя такие отрасли права,
как конституционное (
Деление права
на П.п. и частное впервые
было признано в Древнем Риме.
Известна формула римского
Советская
официальная юридическая
Ныне внедрение
институтов рыночной экономики,
Четко и
абсолютно разделить публичное
и частное право в принципе
нельзя. В отраслях П.п. часто
присутствуют элементы
В современных
государствах все больше
Глава 2. Основы избирательного права
2.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права
Понятия «избирательная
система» и «избирательное право» во
многом совпадают, а в обиходе
часто употребляются как
Понятие избирательной
системы складывается из всей совокупности
правовых норм, регулирующих порядок
предоставления избирательных прав,
проведения выборов и определения
результатов голосования. Термин «избирательная
система» имеет и усеченный смысл:
когда он употребляется применительно
к порядку определения
Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.
Понятия «избирательная
система» и «избирательное право» носят
собирательный характер. В Российской
Федерации они включают в себя,
по существу, четыре различные подсистемы,
устанавливающие порядок
1) Президента РФ;
2) депутатов Государственной Думы;
3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;
4) органов местного самоуправления.
Каждая из этих
подсистем регулируется отдельными
правовыми актами, хотя есть и общие
для всех источники права. Различия
между ними проявляются при определении
пассивного избирательного права, порядка
определения результатов
Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.
Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, например, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).
Особенностью
России является и то, что в отличие
от многих (если не большинства) других
государств с относительно новыми конституциями
в ее Конституции нет специального
раздела об избирательном праве
(избирательной системе), в котором
были бы закреплены общие принципы
избирательного права – всеобщее,
равное, прямое избирательное право
при тайном голосовании и др. Только
в самой общей форме активное
и пассивное избирательное
В ходе избирательных
кампаний возникает много споров
и даже острых конфликтов между кандидатами.
В связи с этим законодательство
о выборах предусматривает
Выборы – весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.
Информация о работе Публичное право и избирательная система РФ