Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:25, контрольная работа
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка .Наиболее значимые нормы международного права называются принципами Международного права.
Введение 3
1. Понятие принципов международного права 4-5
2. Общие принципы межгосударственного сотрудничества 6-18
3. Принципы обеспечивающие поддержание международного права
и безопасности 19-28
Заключение 29
Список литературы 30
Принцип мирного разрешения международных споров
Согласно
п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены
Организации Объединенных Наций
разрешают свои международные споры мирными
средствами таким образом, чтобы не подвергать
угрозе международный мир и безопасность
и справедливость". Эволюция принципа
мирного разрешения международных споров
отмечена серией международных договоров
и соглашений, которые, по мере того как
они ограничивали право обращаться к войне,
постепенно развивали средства мирного
разрешения международных споров и устанавливали
юридическую обязанность государств использовать
такие средства. Общее международное право
прежде лишь побуждало государства обращаться
к мирным средствам разрешения международных
споров, но не обязывало их следовать этой
процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции
о мирном решении международных столкновений
1907 года не запрещала обращение к войне
("прежде чем прибегнуть к оружию"),
не обязывала обращаться к мирным средствам
("обращаться, насколько позволяют обстоятельства")
и рекомендовала весьма узкий круг мирных
средств (Добрые услуги и посредничество).В
соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны,
участвующие в споре, "должны прежде
всего стараться разрешить спор путем
переговоров, обследования, посредничества,
примирения, арбитража, судебного разбирательства,
обращения к региональным органам или
соглашениям или иными мирными средствами
по своему выбору".В соответствии с
современными концепциями международного
права государства обязаны разрешать
свои споры только мирными средствами.
На международных конференциях представители
некоторых стран иногда прибегают к произвольному
толкованию Устава ООН с целью не допустить
включения слова "только" в формулировку
принципа. При этом они утверждают, что
Устав не столько закрепляет то положение,
что споры должны разрешаться мирными
средствами, сколько требует, чтобы при
разрешении международных споров не создавалась
угроза миру и безопасности государств.
Однако положения Устава говорят об обратном.
Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется
на все споры, включая те, продолжение
которых может и не угрожать международному
миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные
споры должны разрешаться в соответствии
9с принципами "справедливости и
международного права". По мнению большинства
государств, ссылки в Уставе на справедливость
лишь подчеркивают, что мирные средства
обязательны для разрешения любых международных
споров. Устав ООН предоставляет сторонам,
участвующим в споре, свободу выбора таких
мирных средств, которые они считают наиболее
подходящими для разрешения данного спора.
Практика обсуждения этого вопроса на
международных конференциях показывает,
что многие государства в системе мирных
средств отдают предпочтение дипломатическим
переговорам, с помощью которых разрешается
большинство споров.
Непосредственные переговоры наилучшим
образом отвечают задаче быстрого разрешения
международного спора, гарантируют равенство
сторон, могут быть использованы для разрешения
как политических, так и юридических споров,
наилучшим образом способствуют достижению
компромисса, дают возможность приступить
к улаживанию конфликта сразу же по его
возникновении, позволяют не допускать
разрастания спора до таких масштабов,
когда он может угрожать международному
миру и безопасности. Вместе с тем развитие
международных отношений, особенно в последние
годы, отмечено стремлением государств
выйти за пределы переговоров и создать
иные приемлемые средства разрешения
споров, которые основывались бы на обращении
к третьим сторонам или международным
органам. Часто при этом поднимаются вопросы,
связанные с ролью Международного Суда
ООН. Попытки некоторых западных государств
зафиксировать обязательную юрисдикцию
Международного Суда, как правило, встречают
резкий отпор со стороны многих государств.
Эти государства считают юрисдикцию Суда
факультативной, и такая позиция точно
соответствует ст. 36 Статута Суда, согласно
которой государства могут (но не обязаны)
сделать заявление об обязательности
для себя юрисдикции Международного Суда.
Подавляющее большинство государств до
сих пор не признало юрисдикцию Суда обязательной.
Анализ принципа мирного разрешения международных
споров, зафиксированного в Декларации
о принципах международного права 1970 года
и Заключительном акте СБСЕ, показывает,
что, несмотря на сопротивление, удалось
отстоять ряд важных положений, которые,
несомненно, являются дальнейшим развитием
соответствующих положений Устава ООН.
В их числе обязанность государств "прилагать
усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти
к справедливому решению, основанному
на международном праве", обязанность
"продолжать искать взаимно согласованные
пути мирного урегулирования спора"
в тех случаях, когда спор не удается разрешить,
"воздерживаться от любых действий,
которые могут ухудшить положение в такой
степени, что будет поставлено под угрозу
поддержание международного мира и безопасности,
и тем самым сделать мирное урегулирование
спора более трудным".Нормативное содержание
принципа мирного разрешения международных
споров в последние годы стало предметом
тщательного анализа на совещаниях экспертов
СБСЕ по мирному урегулированию споров.
Так, Совещание в Валлетте (Мальта, 1991 г.)
рекомендовало параметры общеевропейской
системы мирного урегулирования международных
споров. Итоговым документом Совещания
предусмотрено создание в Европе специального
органа - "Механизма СБСЕ по урегулированию
споров", который может быть использован
по требованию любой из спорящих сторон
и действует в качестве примирительного
органа. Кроме того, документ рекомендует
широкий комплекс обязательных и факультативных
процедур, из которых спорящие стороны
свободно выбирают те, которые они считают
наиболее подходящими для разрешения
конкретного спора.
Обязательные процедуры, рекомендованные
Совещанием, не применяются, если одна
из спорящих сторон считает, что спор затрагивает
вопросы "территориальной целостности
или национальной обороны, права на суверенитет
над территорией суши или одновременных
притязаний на “юрисдикцию над другими
районами...”
В целом можно считать, что последние годы
отмечены, с одной стороны, 10возрастанием
удельного веса мирных средств разрешения
международных споров, а с другой - постоянным
стремлением государств приводить нормативное
содержание принципа в соответствие с
потребностями общественной практики.
Идея
международного сотрудничества государств
независимо от различий в их политическом,
экономическом и социальном строе
в различных сферах международных
отношений в целях поддержания международного
мира и безопасности является основным
положением в системе норм, содержащихся
в Уставе ООН. После принятия Устава ООН
принцип сотрудничества был зафиксирован
в уставах многих международных организаций,
в международных договорах, многочисленных
резолюциях и декларациях.
Представители некоторых школ международного
права утверждают, что обязанность государств
сотрудничать носит не правовой, а декларативный
характер. Подобные утверждения уже не
соответствуют реальной действительности.
Разумеется, было время, когда сотрудничество
представляло собой добровольный акт
государственной власти, однако впоследствии
требования развивающихся международных
отношений привели к превращению добровольного
акта в правовую обязанность.
С принятием Устава принцип сотрудничества
занял свое место в ряду других принципов,
обязательных для соблюдения согласно
современному международному праву. Так,
в соответствии с Уставом государства
обязаны "осуществлять международное
сотрудничество в разрешении международных
проблем экономического, социального,
культурного и гуманитарного характера",
а также обязаны "поддерживать международный
мир и безопасность и с этой целью принимать
эффективные коллективные меры".Принцип
сотрудничества как правовая категория
вытекает и из других положений Устава,
в частности из положений ст. 55 и 56. Например,
содержание ст. 55 свидетельствует о двух
видах обязанностей членов ООН: обязанности
государств сотрудничать друг с другом
в достижении целей, предусмотренных Уставом,
и их обязанности сотрудничать с ООН для
достижения тех же целей. Разумеется, конкретные
формы сотрудничества и его объем зависят
от самих государств, их потребностей
и материальных ресурсов, внутреннего
законодательства и принятых на себя международных
обязательств. Однако анализ политико-правовых
документов, отражающих намерения государств
(таких, как Декларация 1970 года и Декларация
принципов Заключительного акта СБСЕ),
показывает стремление государств придать
принципу сотрудничества универсальный
характер. Обязанность всех государств
действовать в соответствии с принципами
ООН со всей очевидностью предполагает
их обязанность сотрудничать в решении
различных международных проблем, "поскольку
это может оказаться необходимым для поддержания
международного мира и безопасности".Обязанность
государств сотрудничать друг с другом,
естественно, предполагает добросовестное
соблюдение государствами норм международного
права и Устава ООН.
Заключение
Основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Эти принципы
регулируют
наиболее важные для данной
ступени цивилизации
с тем,
что основные принципы обязательны
для всех субъектов международно-правовой
системы, независимо от их участия
в создании и признании этих
принципов; особенности нормотворчества
выражаются в том, что принципы
объективируются в универсальных договорах
или обычаях; наконец, в целях
обеспечения соблюдения принципов
применяются меры ответственности,
вязанные с ограничением суверенитета
государства и дополнительной
ответственностью возглавляющих государство
руководителей. Сегодня любое сколько-нибудь
значимое политическое решение может
быть надежным, если оно опирается
на основные принципы. Об этом
свидетельствует наличия этих принципов
во всех значимых международных актах.
Важность данного положения
подчеркивается в международной
практике. Принципы исторически обусловлены.С
одной стороны, они необходимы для
функционирования системы международных
отношений и международного права.
С другой стороны, их существование
и реализация возможны
в данных исторических условиях. Принципы
отражают коренные интересы государств
и международного сообщества в целом.
С субъективной стороны они отражают
уровень осознания государствами закономерностей
системы международных отношений,
своих национальных и общих интересов.
Список
литературы
1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Издательство БЕК, 1996г.
2.Бирюков И.П. Международное право. Учебное пособие М: Юристь 1998г.
3.Живарев В.Е Международное право. конспект лекций МИЭМП 2004г.
4.Колосов Ю.М Кузнецов В.И Международное право. М.; Международные отношения, 1996 г.
5. Ушакова Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000г.
6. Международное право, под. ред. Блатовой Н.Т., М.: Юридическая литература, 1987 г.
7. Каламрян Р.А. Мигачев Ю.И Международное право учебник-Эксмо 2004г.
8. Кудинова О.А.
Международное право: Курс
9. Курс международного права. Том 2. М.: "Наука", 1989 г.
10. Международное право: Учеб. / Под ред. Г. В. Игнатенко. М.: Высшая школа, 1995г.
11. Учебник по международному праву / Под ред. Тиунова О.И. и Игнатенко Г.В. М., 1999г.
12. Международное
публичное право: Учебник /Л.П.