Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:25, контрольная работа
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка .Наиболее значимые нормы международного права называются принципами Международного права.
Введение 3
1. Понятие принципов международного права 4-5
2. Общие принципы межгосударственного сотрудничества 6-18
3. Принципы обеспечивающие поддержание международного права
и безопасности 19-28
Заключение 29
Список литературы 30
Безусловное
уважение права каждого народа свободно
выбирать пути и формы своего развития
является одной из принципиальных основ
международных отношений. Это право
отражено в принципе самоопределения
народов и наций. Появлению принципа самоопределения
народов предшествовало провозглашение
принципа национальности, под флагом которого
экономически и политически окрепшая
буржуазия боролась с отживающим феодализмом.
Однако принцип национальности не стал
господствующим даже в международном
праве эпохи буржуазных революций, поскольку
предполагал самоопределение только по
признаку национальности. Содержание
принципа самоопределения менялось в
зависимости от исторической обстановки.
Было время, когда самоопределение сводилось
к проблеме образования самостоятельных
национальных государств, поскольку нации
исторически сложились после государств.
Стремление нации образовать собственное
государство, следовательно, связано с
конкретным этапом общественного развития.
Принцип самоопределения народов и наций
в качестве обязательной нормы получил
свое развитие после принятия Устава ООН.
Одна из важнейших целей ООН - "развивать
дружественные отношения между нациями
на основе уважения принципа равноправия
и самоопределения народов..." (п. 2 ст.
1 Устава). Указанная цель конкретизируется
во многих положениях Устава. В ст. 55, например,
она теснейшим образом связывается с задачей
повышения уровня жизни, решением международных
проблем в экономической и социальной
областях, в сферах здравоохранения, образования,
культуры, соблюдения прав человека и
т. п.4
Принцип самоопределения неоднократно
получал свое подтверждение в документах
ООН, в частности в Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и
народам 1960 года, Пактах о правах человека
1966 года, Декларации о принципах международного
права 1970 года. В Декларации принципов
Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто
право народов распоряжаться своей судьбой.
После развала колониальных империй вопрос
о самоопределении наций в смысле образования
самостоятельных национальных государств
в основном решен.
Вместе с тем и сегодня принцип самоопределения
является основным при решении проблем
колониальных и зависимых народов, о которых
говорится в главах XI-XIII Устава ООН, поскольку
субъектом самоопределения являются не
государства, а народы и нации.
В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная
Ассамблея прямо указала, что "дальнейшее
существование колониализма препятствует
развитию международного экономического
сотрудничества, задерживает социальное,
культурное и экономическое развитие
зависимых народов и идет вразрез с идеалом
Организации Объединенных Наций, заключающимся
во всеобщем мире". Согласно этой же
резолюции и многим другим документам
ООН, недостаточная политическая, экономическая
и социальная подготовленность или недостаточная
подготовленность в области образования
не должны использоваться в качестве предлога
для отказа в предоставлении независимости.
В документах ООН выражено главное в нормативном
содержании принципа самоопределения.
Так, в Декларации о принципах международного
права 1970 года подчеркивается: "Создание
суверенного и независимого государства,
свободное присоединение к независимому
государству или объединение с ним, или
установление любого другого политического
статуса, свободно определенного народом,
являются формами осуществления этим
народом права на самоопределение".
Право национального самоопределения
не исчезает, если нация образовала самостоятельное
государство или вошла в состав федерации
государств. Субъектом права на самоопределение
являются не только зависимые, но и суверенные
нации и народы. С достижением национальной
самостоятельности право на самоопределение
лишь меняет свое содержание, что находит
отражение в соответствующей международно-правовой
норме.
В содержании права на самоопределение
все чаще выделяют экономические аспекты,
например право каждого народа свободно
распоряжаться своими естественными богатствами
и ресурсами, осуществлять культурное
развитие и т. п.Современное нормативное
содержание самоопределения включает
в себя как права народов, так и соответствующие
им обязанности государств. Так, праву
народов свободно, без какого бы то ни
было вмешательства извне определять
свой политический статус и осуществлять
экономическое, социальное и культурное
развитие соответствует обязанность государств
не только уважать это право, но и содействовать
ему путем совместных и индивидуальных
действий. Без строгого уважения и соблюдения
принципа самоопределения народов невозможно
выполнить многие жизненно важные задачи,
стоящие перед ООН, например задачу содействовать
всеобщему уважению и соблюдению прав
человека и основных свобод для всех, без
различия расы, пола, языка и религии. Без
строгого соблюдения указанного принципа
невозможно также поддержание отношений
мирного сосуществования между государствами.
Каждое государство в соответствии с Декларацией
1970 года обязано воздерживаться от любых
насильственных действий, которые могли
бы помешать народам осуществлять их право
на самоопределение. Важным элементом
принципа является право народов испрашивать
и получать поддержку в соответствии с
целями и принципами Устава ООН в случае,
если их лишают права на самоопределение
насильственным путем.
Принцип самоопределения народов и наций
- это право народов и наций, но не обязанность,
и осуществление этого права может быть
многовариантным. Самоопределение не
должно осуществляться с сепаратистских
позиций в ущерб территориальной целостности
и политическому единству суверенных
государств. С другой стороны, если народ
создает орган, который его официально
представляет и выполняет публично-правовые
функции, то всякие насильственные действия,
препятствующие извне процессу самоопределения,
могут рассматриваться как нарушающие
принципы невмешательства и суверенного
равенства государств. Право народов и
наций на самоопределение теснейшим образом
связано со свободой политического выбора.
Самоопределившиеся народы свободно выбирают
не только свой внутриполитический статус,
но и свою внешнеполитическую ориентацию.
Уважение свободы политического выбора
становится фундаментом сотрудничества,
а не соперничества и противоборства.
С этим, в частности, связано право освободившихся
государств на проведение политики неприсоединения,
на участие в решении как общемировых,
так и региональных проблем. Самоопределение
означает право народов выбирать такой
путь развития, который в наибольшей степени
соответствует их историческим, географическим,
культурным, религиозным (и т. п.) традициям
и представлениям.
Принцип
добросовестного выполнения международных
обязательств возник в форме международного
правового обычая pacta sunt servanda на ранних
стадиях развития государственности,
а в настоящее время находит отражение
в многочисленных двусторонних и многосторонних
международных соглашениях. В качестве
общепризнанной нормы поведения субъектов
указанный принцип закреплен в Уставе
ООН, преамбула которого подчеркивает
решимость членов ООН "создать условия,
при которых могут соблюдаться справедливость
и уважение к обязательствам, вытекающим
из договоров и других источников международного
права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава, "все
Члены Организации Объединенных Наций
добросовестно выполняют принятые на
себя по настоящему Уставу обязательства,
чтобы обеспечить им всем в совокупности
права и преимущества, вытекающие принадлежности
к составу Членов Организации". Развитие
международного права со всей очевидностью
подтверждает универсальный характер
рассматриваемого принципа. Согласно
Венской конвенции о праве международных
договоров, "каждый действующий договор
обязателен для его участников и должен
ими добросовестно выполняться". Более
того, "участник не может ссылаться
на положения своего внутреннего права
в качестве оправдания для невыполнения
им договора".Сфера действия рассматриваемого
принципа заметно расширилась в последние
годы, что получило отражение в формулировках
соответствующих международно-правовых
документов. Так, согласно Декларации
о принципах международного права 1970 года,
каждое государство обязано добросовестно
выполнять обязательства, принятые им
в соответствии с Уставом ООН, обязательства,
вытекающие из общепризнанных норм и принципов
международного права, а также обязательства,
вытекающие из международных договоров,
действительных согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права.
Авторы декларации стремились подчеркнуть
необходимость добросовестного соблюдения
прежде всего тех обязательств, которые
охватываются понятием "общепризнанные
принципы и нормы международного права"
или вытекают из них.
В Декларации принципов Заключительного
акта СБСЕ 1975 года государства-участники
согласились "добросовестно выполнять
свои обязательства по международному
праву, как те обязательства, которые вытекают
из общепризнанных принципов и норм международного
права, так 5и те обязательства, которые
вытекают из соответствующих международному
праву договоров или других соглашений,
участниками которых они являются".Обязательства
"по международному праву" безусловно
шире обязательств, "вытекающих из общепризнанных
принципов и норм международного права".
Кроме того, в последние годы государства
принимают, в частности, на региональном
уровне важные документы, которые, строго
говоря, не являются их обязательствами
"по международному праву", но которые
они тем не менее намерены строго выполнять.
Для Европы - это документы, принимаемые
в рамках хельсинкского процесса. В Итоговом
документе Венской встречи представителей
государств - участников СБСЕ сказано,
что они "вновь подтвердили свою решимость
полностью выполнять в одностороннем,
двустороннем и многостороннем порядке
все положения Заключительного акта и
других документов СБСЕ".В различных
правовых и социально-культурных системах
существует свое понимание добросовестности,
что непосредственным образом отражается
на соблюдении государствами принятых
обязательств. Концепция добросовестности
получила закрепление в большом числе
международных договоров, резолюциях
Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях
государств и т, д. Однако следует признать,
что определение точного юридического
содержания понятия добросовестности
в реальных ситуациях может вызывать трудности.
Представляется, что юридическое содержание
добросовестности следует выводить из
текста Венской конвенции о праве международных
договоров, главным образом разделов "Применение
договоров" (ст. 28-30) и "Толкование
договоров" (ст. 31-33). Применение положений
договора во многом определяется его толкованием.
С этой точки зрения логично предположить,
что добросовестным будет применение
договора, который и истолкован добросовестно
(в соответствии с обычным значением, которое
следует придавать терминам договора
в их контексте, а также в свете объекта
и целей договора).Принцип добросовестного
выполнения международных обязательств
распространяется только на действительные
соглашения. Это значит, что рассматриваемый
принцип применяется только к международным
договорам, заключенным добровольно и
на основе равноправия. Любой неравноправный
международный договор прежде всего нарушает
суверенитет государства и как таковой
нарушает Устав ООН, поскольку Организация
Объединенных Наций "основана на принципе
суверенного равенства всех ее Членов",
которые, в свою очередь, приняли на себя
обязательство "развивать дружественные
отношения между нациями на основе уважения
принципа равноправия и самоопределения
народов".
Следует считать общепризнанным, что любой
договор, противоречащий Уставу ООН, является
недействительным, и ни одно государство
не может ссылаться на такой договор или
пользоваться его преимуществами. Такое
положение соответствует ст. 103 Устава.
Кроме того, любой договор не может противоречить
императивной норме международного права,
как она определяется в ст. 53 Венской конвенции
о праве международных договоров.
В правовых и политико-правовых документах
последнего времени все чаще указывается
на связь между обязанностью добросовестного
соблюдения международных договоров и
внутренним нормотворчеством государств.
В частности, участники Венской встречи
в Итоговом документе 1989 года согласились
"обеспечивать, чтобы их законы, административные
правила, практика и политика сообразовывались
с их обязательствами по международному
праву и были гармонизированы с положениями
Декларации принципов и другими обязательствами
по СБСЕ".
Подобного рода формулы свидетельствуют
о расширении сферы применения принципа
добросовестного соблюдения международных
обязательств.
3. Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
Демократизация
международных отношений с неизбежностью
приводит к ограничению применения силы
и угрозы силой. Впервые эта объективная
закономерность была закреплена в качестве
принципа международного права в Уставе
ООН, выработанном в период освободительной
борьбы против фашизма и отразившем демократические
устремления и надежды народов на справедливое
послевоенное устройство международных
отношений.
Согласно п. 4 ст. 2 Устава, "все Члены
Организации Объединенных Наций воздерживаются
в их международных отношениях от угрозы
силой или ее применения как против территориальной
неприкосновенности или политической
независимости любого государства, так
и каким-либо другим образом, несовместимым
с целями Объединенных Наций".
Впоследствии приведенная формула Устава
была конкретизирована в документах, принятых
в форме резолюций ООН. В их числе упомянутая
Декларация о принципах международного
права 1970 года, Определение агрессии 1974
года, Заключительный акт СБСЕ 1975 года
и ряд других документов хельсинкского
процесса, а также Декларация об усилении
эффективности принципа отказа от угрозы
силой или ее применения в международных
отношениях 1987 года. В последнем документе
нормативное содержание принципа выражено
наиболее полно. Обязанность неприменения
силы распространяется на все государства,
поскольку необходимость поддержания
международного мира и безопасности требует,
чтобы все государства, а не только члены
ООН, придерживались в отношениях друг
с другом указанного принципа. Однако
ни в ст. 2, ни в других статьях Устава ООН
не указывается, какие конкретные действия
государств и при каких условиях должны
рассматриваться как запрещенные. В частности,
6государства прибегают к использованию
силы, тенденциозно толкуя нормативное
содержание самого понятия "сила",
содержащегося в Уставе. Согласно Уставу
ООН, запрещается не только применение
вооруженной силы, но и невооруженное
насилие, которое носит характер противоправного
применения силы. Термин "сила", содержащийся
в п. 4 ст. 2 Устава, как и сам принцип, не
может рассматриваться изолированно,
а должен толковаться во всей совокупности
прав и обязанностей государств, определенных
Уставом. Следует признать, что применение
вооруженной силы представляет собой
наибольшую опасность для дела мира, и
в п. 4 ст. 2 Устава речь идет прежде всего
о запрещении применения вооруженной
силы.
В Заключительном акте СБСЕ (раздел, касающийся
претворения в жизнь согласованных принципов)
прямо указывается, что государства-участники
будут "воздерживаться от всех проявлений
силы с целью принуждения другого государства-участника",
"воздерживаться от любого акта экономического
принуждения". Все это бесспорно свидетельствует
о том, что современное международное
право запрещает противоправное применение
силы в любом ее проявлении.
В ст. 42-47 и 51 Устава ООН говорится также
о случаях законного применения вооруженной
силы, а в ст. 41 и 50 - о законном применении
невооруженной силы. В них перечисляются,
например, такие меры, как "полный или
частичный перерыв экономических отношений,
железнодорожных, морских, воздушных,
почтовых, телеграфных, радио- или других
средств сообщения, а также разрыв дипломатических
отношений". Устав ООН предусматривает
лишь два случая правомерного применения
вооруженной силы: в целях самообороны
(ст. 51) и по решению Совета Безопасности
ООН в случае угрозы миру, нарушения мира
или акта агрессии (ст. 39 и 42).Применение
вооруженной силы в порядке самообороны
правомерно только в том случае, если произойдет
вооруженное нападение на государство.
Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение
вооруженной силы одним государством
против другого в случае принятия последним
мер экономического или политического
порядка. В подобных ситуациях или даже
если налицо угроза нападения страна может
прибегнуть к ответным мерам лишь при
соблюдении принципа соразмерности.
Что касается Совета Безопасности, то
он в случае, если рекомендованные для
разрешения конфликтов меры невооруженного
характера посчитает недостаточными,
"уполномочивается принять такие действия
воздушными, морскими или сухопутными
силами, какие окажутся необходимыми для
поддержания или восстановления международного
мира и безопасности. Такие действия могут
включать демонстрации, блокаду и другие
операции воздушных, морских или сухопутных
сил Членов Организации" (ст. 42).
Устав ООН не содержит полного перечня
конкретных принудительных мер. Совет
Безопасности может принять решение о
применении иных мер, специально не перечисленных
в Уставе.
Принцип неприменения силы предусматривает
прежде всего запрещение агрессивных
войн. Согласно Определению агрессии 1974
года, применение государством вооруженной
силы первым может быть квалифицировано
как агрессивная война, которая является
международным преступлением и порождает
международно-правовую ответственность
государства и международную уголовную
ответственность виновных индивидов.
Еще в Уставах Нюрнбергского и Токийского
международных военных трибуналов была
дана юридическая квалификация действий
агрессоров как международных преступлений.
В послевоенные годы в содержание принципа
была включена и обязанность государств
воздерживаться от пропаганды агрессивной
войны. Кроме понятия агрессии международное
право знает понятие "вооруженное нападение".
При всем сходстве действий государств
в обоих случаях юридические последствия
при их совершении могут быть различными.
Например, Совет Безопасности может квалифицировать
в качестве агрессии действия, не связанные
с непосредственным вооруженным нападением.
Начиная с 70-х годов в нормативном содержании
принципа неприменения силы особо подчеркивается
обязанность государств воздерживаться
от угрозы силой или ее применения с целью
нарушения границ другого государства
или как средство разрешения территориальных
споров и вопросов, касающихся государственных
границ.
В нормативное содержание принципа неприменения
силы включаются: запрещение оккупации
территории другого государства в нарушение
норм международного права, запрещение
актов репрессалий, связанных с применением
силы, предоставление государством своей
территории другому государству, которое
использует ее для совершения агрессии
против третьего государства, организация,
подстрекательство, оказание помощи или
участие в актах гражданской войны или
террористических актах в другом государстве,
организация или поощрение организации
вооруженных банд, иррегулярных сил, в
частности наемников, для вторжения на
территорию другого государства. Нарушением
принципа неприменения силы следует также
считать насильственные действия в отношении
международных демаркационных линий и
линий перемирия, блокаду портов или берегов
государства, любые насильственные действия,
препятствующие народам осуществить законное
право на самоопределение, а также ряд
других насильственных действий.
Принцип
нерушимости государственных
Идея нерушимости границ впервые получила
свое правовое оформление в договоре СССР
с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах
ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость
границ стала нормой международного права,
юридически обязательной для государств
- 7участников упомянутых договоров.
В этих договорах выражены два существенных
элемента: признание существующих границ
и отказ от каких-либо территориальных
притязаний. Принцип нерушимости границ
был сформулирован в Заключительном акте
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе 1975 года: "Государства-участники
рассматривают как нерушимые все границы
друг друга, как и границы всех государств
в Европе, и поэтому они будут воздерживаться
сейчас и в будущем от любых посягательств
на эти границы".Посягательство на государственные
границы - это односторонние действия
или требования, направленные на изменение
положения линии границы, ее юридического
оформления или фактического положения
линии границы на местности. Поэтому признание
этого принципа означает также и отказ
от каких-либо территориальных притязаний,
то есть, как говорится далее в тексте
принципа, государства "будут соответственно
воздерживаться от любых требований или
действий, направленных на захват или
узурпацию части или всей территории любого
государства-участника".
Государства - участники СБСЕ тем самым
выразили свое признание или подтверждение
существующих границ европейских государств.
Это признание является международно-правовым,
что влечет определенные юридические
последствия, в частности это признание
нельзя аннулировать. Международное правовое
признание фактически сложившейся границы
приравнивается к соглашению государств
относительно существующей границы. Таким
образом, основное содержание принципа
нерушимости границ можно свести к трем
элементам: 1) признание существующих границ
в качестве юридически установленных
в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных
притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на
эти границы, включая угрозу силой или
ее применение. Принцип нерушимости границ
имеет много общего с традиционным принципом
международного права - неприкосновенности
государственных границ. Содержание последнего
включает обязанность государств соблюдать
существующую линию границы на местности:
не допускать произвольного перемещения
линии границы на местности и ее пересечения
без соответствующего разрешения или
вне установленных правил. Оно включает
также право каждого суверенного государства
контролировать пересечение его границы
людьми и транспортными средствами. Принцип
нерушимости границ и принцип неприкосновенности
границ различаются по географической
сфере своего действия. Принцип нерушимости
границ, согласно Заключительному акту
1975 года, действует только в отношениях
государств - участников этого акта, то
есть европейских государств, а также
США и Канады. Принцип неприкосновенности
границ имеет более широкую сферу действия,
поскольку является принципом общего
международного права и действует на всех
континентах, независимо от того, существуют
или нет специальные соглашения по этому
вопросу.
Этот принцип
утвердился с принятием Устава ООН
в 1945 году. Процесс его развития продолжается.
Само наименование принципа окончательно
не установилось: можно встретить упоминание
как территориальной целостности, так
и территориальной неприкосновенности.
Значение этого принципа весьма велико
с точки зрения стабильности в межгосударственных
отношениях. Его назначение - защита территории
государства от любых посягательств. Устав
ООН запретил угрозу силой или ее применение
против территориальной целостности (неприкосновенности)
и политической независимости любого
государства. В Декларации о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом ООН, 1970 года
при раскрытии содержания формулировки
п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие
элементы принципа территориальной целостности
(неприкосновенности), хотя сам этот принцип
отдельно не упоминался. В частности, устанавливалось,
что каждое государство "должно воздерживаться
от любых действий, направленных на нарушение
национального единства и территориальной
целостности любого другого государства
или страны". Отмечалось также, что "территория
государства не должна быть объектом военной
оккупации, явившейся результатом применения
силы в нарушение положений Устава",
и что "территория государства не должна
быть объектом приобретения другим государством
в результате угрозы силой или ее применения".
В связи с этим, отмечалось далее, не должны
признаваться законными какие-либо территориальные
приобретения, явившиеся результатом
угрозы силой или ее применения. Однако,
как известно, закон не имеет обратной
силы. Поэтому в декларации оговаривалось,
что вышеприведенные положения не должны
толковаться как нарушающие положения
Устава ООН или любые международные соглашения,
заключенные до принятия Устава и имеющие
юридическую силу в соответствии с международным
правом.
Следующим этапом в развитии данного принципа
явился Заключительный акт Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 года, который содержит отдельную и
наиболее полную формулировку принципа
территориальной целостности государств:
"Государства-участники будут уважать
территориальную целостность каждого
из государств-участников. В соответствии
с этим они будут воздерживаться от любых
действий, несовместимых с целями и принципами
Устава Организации Объединенных Наций,
против территориальной целостности,
политической независимости или единства
любого государства-участника и, в частности,
от любых таких действий, представляющих
собой применение силы или угрозу силой.
Государства-участники будут равным образом
воздерживаться от того, чтобы превратить
территорию друг друга в объект военной
оккупации или других прямых или косвенных
мер применения силы в нарушение международного
права или в объект приобретения с помощью
таких мер или угрозы их осуществления.
Никакая оккупация или приобретение такого
рода не будет 8признаваться законной".Содержание
данного принципа в Заключительном акте
СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении
использования силы или угрозы силой либо
превращения территории в объект военной
оккупации, либо приобретения с использованием
силы или ее угрозы. Напомним, что, согласно
Заключительному акту, государства, обязываясь
уважать территориальную целостность
друг друга, должны "воздерживаться
от любых действий, несовместимых с целями
и принципами Устава ООН". Таким образом,
речь идет о любых действиях против территориальной
целостности или неприкосновенности.
Например, транзит любых транспортных
средств через иностранную территорию
без разрешения территориального суверена
является нарушением не только неприкосновенности
границ, но и неприкосновенности государственной
территории, поскольку именно она используется
для транзита. Все природные ресурсы являются
составными компонентами территории государства,
и если неприкосновенна территория в целом,
то неприкосновенны и ее компоненты, то
есть природные ресурсы в их естественном
виде. Поэтому их разработка иностранными
лицами или государствами без разрешения
территориального суверена также является
нарушением территориальной неприкосновенности.
В мирном общении сопредельных государств
нередко возникает проблема защиты государственной
территории от опасности нанесения ей
ущерба путем какого-либо воздействия
из-за границы, то есть опасности ухудшения
естественного состояния этой территории
или отдельных ее компонентов. Использование
государством своей территории не должно
наносить ущерб естественным условиям
территории другого государства.