Правовой статус Всемирной торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:45, доклад

Описание работы

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГАТТ – 1947 как квазимеждународная организация……………………4
Учреждение ВТО………………………………………………………….5
Членство в ВТО……………………………………………………………7
Функции ВТО……………………………………………………………..10
Основные направления деятельности ВТО…………………………….12
Принципы ВТО…………………………………………………………...14
Структура ВТО…………………………………………………………...17
Заключение ………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

VTO.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

Конференция министров вправе по просьбе какого-либо члена принимать  решения по всем вопросам, входящим в сферу любого многостороннего  торгового договора системы ВТО (п. 1 ст. IV). К исключительной компетенции Конференции относятся:

  • назначение Генерального директора и принятие правил, устанавливающих его полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения на должности (п. 2 ст. VI);
  • принятие правил, определяющих обязанности и условия работы сотрудников ВТО (п. 3 ст. VI);
  • принятие (совместно с Генеральным советом) решения о толковании Соглашения об учреждении ВТО и любого многостороннего торгового соглашения системы ВТО (на основе рекомендаций Совета, наблюдающего за действием соответствующего соглашения) – пункт 2 статьи IX;
  • принятие решения об освобождении члена от обязательств по Соглашению об учреждении ВТО и по любому многостороннему торговому договору системы ВТО (на основе рекомендаций Совета, наблюдающего за действием соответствующего договора) – пункт 3 статьи IX;
  • пересмотр (ежегодно до его отмены) своего решения об освобождении от обязательств на период более одного года (п. 4 ст. IX);
  • принятие решения о предоставлении членам ВТО для принятия предложенных поправок к Соглашению об учреждении ВТО и к любому многостороннему торговому договору (п. 1 ст. X);
  • принятие решения о присоединении к ВТО нового члена и утверждение соглашения об условиях присоединения (п. 2 ст. XII).

Предполагается, что  решения Конференции министров должны приниматься консенсусом (п. 1 ст. IX). Считается, что решение принимается консенсусом, если никто из членов, присутствующих на заседании, формально по нему не возражает.

В случае невозможности принятия решения консенсусом оно принимается  голосованием.

Каждый член ВТО имеет  один голос. ЕС обладает числом голосов, равным числу его членов. При этом следует иметь в виду, что как  бы ни осуществлялось голосование, число  ЕС и его членов не должно превышать  числа членов ЕС. Процедура взвешенного голосования (когда количество голосов у члена зависит от какого-либо критерия, например от экономической мощи государства в той или иной области) в ВТО не применяется.

Решения Конференции министров  принимаются простым большинством голосов, если иное не предусматривается  Соглашением об учреждении ВТО или  многосторонними торговыми договорами системы ВТО. Исходя из Соглашения об учреждении ВТО, особые правила голосования  применяются в следующих случаях:

  • решения о толковании положений Соглашения об учреждении ВТО и многосторонних торговых договоров системы ВТО (п. 2 ст. IX) и решения об освобождении члена от обязательств (п. 3 ст. IX) принимаются большинством в три четверти голосов членов;
  • решения о предоставлении поправок членам для принятия принимаются (п. 1 ст. X) и соглашения об условиях присоединения к ВТО утверждаются (п. 3 ст. XII) большинством в две трети членов13.

 

Исполнительный  орган – Генеральный совет

Первые международные  организации, возникшие еще в  XIX веке, не имели исполнительных органов. Стремление сделать работу организации более эффективной в период между сессиями высшего органа, а также некоторые другие причины привели к их появлению. Обычно в названии исполнительного органа присутствует слово «совет». Часто это орган ограниченного состава, выборы в который осуществляется с учетом специфических интересов государств и справедливого географического распределения.

Обычно исполнительный орган  самостоятельно решает большинство  вопросов внутренней деятельности организации (освобождая от этого высший орган), а также осуществляет подготовительную работу по принятию решений высшим органом. Работа исполнительного органа, как правило, проводится посессионно (он собирается на сессии 2-4 раза в год), хотя известны и постоянно действующие  исполнительные органы.

Исполнительным органом  ВТО является Генеральный совет, который состоит из представителей всех членов ВТО. Генеральный совет  собирается по мере необходимости. Обычно – несколько раз в год на уровне послов или представителей членов при ВТО. В рамках Генерального совета действует Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Генеральный совет осуществляет функции Конференции министров (за исключением вопросов ее исключительной компетенции) в промежутках между  ее сессиями. Помимо этого Генеральный  совет:

  • осуществляет общее руководство органами, уполномоченными наблюдать за действием многосторонних соглашений: Советом по торговле товарами, Советом по торговле услугами, Советом по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (эти Советы созываются по мере необходимости);
  • функционирует в качестве органа по обзору торговой политики;
  • функционирует в качестве органа по рассмотрению споров.

Решения Генерального совета  принимаются консенсусом. Когда  достичь не удается, решения принимаются  простым большинством голосов членов, если иное не предусмотрено Соглашением  об учреждении ВТО или международными торговыми договорами системы ВТО. Так, например, в соответствии с пунктом 2 статьи IX Соглашения об учреждении ВТО, решения о толковании этого Соглашения и других многосторонних торговых договоров системы ВТО принимаются большинством в три четверти голосов. Каждый член имеет один голос14.

 

Административный  орган – Секретариат

Административный орган  – это аппарат организации, призванный обеспечить ее работу. Этот орган всегда является постоянно действующим  и обычно называется «Секретариат». Основные функции административного  органа любой международной организации  можно свести к следующему:

  • подготовительная работа (подготовка проектов решений высшего и исполнительного органов);
  • предоставление информационно-консультационных услуг членам.

Административный орган  обычно возглавляется генеральным  секретарем (генеральным директором). В зависимости от организации  глава административного органа может избираться (назначаться) высшим или исполнительным органом (в среднем  на срок от трех до шести лет).

Административным органом  ВТО является Секретариат, возглавляемый  генеральным директором. В нем  работают примерно 500 сотрудников, имеющих  статус международных чиновников. Генеральный  директор назначается Конференцией министров, которая также принимает  правила, устанавливающие его полномочия, обязанности, условия работы и срок нахождения на должности15.

 

Комитеты

Комитеты создаются в  рамках международных организаций  на постоянной либо временной основе для рассмотрения и предварительной  проработки отдельных специальных  вопросов. Их членами могут быть как члены организаций, так и  физические лица, действующие в личном качестве (эксперты).

Комитеты, создаваемые  Конференцией министров.

Конференция министров создает  в соответствии с Соглашением  об учреждении ВТО постоянно действующие  комитеты:

  • Комитет по торговле и развитию;
  • Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом;
  • Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам.

Конференция министров вправе образовывать любые другие комитеты. Правила процедуры этих комитетов  утверждаются Генеральным советом.

Комитеты, действующие  в рамках Генерального совета ВТО.

Действующие в рамках Генерального совета Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет  по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности также вправе образовывать комитеты. Правила процедуры этих комитетов подлежат одобрению соответствующими Советами. На практике подавляющее большинство комитетов было создано международными торговыми договорами системы ВТО.

Следует иметь в виду, что  международными торговыми договорами системы ВТО создается также  ряд технических комитетов под эгидой Совета по таможенному сотрудничеству (СТС)16.

Под эгидой Совета по торговле товарами действуют следующие комитеты:

  • Комитет по доступу на рынки;
  • Комитет по сельскому хозяйству (создан Соглашением по сельскому хозяйству);
  • Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам (создан Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер);
  • Комитет по инвестициям, связанным с торговлей (создан Соглашением по торговым аспектам инвестиционных мер);
  • Комитет по правилам происхождения (создан Соглашением по правилам происхождения);
  • Комитет по субсидиям и компенсационным мерам (создан Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам)17;
  • Комитет по таможенной стоимости (создан Соглашением по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994г.);
  • Комитет по техническим барьерам в торговле (создан Соглашением по техническим барьерам в торговле);
  • Комитет по антидемпинговой практике (создан Соглашением по применению ст. IV Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994г., обычно именуемым «Антидемпинговый Кодекс»);
  • Комитет по импортному лицензированию (создан Соглашением по процедурам импортного лицензирования);
  • Комитет по защитным мерам (создан Соглашением по защитным мерам);
  • Орган по мониторингу за торговлей текстильными товарами (Наблюдательный орган по текстилю) – создан Соглашением по текстильным изделиям и одежде;
  • Комитет по соглашениям с ограниченным числом участников.

Под эгидой Совета по торговле услугами действует Комитет по финансовым услугам.

Подавляющее большинство  комитетов состоит из представителей всех членов. Из этого правила есть исключения:

Наблюдательный орган  по текстилю состоит из председателя и десяти членов, назначаемых в  личном качестве членами ВТО, определяемыми Советом по торговле товарами.

Комитеты ВТО собираются по мере необходимости, как правило, не реже одного-двух раз в год. В  каждом комитете избирается председатель. В качестве секретариата комитетов  выступает Секретарит ВТО. Комитеты вправе учреждать рабочие группы и иные органы. Решения комитетов  обычно принимаются консенсусом.

Комитеты ВТО призваны выполнять следующие функции:

  • обеспечение выполнения соответствующего международного торгового договора системы ВТО и продвижение его целей;
  • анализ мер, принимаемых членами ВТО, на их соответствие требованиям ВТО;
  • предоставление членам ВТО возможности проводить консультации по любым вопросам, касающимся функционирования международных торговых договоров системы ВТО и реализации их целей;
  • осуществление надзора за применением соответствующего международного торгового договора, предоставление доклада Совету по торговле товарами либо Совету по торговле услугами18.

 
Заключение

 
В настоящее время ВТО регулирует до 95% мирового рынка. Происходящие в  мире процессы не могли не сказаться  и на отношении к ВТО России, так как здесь в сравнительно короткие сроки был осуществлен  переход к новым формам хозяйствования, основанным на принципах либеральной  экономики. Актуальность этой темы очевидна, поскольку Россия предпринимает  шаги для вступления в ВТО.

Особый интерес вызывают проблемы преобразования инструментария государственного воздействия на внешнеторговую деятельность в условиях присоединения  России к многосторонним международным  соглашениям в рамках ВТО и  выработки ее национально ориентированной  экономической политики.

Отказ от государственной  монополии на внешнюю торговлю и  валютные операции и жесткого государственного управления экономикой обусловил коренные изменения в механизме внешнеэкономической  деятельности России. Либерализация, в  первую очередь в сфере внешней  торговли, явилась инструментом перехода к экономике открытого типа, составляющей не обособленную, а глубоко интегрированную  часть мировой экономики.

Информация о работе Правовой статус Всемирной торговой организации