Правовой статус Всемирной торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:45, доклад

Описание работы

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГАТТ – 1947 как квазимеждународная организация……………………4
Учреждение ВТО………………………………………………………….5
Членство в ВТО……………………………………………………………7
Функции ВТО……………………………………………………………..10
Основные направления деятельности ВТО…………………………….12
Принципы ВТО…………………………………………………………...14
Структура ВТО…………………………………………………………...17
Заключение ………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

VTO.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  Группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью правового  пакета документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО6.

 

Функции ВТО

 

ВТО не имеет правотворческих  функций, поэтому ее ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве наднациональной организации (как, например, ЕС).

Всемирная торговая организация  выполняет следующие функции:

  1. является форумом многосторонних торговых переговоров по вопросам международной торговли;
  2. обеспечивает функционирование механизма по разрешению межгосударственных споров в области международной торговли;
  3. в исключительных обстоятельствах принимает решение об освобождении члена ВТО от обязательств, налагаемых на него в рамках ВТО (п. 3 и п. 4 ст. IX);
  4. осуществляет толкование международных торговых договоров системы ВТО (п. 2 и п. 3 ст. IX);
  5. устанавливает контроль за реализацией международных торговых договоров системы ВТО посредством механизма торговой политики.

На последней функции  следует остановиться подробнее.

Многосторонние торговые договоры системы ВТО создают  нечто типа «кодекса хорошего торгового  поведения государств». Основной целью  организации является обеспечение  выполнения этого кодекса.

Механизм обзора торговой политики представляет собой систему  контроля за выполнением государствами  своих обязательств по договорам  системы ВТО. Наряду с этим он позволяет  обеспечить необходимую прозрачность торгово-политического режима членов ВТО. Ежегодно глубокому и всестороннему  анализу подвергается торговая политика нескольких стран (рассмотрение осуществляется Генеральным советом как органом  по наблюдению за торговой политикой). Члены ВТО подвергаются процедуре, напоминающей сдачу экзамена на предмет  их соответствия требованиям договоров  системы ВТО. Периодичность обзора торговой политики членов не одинакова. США, Канада, Япония, и ЕС «экзаменуется» один раз в два года, следующие  по значимости 16 государств – раз  в четыре года, остальные страны – раз в шесть лет, а наименее развитые – и того реже.

Страна, торговая политика которой  подлежит изучению, должна подготовить  подробный доклад о своем торгово-политическом режиме. Параллельно Секретариат ВТО готовит собственный доклад на ту же тему. Генеральный совет ВТО обсуждает оба доклада. Протокол дискуссии и сделанные в докладах выводы публикуются7.

 

 

 

Основные направления  деятельности ВТО

 

Основными направлениями  деятельности ВТО являются:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
  • выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
  • урегулирование торговых споров между странами-членами;
  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;
  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

    1. таможенно-тарифное регулирование;
    2. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;
    3. использование субсидий и компенсационных мер;
    4. нетарифные ограничения;
    5. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;
    6. деятельность государственных торговых предприятий;
    7. таможенные союзы и зоны свободной торговли;
    8. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;
    9. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;
    10. защитные меры в торговле;
    11. технические барьеры в торговле;
    12. санитарные и фитосанитарные меры;
    13. правила происхождения товара;
    14. торговля услугами;
    15. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;
    16. торговля текстилем и одеждой;
    17. торговля сельскохозяйственной продукцией;
    18. осуществление правительственных закупок;
    19. торговля гражданской авиатехникой;
    20. торговые аспекты инвестиционных мер;
    21. международная торговля и защита окружающей среды.

Таким образом, целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами8.

Главная задача ВТО –  содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая  свобода в международной торговле способствует экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей9.

 

 

 

 

Принципы ВТО

 

Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие  же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая  гибкость и свобода действий.

Основные правила и  принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают  торговлю товарами и услугами, а  также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Принцип наибольшего благоприятствования  или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое  преимущество, привилегия, льгота или  иммунитет, предоставленные любой  страной-участницей любому продукту, происходящему  из или предназначенному для любой  другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный  для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования  носит безусловный характер, и  страны, вступившие в ВТО, обязаны  применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в  ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне  тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать  все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в  отношении нее дискриминационный  подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что  страны-участницы должны предоставлять  товарам иностранного происхождения  тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что  через импортные тарифы в интересах  развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов»10.

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью  соблюдения тарифных уровней, согласованных  Договаривающимися сторонами. Это  предполагает, что тарифы должны сокращаться  посредством многосторонних переговоров  и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения  до сих пор оказывают влияние  на торговлю сельскохозяйственными  товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений  в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной  спросом на импортные товары в  связи с развитием внутреннего  производства (ст. ХVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В  данном случае предусматриваются «изъятия»  и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность  отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную  отмену тарифных уступок в отношении  товаров, которые импортируются  в увеличивающихся количествах  и причиняют или могут причинить  серьезный ущерб конкурирующим  национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых  группа стран соглашается ликвидировать  или снизить барьеры в отношении  друг друга. Это допускается в  качестве исключения из общего правила  режима наибольшего благоприятствования  при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки  могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и  другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

Специальные условия для  развивающихся стран предусматривают  поощрение оказания помощи развивающимся  странам и обеспечение им более  благоприятных условий доступа  их товаров на мировые рынки, а  также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о  предоставлении развивающимся странам  режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный  торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении  текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением  о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся  стран11.

 

Структура ВТО

 

Высший орган  – Конференция министров

Любая международная организация  имеет высший орган (называется по-разному: Конгресс, Ассамблея, Конференция, Сессия и т.д.), который, как правило, рассматривает  все вопросы, касающиеся деятельности организации. Некоторые из них делегируются иным органам, однако ряд вопросов всегда остается в исключительной компетенции  высшего органа. Работа высшего органа обычно проводится посессионно (сессия в промежутки от 1 раза в год до 1 раза в 5 лет).

Высшим органом ВТО  является Конференция министров.

Исходя из пункта 1 статьи IV Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации Конференция министров созывается не реже одного раза в два года12.

Конференция министров проводится, как правило, на уровне министров  торговли или министров иностранных  дел и состоит из представителей всех членов ВТО.

Информация о работе Правовой статус Всемирной торговой организации