Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:33, реферат
Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).
Введение………………………………………………………..……………….3
Глава I …………………………………………………………………………..4
Глава II…………………………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….13
Библиографический список…………………………………………………..14
Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает. Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.9
Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.
Основаниями ответственности являются:
Для предъявления претензии о компенсации за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.10
Таким образом, правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства, порядок запуска и использования космических объектов регулируется соответствующими международно-правовыми документами.
Заключение
Договор
1967 г. по космосу содержит основополагающие
принципы деятельности государств в
космическом пространстве и нормы,
непосредственно характеризующие его
правовой режим. Государства — участники
Договора осуществляют деятельность по
исследованию и использованию космического
пространства, в том числе Луны к
других небесных тел, в соответствии с
международным правом, включая Устав ООН,
в интересах поддержания международного
мира и безопасности развития международного
сотрудничества и взаимопонимания (ст.
111). Таким образом, сферой применения международного
права становятся не только территории
и пространства на Земле, но и внеземное
— космическое — пространство. Это обусловлено
интересами всех государств, всего человечества.
Исследование и использование космического
пространства, включая Луну и другие небесные
тела, осуществляются на благо и в интересах
всех стран, независимо от степени их экономического
или научного развития, и являются достоянием
всех стран. Достаточно четкая регламентация
правового статуса космонавтов и космических
объектов закреплена и в других в международных
документах, она описывает порядок использования
данных объектов и разрешения споров,
возникающих в космическом пространстве.
Библиографический
список
Информация о работе Правовой статус космонавтов и космических объектов