Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:04, курсовая работа
Особенность правового положения иностранцев заключается в том, что на них одновременно распространяют свое действие как личный закон иностранца, так и закон государства пребывания. Правовое положение иностранных физических лиц формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства(страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного физического лица как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. Определение статуса иностранных физических лиц – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой нашим государством.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика иностранных физических лиц…………………..5
Понятие и виды иностранцев……………………………………………...5
Правила въезда, выезда и транзитного проезда иностранцев в Республике Беларусь……………………………………………………………...9
Коллизионное регулирование правоспособности и дееспособности физических лиц…………………………………………………………………..15
Особенности правового положения иностранцев в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..21
Основные права, свободы и обязанности иностранцев в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..21
Границы применения национального режима в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..25
Высылка и депортация как мера административной ответственности иностранцев………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32
Характерной чертой правового регулирования статуса иностранцев во всех государствах является установление для них определенных ограничений. Установлены они и в Республике Беларусь – национальный режим сочетается со специальным режимом. Среди ограничений правового положения иностранцев можно выделить ограничения, которые касаются всех иностранцев, и ограничения, действующие для определенных категорий иностранцев [18, c. 57].
Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать некоторые должности. Согласно статье 51 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать граждане Республики Беларусь. На основании статьи 7 Закона от 15 июня 1993 года «Об адвокатуре» адвокатом Республики Беларусь может быть гражданин Республики Беларусь. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 года государственным служащим может быть гражданин Республики Беларусь.
Другой пример ограничений, установленных для всех иностранцев, касается земельных отношений. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года предусматривает в статье 11 частную собственность на земельные участки только для граждан Республики Беларусь (причем они должны постоянно проживать на территории Республики Беларусь). Согласно статье 43 Кодекса Республики Беларусь о земле иностранцы могут выступать в качестве арендаторов земельных участков [18, c. 58].
Ограничения, действующие для определенных категорий иностранцев, зависят от правовых оснований нахождения этих лиц в Республике Беларусь. Наиболее широким правовым статусом обладают постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы. Их трудовые, экономические, социальные права сопоставимы с правами белорусских граждан. Правовое положение иностранцев, временно находящихся в Республике Беларусь, по данным вопросам имеет ряд ограничений.
Наиболее часто возникают вопросы о трудовых правах иностранцев. Вопросы допуска иностранцев, временно находящихся в Республике Беларусь, к трудовой и предпринимательской деятельности урегулированы в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2002 года «Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь». Разрешения для осуществления такой деятельности выдаются органами внутренних дел
[14, c. 84].
Для получения разрешения на право осуществления предпринимательской деятельности иностранцы должны обратиться в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту их временного пребывания или проживания. Основаниями для отказа в выдаче специального разрешения являются недостоверные или неполные сведения, указанные в представленных документах, а также неоднократное нарушение иностранцем законодательства Республики Беларусь. Иностранец, получивший специальное разрешение, обязан в течение пятнадцати рабочих дней стать на учет в соответствующей инспекции Министерства по налогам и сборам, иначе разрешение будет аннулировано.
Разрешение на право занятия трудовой деятельностью выдается сроком на один год и может быть продлено без уплаты пошлины. Разрешение на право осуществления предпринимательской деятельности выдается на срок, не превышающий срок действия разрешения на временное проживание или срок регистрации в Республике Беларусь [18, c. 59].
Другой пример ограничений, установленных для временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь иностранцев, относится к области жилищных отношений. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 года предусматривает, что только иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правами и исполняют обязанности в области жилищных отношений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 1993 года «Об установлении порядка купли-продажи квартир (домов)» уточняется, что иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, вправе приобретать квартиры (дома) по договорам купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь [18, c. 60].
Согласно статье 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.
Правительством Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь [2, ст. 1102].
Выезд
иностранцев может
Высылка применяется в особых случаях (в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц), если нет оснований для депортации [6, ст. 65].
Порядок осуществления процедур депортации и высылки определяется главой пятой Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и Положением о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь.
Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда или в принудительном порядке. Высылка в принудительном порядке осуществляется, если имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о высылке путем добровольного выезда или если иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении о высылке путем добровольного выезда. После принятия решения о высылке в принудительном порядке орган внутренних дел или орган государственной безопасности с санкции прокурора принимает меры по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки. Согласно пункту 14 Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь меры по задержанию, как правило, не применяются в отношении иностранцев до 16 и после 60 лет, лиц, имеющих явные признаки инвалидности, а также в отношении беременных женщин [18, c. 72].
Расходы, связанные с депортацией или высылкой, производятся за счет иностранца или за счет лиц, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь. В случаях, если возмещение расходов за счет средств этих лиц невозможно, то депортация или высылка осуществляются за счет средств бюджета. По данному вопросу действует специальный нормативный акт – Инструкция о порядке возмещения понесенных органами внутренних дел расходов, связанных с процедурой депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел от 20 июня 2005 года № 198 [20, c. 47].
Сложным может оказаться вопрос о том, в какое государство может быть выслан иностранец. В Положении о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь сказано, что иностранец, в отношении которого принято решение о высылке в принудительном порядке, может быть выслан в одно из следующих государств:
- государство гражданской принадлежности;
- государство обычного места жительства;
- государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь;
- государство, изъявившее желание его принять;
- государство, ходатайствующее о его выдаче [9, п. 18].
Процедуры депортации и высылки могут осложнить вопросы въезда в Республику Беларусь в будущем. Иностранец, в отношении которого было принято решение о высылке, включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, и ему запрещается въезд в Республику Беларусь на срок от одного года до десяти лет (статья 70 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»). После принятия решения о высылке компетентным органом оформляется уведомление о принятом решении, в котором указывается срок запрета на въезд в Республику Беларусь (пункт 19 Положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь). Кроме того, эти лица подпадают под пристальное внимание правоохранительных органов. Согласно пункту 1. 9 статьи 7 Закона «О государственной дактилоскопической регистрации» иностранцы, подлежащие депортации или высылке, должны пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию [20, c. 48].
Иностранцы, а также их законные представители имеют право обжаловать решения компетентных органов, связанные с высылкой, в вышестоящий орган и в суд [9, п. 32].
Жалоба иностранца на решение о высылке может быть подана в суд в течение 30 суток со дня ознакомления с ним иностранца, однако обжалование решения не является основанием для пребывания иностранца в Республике Беларусь [9, п. 34].
Таким образом, права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь весьма широки. Иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. Однако, исходя из того, к какой категории иностранцы относятся, национальное законодательство устанавливает те или иные ограничения в правах иностранных граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, согласно законодательству Республики Беларусь, под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Все иностранцы на территории Республики Беларусь делятся на три категории: постоянно проживающих, временно проживающих, временно пребывающих. Что касается порядка въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан в Республике Беларусь, то ключевым моментом в данном вопросе является наличие либо отсутствие визы. Данный институт регулируется различными актами национального законодательства, а также международными соглашениями, участницей которых является Республика Беларусь.
Права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь весьма широки. Иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. Однако, исходя из того, к какой категории иностранцы относятся, национальное законодательство устанавливает те или иные ограничения в правах иностранных граждан.
Основным источником возникновения коллизионных
вопросов правоспособности и дееспособности
физических лиц являются различия в законодательстве
разных стран. Правовое положение физических
лиц определяется по разным видам привязки
«личный закон»: «закон гражданства» для
иностранных граждан, «закон постоянного
места жительства» для лиц без гражданства,
«закон страны, предоставившей убежище»
для беженцев и «закон страны, с которой
лицо наиболее тесно связано» для лица,
имеющего двойное гражданство. В белорусском
коллизионном праве при определении правового
положения физических лиц также используются
и другие привязки, например, «закон суда».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Информация о работе Правовое положение иностранных физических лиц в Республике Беларусь