Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:04, курсовая работа
Особенность правового положения иностранцев заключается в том, что на них одновременно распространяют свое действие как личный закон иностранца, так и закон государства пребывания. Правовое положение иностранных физических лиц формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства(страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного физического лица как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. Определение статуса иностранных физических лиц – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой нашим государством.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика иностранных физических лиц…………………..5
Понятие и виды иностранцев……………………………………………...5
Правила въезда, выезда и транзитного проезда иностранцев в Республике Беларусь……………………………………………………………...9
Коллизионное регулирование правоспособности и дееспособности физических лиц…………………………………………………………………..15
Особенности правового положения иностранцев в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..21
Основные права, свободы и обязанности иностранцев в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..21
Границы применения национального режима в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..25
Высылка и депортация как мера административной ответственности иностранцев………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32
Гражданская правоспособность иностранного гражданина в Республике Беларусь определяется белорусским законом. Применение к иностранцу закона государства, гражданином которого он является, допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участником которого является Республика Беларусь [22, c. 78].
Гражданская дееспособность иностранных граждан в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется не по иностранному, а по белорусскому законодательству [22, c. 79].
Согласно ст. 1104 Гражданского кодекса Республики Беларусь, признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда.
В Конвенции СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года вопросы признания ограниченно дееспособным и недееспособным урегулированы следующим образом. По общему правилу, согласно статье 27 Конвенции по делам о признании лица ограниченно дееспособным или недееспособным, компетентен суд государства СНГ, гражданином которого является это лицо. Исключение составляют следующие случаи:
1) если суду одного государства СНГ станут известны основания признания ограниченно дееспособным или недееспособным проживающего на его территории лица, являющегося гражданином другого государства СНГ, то он уведомляет об этом суд государства СНГ, гражданином которого является данное лицо,
2) если данный суд, уведомленный об основаниях для решения вопросов дееспособности, в течение 90 дней не примет дело к рассмотрению или не сообщит свое мнение, то данное дело будет рассматривать суд государства СНГ, где этот гражданин имеет место жительства. Впоследствии решение суда по указанному делу должно быть направлено суду государства СНГ, гражданином которого является данное лицо [23, c. 50].
Институт объявления умершим известен праву ФРГ, Австрии, Испании. Другие государства следуют системе объявления лица безвестно отсутствующим. Сущность данной системы заключается в том, что с объявлением безвестного отсутствия правопорядок связывает определенные юридические последствия. Например, наследник безвестно отсутствующего лица может потребовать временного ввода во владение имуществом последнего при условии предоставления обеспечения.
В Германии безвестно отсутствующий может быть объявлен умершим по истечении 10 лет такого отсутствия, независимо от его возраста, но не ранее чем ему исполнится 25 лет, или по истечении 5-летнего срока безвестного отсутствия, если к моменту вынесения решения об объявлении лица умершим ему бы исполнилось 80 лет.
В Великобритании и США институтов безвестного отсутствия и объявления лица умершим в том виде, в каком эти институты урегулированы в праве стран континентальной Европы, не существует. Можно лишь установить в суде имеющую силу презумпцию факта смерти лица, о котором не было вестей в течение 7 лет.
На основании ст. 1105 Гражданского кодекса Республики Беларусь признание физического лица безвестно отсутствующим или объявление его умершим подчиняется праву страны суда [22, c. 83].
Согласно статье 28 Конвенции СНГ о правовой помощи 2002 года, по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим компетентны учреждения юстиции государств СНГ, гражданином которого лицо было в то время, когда оно, по последним данным, было в живых. В отношении иных лиц компетентны учреждения юстиции по последнему месту жительства лица. Но суды каждого из государств СНГ – участников Конвенции могут признать гражданина другого государства СНГ или иное лицо, проживающее на его территории, безвестно отсутствующим или умершим. Для этого необходимо ходатайство проживающих на территории данного государства заинтересованных лиц, интересы которых основаны на законодательстве этого государства. При рассмотрении вышеуказанной категории дел суды применяют законодательство своего государства
[22, c. 84].
Таким образом, основным источником возникновения коллизионных вопросов правоспособности и дееспособности физических лиц являются различия в законодательстве разных стран. Правовое положение физических лиц определяется по разным видам привязки «личный закон»: «закон гражданства» для иностранных граждан, «закон постоянного места жительства» для лиц без гражданства, «закон страны, предоставившей убежище» для беженцев и «закон страны, с которой лицо наиболее тесно связано» для лица, имеющего двойное гражданство. В белорусском коллизионном праве при определении правового положения физических лиц также используются и другие привязки, например, «закон суда».
Права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь весьма широки. Они предусмотрены конституционным, административным, гражданским, трудовым, семейным и иным белорусским законодательством. Кроме того, правовой статус иностранных граждан в Республике Беларусь определяется международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь. В частности, это Парижская конвенция 1883 года по охране промышленной собственности, Всемирная конвенция 1952 года об авторском праве, Гаагская конвенция 1954 года по вопросам гражданского процесса, Международная конвенция 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.
Нормы, относящиеся к иностранным гражданам, имеются также в заключенных Республикой Беларусь двусторонних соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, торговых соглашениях, сотрудничестве в области международного туризма и др. Например, Республика Беларусь имеет ряд соглашений с зарубежными странами, предусматривающих упрощенный порядок въезда иностранных граждан на территорию республики [22, c. 72].
В законодательстве Республики Беларусь широко используется отсылка к международным договорам. Если международным договором, в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в белорусском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора [2, ст. 6].
Аналогичные нормы содержатся в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Трудовом кодексе Республики Беларусь и ряде других законов Республики Беларусь. Юридическое значение таких отсылок состоит в том, что они создают основу для использования в Республике Беларусь положений международных договоров при решении судами и иными юрисдикционными органами конкретных дел [23, c. 49].
Иностранные граждане на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане [1, ст. 11].
При этом права и свободы им предоставляются независимо от того, имеют ли такие же права и свободы в их странах белорусские граждане. Лишь в отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод белорусских граждан [23, c. 49].
Иностранцы, как и белорусские граждане, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью на территории Республики Беларусь.
Иностранные граждане в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода занятий и других обстоятельств.
Действующий в Республике Беларусь принцип равноправия женщины и мужчины полностью распространяется и на иностранных граждан
[21, c. 104].
На территории Республики Беларусь иностранным гражданам гарантируется неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища [6, ст. 7].
Им также гарантируется свобода совести. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Никто из иностранных граждан в Республике Беларусь не может быть подвергнут аресту иначе как на основании решения суда или санкции прокурора [23, с. 51].
Иностранцы в Республике Беларусь могут иметь в собственности имущество, наследовать или завещать его, пользоваться иными имущественными и личными неимущественными правами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [6, ст. 12].
Работающие в Республике Беларусь иностранные граждане пользуются равными с белорусскими гражданами трудовыми правами. Они могут работать на белорусских предприятиях, в учреждениях и организациях в качестве рабочих и служащих, вправе заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранным гражданам на общих основаниях определяется рабочее время и время отдыха, заработная плата и т. д. [23, c. 51]
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, наравне с белорусскими гражданами имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения [6, ст. 10].
Иностранные граждане в Республике Беларусь имеют право на получение образования, охрану здоровья, на пользование достижениями культуры и др.
Право убежища (один из древнейших правовых институтов) предоставляется в Республике Беларусь иностранным гражданам, преследуемым на родине или в других странах за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность [18, c. 75].
Конституцией Республики Беларусь иностранным гражданам гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Предоставляя иностранным гражданам широкие права и свободы, белорусский закон в то же время обязывает их соблюдать законы и иные нормативные акты Республики Беларусь, с уважением относиться к традициям и обычаям белорусского народа [22, c. 76].
Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам белорусского общества и государства, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.
Иностранные граждане в Республике Беларусь должны уважать национальное достоинство других граждан, обязаны соблюдать запрет на совершение таких действий, как публичные призывы к свержению существующего конституционного строя, пропаганда войны и т.п.
Белорусский закон, предоставляя иностранным гражданам право на пользование достижениями культуры, одновременно с этим возлагает на них обязанности бережно относиться к памятникам истории и культуры, другим культурным ценностям.
В брачных и семейных отношениях иностранные граждане в Республике Беларусь несут обязанности наравне с белорусскими гражданами [22, c. 77].
Иностранные граждане в Республике Беларусь должны соблюдать валютное законодательство, в частности осуществлять операции с валютными ценностями через соответствующие банковские учреждения.
Иностранные граждане в Республике Беларусь облагаются налогами на общих основаниях с белорусскими гражданами, если иное не предусмотрено законом [22, c. 77].
Законодательством Республики Беларусь на иностранных граждан не возлагаются лишь некоторые обязанности белорусских граждан. В частности на них не распространяется обязанность нести службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь [6, ст. 21].
Право Республики Беларусь в определении статуса иностранцев исходит из национального режима. Он закреплен статьей 11 Конституции Республики Беларусь, пунктом 2 статьи 1104 Гражданского кодекса Республики Беларусь, статьей 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Информация о работе Правовое положение иностранных физических лиц в Республике Беларусь