Правовая система Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Италия является одной из ведущих капиталистических стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в целом отражают общие тенденции эволюции капитализма периода его общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна и определенная специфика, связанная главным образом с особенностями исторического развития страны. Эту специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической .

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правовой системы Италии 4
2. Гражданское и смежные с ним отрасли права 8
3. Уголовное право и процесс 11
4. Судебная система, органы контроля 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

сравнительное правоведение.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

     С 1947 г. началась подготовка проекта нового УПК: был издан Специальный закон, поручавший Правительству издать текст  нового Кодекса и сформулировавший те критерии и принципы, которым  должны были следовать его составители. Созданная Правительством комиссия на протяжении нескольких десятилетий  подготовила последовательно несколько  проектов кодекса. Наконец, в 1988 г. был  издан новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии. Принятие его потребовало  внести изменения в законодательство по вопросам судоустройства. В УПК 1988 г. подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим в нем было упрощено решение  некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируются правовой статус участников судебного  процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также процессуальная регламентация исполнения наказаний и мер безопасности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Судебная  система. Органы контроля.
 

     Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о  судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное  толкование закона, единство национального  права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов  по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции  судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским  делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются  председателями и слушают дела в  составе 7 судей. Первый председатель Кассационного  суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже  разрешенные отдельными палатами.

     В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных  жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

     Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают  в качестве суда первой инстанции  уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные  жалобы на вынесенные преториями приговоры  и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

     Дела  о наиболее серьезных уголовных  преступлениях входят в компетенцию  судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими  на совместном совещании. Жалобы на приговоры  этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются  по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

     Дела  о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено  до 3 лет лишения свободы, рассматриваются  в преториях (их в стране около  тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются  претором в упрощенном порядке и  без участия сторон. В преториях  рассматриваются также гражданские  дела, сумма иска по которым превышает  компетенцию мировых судей, и  жалобы на вынесенные мировыми судьями  решения.

     Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они  вправе рассматривать лишь гражданские  дела с небольшой суммой иска. Они  не профессионалы и не получают жалованья  за свою деятельность.

     В 1988 г. была реформирована система  судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который  состоит из двух профессиональных судей  и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях  подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются  в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

     Учреждения  административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему  во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным  и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства  и министерств и рассматривает  жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются  в каждой из 20 областей и выступают  как органы административной юстиции  первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

     Судьи назначаются Президентом по представлению  министра юстиции, как правило, из числа  лиц, имеющих высшее юридическое  образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного  отбора зачисленных на должность  судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении  судей, несменяемость которых провозглашена  в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый  Президентом. В него входят по должности  первый председатель и генеральный  прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных  инстанций и на 1/3 - Парламентом  из университетских профессоров  и адвокатов.

     Органом конституционного контроля является Конституционный  суд, который формально не относится  к судебной власти (нормы о нем  содержатся в разделе Основного  закона, посвященном конституционным  гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о  неконституционности законодательных  норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный  суд более 1000 раз принимал такие  решения, относящиеся к различным  отраслям права, по вопросам, чаще всего  возникавшим в ходе судебного  разбирательства5. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

     Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными  судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так  называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение  по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры  либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том  числе офицеры полиции).

     Генеральные прокуроры при кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

     Защиту  по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой  обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь  не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел  стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским  и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются  лишь самые опытные и квалифицированные  адвокаты, включенные в список, который  утверждается Высшим советом магистратуры.

     В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного института гражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

     Высшим  органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще  в 1862 г. Конституционно он определен  как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Итальянская правовая система имеет богатые  традиции и располагает огромным количеством законов, предусматривающих  практически все случаи несправедливости, неравенства и правонарушений. На бумаге итальянский уголовный и  гражданский кодексы выглядят почти  что безупречно.

     Проблемы  начинаются с введения закона в действие. Законы были бы совершенны, не будь итальянцев, которым глубоко на них наплевать. К примеру, ремни безопасности обязательны  для всех, но никто и никогда  их не пристегивает (кое, где даже продаются майки с нарисованными на них ремнями). В черте города официально запрещено сигналить, и существует ограничение скорости до 50 км/ч., но и водители, и полиция игнорируют эти запреты; правда, полицейские время от времени вспоминают о них, особенно когда видят машину с иностранным или не местным номером.

     Научные исследования в области права  ведутся в Италии главным образом  на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми  в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

  1. Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.
  2. Нерсесянц B.C. Право и закон. М.: Наука, 1983. – З66 с.
  3. Италия/Под ред. Н.П. Василькова. М.: Мысль, 1973. -456 с.
  4. Виноградов П.Г. История правоведения. М., 1908. -224 с.
  5. Гражданское и торговое право капиталистических государств: часть I/Под ред. Р. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Высшая школа, 1983. - 656 с. Л. Нарышкиной. М.: Международные отношения, 1983. - 288 с.
  6. Шершеневич Г.Ф. Очерки по истории кодификации гражданского права. Италия. Казань: 1899. - 14 с.
  7. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Т. I: Международное частное право. Общая часть. М.: Юридическая литература, 1973. - 384 с.
  8. Гражданское и торговое право капиталистических государств: часть I/Под ред. Р.Л. Нарышкиной. М.: Международные отношения, 1983. - 288 с.
  9. Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М.: 1910. - 99 с.

Информация о работе Правовая система Италии