Правовая система Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Италия является одной из ведущих капиталистических стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в целом отражают общие тенденции эволюции капитализма периода его общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна и определенная специфика, связанная главным образом с особенностями исторического развития страны. Эту специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической .

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правовой системы Италии 4
2. Гражданское и смежные с ним отрасли права 8
3. Уголовное право и процесс 11
4. Судебная система, органы контроля 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

сравнительное правоведение.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение                                           3

1. Общая характеристика правовой системы Италии         4

2. Гражданское и смежные с ним отрасли права         8

3. Уголовное право и процесс          11

4. Судебная система, органы контроля         14

Заключение                       19

Список используемой литературы          20

 

     Введение. 

     Италия  является одной из ведущих капиталистических  стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в  целом отражают общие тенденции  эволюции капитализма периода его  общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна  и определенная специфика, связанная  главным образом с особенностями  исторического развития страны. Эту  специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной  в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической1.

     Италия - страна с древнейшей историей и  один из очагов мировой цивилизации. В VIII в. до н.э. латиняне основали город  Рим, который к началу нашей эры  стал центром огромной рабовладельческой  империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную (Византия), в 476 г. Западная Римская  империя пала под ударами варваров. На протяжении почти всего Средневековья  и Нового времени Италия представляла собой конгломерат феодальных государств, иностранных владений и независимых  городских республик. В 1861 г. создано  единое Итальянское королевство. В 1922-1943 гг. в стране был установлен фашистский режим Муссолини. В 1929 г. были заключены Латеранские соглашения с главой католической церкви об образовании  на территории г. Рима папского государства Ватикан. В 1947 г. в результате референдума Италия провозглашена республикой. 

 

  1. Общая характеристика правовой системы Италии.
 

     Правовая  система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является "прародиной" романо-германского  права, сложившегося на основе переработанного  римского права.

     Основы  правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда  в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы  законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в  отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко  воспроизводили кодексы некогда  захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности  гражданском, сказалось и то, что  в Италии на протяжении многих веков  сохраняли свою силу и авторитет  положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана  и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных  во всей Европе.

     В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало  серьезных осложнений, поскольку  содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы  законодательства готовилось издание  и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось  из-за ожесточенных споров, прежде всего  по вопросу о смертной казни, которая  в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством  всех других итальянских государств2. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.

     Два из принятых в 1865 г. кодексов были впоследствии значительно усовершенствованы  с технико-юридической стороны - Торговый (1882) и Уголовно-процессуальный (1913). Значительно дольше действовали, хотя и подвергались периодически небольшим изменениям, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы 1865 г.: созданные на базе соответствующих наполеоновских кодексов, они учитывали и многие новые явления в развитии буржуазного общества, и специфику итальянских условий.

     После установления в Италии в 1920-х годах  фашистской диктатуры первоначально  серьезным преобразованиям подверглась  лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный  по имени тогдашнего министра юстиции "кодексом Рокко", и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.

     Основным  источником права в Италии являются законодательные и другие нормативные  правовые акты. В системе действующего законодательства Италии значительную роль играет Конституция 1947 г. - одна из наиболее демократических западных конституций XX в., которая оказала  существенное влияние не только на последовавшие за нею изменения  в кодексах и иных законах, но и  на применение ранее изданных норм. Особое место занимают Общие положения о законе, которые предпосланы тексту Гражданского кодекса 1942 г., но по сфере применения выходят за рамки одного этого Кодекса: в них дана характеристика и установлена иерархия различных источников права (законов, подзаконных актов и обычаев), а также изложены правила толкования любых законов, в том числе в области международного частного права.

     Помимо  издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты  и также именуемых кодексами (так  издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов  о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).

     Конституция 1947 г. допускает издание наряду с  законами-актами, принимаемыми непосредственно  Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). "Законодательные  декреты" издаются Правительством в  порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые  кодексы). "Декреты-законы", напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе "в случае особой необходимости и срочности", но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Гражданское и смежные с ним отрасли права.
 

     Гражданский кодекс 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит  из 6 книг: о лицах и семье (I), о  наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и  о защите прав (VI). (Они принимались  раздельно в 1938-1941 гг.). При подготовке Кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное, в нем были выражены концепции самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового Гражданского кодекса, главным образом в книги об обязательствах (IV) и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д.

     Важным  дополнением к Гражданскому стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных перевозок, в том числе и трудовые отношения на этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы об уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение соответствующих правил.

     В сфере частного права действует  целый ряд законодательных актов, восполняющих пробелы Гражданского кодекса либо развивающих и конкретизирующих его положения, - законы о банкротстве (этот институт, прежде регулировавшийся Торговым кодексом, не получил отражения в новом Гражданском кодексе), гражданстве, чеках и векселях, о страховых компаниях, банках, авторском праве и др.

     Итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали  только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено  несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного  проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения  страны. Принятый в 1987 г. Закон признал  раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для  развода и предусмотрел возможность  поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами3.

     Трудовые  отношения в Италии регулируются наряду с нормами ГК рядом других законодательных актов (книга V Гражданского кодекса (о труде) закрепляет правовое положение не столько работников, сколько предпринимателей, а также  предприятий и акционерных обществ). Конституция 1947 г. провозгласила право  на образование профсоюзов, на забастовку, осуществляемую "в рамках законов", на равенство в оплате труда мужчин и женщин и др. Важную роль в определении  условий труда и заработной платы  играют коллективные договоры, заключаемые  между профсоюзами и организациями  предпринимателей нередко в ходе ожесточенных классовых сражений. В 1970 г. был принят Закон о защите свободы и достоинства работников. Имеется развитая система законодательных  актов в сфере социального  обеспечения. Создан Союз пенсионеров  как часть профсоюзного движения. Фонд общего обязательного социального  страхования формируется из взносов  предпринимателей и работников. За счет этого фонда и из иных источников осуществляются выплаты пенсий по старости и инвалидности и различного рода пособий безработным, малоимущим, бездомным и другим категориям граждан. В 1988 г. проведена реформа системы семейных пособий.

За последние  десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения  почвы и по улучшению качества природных источников снабжения  питьевой водой. Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался впоследствии сравнительно небольшим изменениям (1950 г. и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Уголовное право и процесс.
 

     Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного  уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как  традиционные принципы и институты  буржуазного уголовного права, разработанные  классической школой, так и некоторые  концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным "социально опасными". Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.

     После свержения фашистского режима и  принятия Конституции 1947 г. уголовное  и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место  среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном  следствии и возможности обжалования  действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения  в законодательство, определяющее сроки  предварительного заключения (последние  изменения 1984, 1986 гг. и др.)4.

     В некоторых законах, принятых за последние  десятилетия, нашла отражение тенденция  к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права  судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность  за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания "раскаявшимся" террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.

Информация о работе Правовая система Италии