Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:12, контрольная работа
1. Понятие, социальная природа и история возникновения международных организаций, их роль и значение в современном мире.
2. Принципы деятельности и основные институты права международных организаций, их юридическая природа, компетенция и функции.
или иной области.
Международные организации призваны объединять усилия государств в
политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская
организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой
(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд
организаций уполномочен координировать деятельность государств практически
во всех областях (ООН, СНГ).
Международные организации становятся посредниками между государствами-
членами.
4. Наличие соответствующей
организационной структуры.
одним из важных признаков
наличия международной
подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от
многочисленных других форм международного сотрудничества,
Межправительственные
организации имеют штаб-
суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных
органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда
один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.
Административный
аппарат возглавляет
директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные
органы с различным правовым статусом и компетенцией.
5. Наличие прав
и обязанностей организации.
организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях
высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти
документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть
имплементированы соответствующей международной организацией. Государства
вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и
организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С")
Устава МАГАТЭ
запрещает Агентству при
предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими,
экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с
положениями Устава этой организации.
6. Самостоятельные
международные права и
сама организация как субъект международного публичного и частного права
вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом
случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли
организация использует свою автономную волю.
Правосубъектность международных организаций.
Правосубъектность
международной организации
элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б)
дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять
права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного
правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои
действия.
Одним из главных
атрибутов правосубъектности
является наличие у них собственной воли. Источником воли международной
организации является учредительный акт как продукт согласования воль
государств-учредителей.
Наиболее важными
чертами правосубъектности
являются следующие качества.
1. Признание качества
международной личности со
международного права. Сущность данного критерия заключается
в том, что государства-члены
и соответствующие
признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей
межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять
организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам
все межправительственные организации являются юридическими лицами.
Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в
каком это необходимо для выполнения их функций.
2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий
правосубъектности межправительственных организаций означает, что
организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав
и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном
уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности
организации: а) способствование
сближению и взаимному
путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение
развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в
сохранении, увеличении и распространении знаний.
3. Право на свободное
выполнение своих функций.
организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или
резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры,
финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право
организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные
организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих
функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-
нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не
являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в
ст. 2 Устава, поскольку
это может оказаться
международного мира и безопасности.
4. Право на заключение
договоров. Договорную
организаций можно
отнести к числу главных
правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного
права составляет его способность к выработке норм международного права.
В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации
имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В
принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что
вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между
государствами и международными организациями или между международными
организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что
международная организация обладает такой правоспособностью заключать
договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее
целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной
организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.
5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс
международной организации включает деятельность, направленную на создание
правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или
отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в
том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные
учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности,
означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной
организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть
признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-
вторых, как норма, обязательная для данного государства.
Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм
и вид правотворчества
организации определен в
Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и
направления правотворческой деятельности международных организаций
отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных
международной организации в области правотворчества, можно выяснить только
на основе анализа ее учредительного акта.
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами,
международная организация может выступать в различных ролях. В частности,
на начальных фазах правотворческого процесса международная организация
может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении
определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта
текста подобного договора;
в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью
согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции,
осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем
межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции
депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области
интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.
6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов
невозможна нормальная практическая деятельность любой международной
организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется
специальным соглашением, а в других - национальным законодательством.
Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в
учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории
каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые
необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни
находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от
обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или
отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47
Соглашения об учреждении ЕБРР).
7. Право на обеспечение
выполнения норм
международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм
международного
права свидетельствует о
характере организаций
по отношению к государствам-
из важных признаков правосубъектности.
При этом основными средствами являются институты международного контроля и