Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:15, доклад
Право международных договоров - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.
Такое определение права договоров является, пожалуй, наиболее распространенным. Еще Ч. Хайд рассматривал право договоров как право, регулирующее заключение, толкование и прекращение договоров*(241). Наличие развитого права договоров - характерная черта современного международного права. Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права.
Международные экономические договоры является (по форме и в значительной мере по содержанию) одним из видов международного договора, в связи с чем общие нормы, действующие в отношении международных договоров, применимы и к международному экономическому договору .
Для международного экономического договора, так же как и для других международных договоров, характерен момент волеизъявления государств, его подписавших, без чего не может быть договора.
Исходя из принципа равенства и суверенитета государств, международный экономический договор должен содержать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является неравноправным.
Субъектами таких международных договоров являются государства. Объектами международного торгового договора может быть то, что допустимо с точки зрения международного права во внешнеторговых отношениях государств.
Субъекты международного экономического договора. Как уже указывалось, в каждом международном договоре надо различать договорные субъекты, договорные объекты и договорную форму.
Объекты
международного экономического договора.
Объект договора должен быть допустим
с точки зрения международного права.
Так, не может одна сторона включить в
договор с другой стороной условия о грабеже
торговых пароходов прочих стран на море
и т. д. Объектом международных соглашений
может быть все, что способствует укреплению
мирных отношений государств во всех областях
экономики, политики, права и культуры.
Каждое государство может обязаться только
в отношении того, что юридически или фактически
состоит в его власти или распоряжении.
Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, - задача архи сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.
В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:
Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.
Договоры,
регулирующие движение товаров и
услуг через государственные
границы. Эта группа распадается
на следующие виды: а) торговые соглашения,
б) соглашения об оказании услуг, в) соглашения
о научно-техническом
Договоры, регулирующие движение капиталов через государственные границы.
Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между странами.
Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары.
Соглашения о международном регулировании производства.
В международно-правовом регулировании экономических отношений государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного права и специальные принципы экономического сотрудничества государств. Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их применение и регулирование конкретных экономических отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими государствами - участниками экономических отношений. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений является двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.
Многоплановость
международных экономических
Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, - задача очень сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.
Учитывая, что большое разнообразие содержания и форм экономических договоров определяется прежде всего разнообразием экономических форм и экономического содержания самого объекта регулирования, основное значение при классификации международных экономических договоров специалисты придают объекту регулирования.
В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:
1.
Договоры, определяющие международно-
2.
Договоры, регулирующие движение
товаров и услуг через
а) торговые соглашения (о товарообороте, взаимных поставках товаров е иные соглашения о товарных контингентах и квотах для взаимного торгового обмена); б) соглашения об оказании технических услуг (технической помощи) и о поставках оборудования при строительстве промышленных, транспортных и иных народнохозяйственных правовой базы экономических отношений между ними с другими странами.
Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей. (Торговые договоры)
Основное
содержание торговых договоров составляет
правила о применении к экономическим
отношениям специфических договорам
принципов регулирования (принципа
наибольшего
Принцип
наибольшего
. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
-
Генеральное соглашение по
-
Соглашение по сельскому
-
Соглашение по применению
-
Соглашение по текстильным
-
Соглашение по техническим
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
-
Соглашение по применению
-
Соглашение по применению
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
-
Соглашение по правилам
-
Соглашение по процедурам
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
- Соглашение по защитным мерам.
II.
Генеральное соглашение по
III.
Соглашение по торговым
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
V.
Механизм обзора торговой
VI.Плюрилатеральные
соглашения (с ограниченным участием,
т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;
Соглашение по правительственным закупкам.
Существуют также т.н. секторальные тарифные
инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация
торговли химическими товарами", "информационные
технологии"), в которых на добровольный
основе участвуют лишь часть стран-членов
ВТО.
При подписании международного договора по экономическим вопросам, при его ратификации и при присоединении можно делать соответствующие оговорки, с которыми знакомят всех участников договора. Последние могут выдвинуть возражения против той или иной оговорки. При наличии возражений против оговорки между государствами, сделавшими таковую, и государствами, возразившими против нее, данный многосторонний договор не действует в части, предусмотренной оговоркой.
Опубликование международного договора. После вступления международного договора по вопросам экономических отношений в силу (ратификация, обмен ратификационными грамотами) он должен быть опубликован (промульгирован) в порядке, обеспечивающем возможность населению страны ознакомиться с ним. Порядок опубликования международных договоров обычно тот же, что и порядок обнародования законов.
Международные договоры должны опубликовываться непосредственно после обмена ратификационными грамотами. Неисполнение, однако, этой международной обязанности не будет иметь влияния ни на силу договора, ни на требования по договорным обязательствам.
Регистрация международного договора. Согласно ст. 102 Устава Организации Объединенных Нации:
1.
Всякий договор и всякое
2.
Ни одна из сторон в любом
таком договоре или
Резолюция
Генеральной Ассамблеи
Присоединение к международному торговому договору. К заключенному открытому международному договору, как уже указывалось ранее, может присоединиться любое государство. Это относится и к договорам по вопросам международных экономических отношений.