Право международных договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:15, доклад

Описание работы

Право международных договоров - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.
Такое определение права договоров является, пожалуй, наиболее распространенным. Еще Ч. Хайд рассматривал право договоров как право, регулирующее заключение, толкование и прекращение договоров*(241). Наличие развитого права договоров - характерная черта современного международного права. Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 43.88 Кб (Скачать)

     Международные экономические договоры является (по форме и в значительной мере по содержанию) одним из видов международного договора, в связи с чем общие нормы, действующие в отношении международных договоров, применимы и к международному экономическому договору .

     Для международного экономического договора, так же как и для других международных  договоров, характерен момент волеизъявления государств, его подписавших, без чего не может быть договора.

     Исходя  из принципа равенства и суверенитета государств, международный экономический договор должен содержать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является неравноправным.

     Субъектами  таких международных договоров  являются государства. Объектами международного торгового договора может быть то, что допустимо с точки зрения международного права во внешнеторговых отношениях государств.

     Субъекты  международного экономического договора. Как уже указывалось, в каждом международном договоре надо различать  договорные субъекты, договорные объекты и договорную форму.

     Объекты международного экономического договора. Объект договора должен быть допустим с точки зрения международного права. Так, не может одна сторона включить в договор с другой стороной условия о грабеже торговых пароходов прочих стран на море и т. д. Объектом международных соглашений может быть все, что способствует укреплению мирных отношений государств во всех областях экономики, политики, права и культуры. Каждое государство может обязаться только в отношении того, что юридически или фактически состоит в его власти или распоряжении. 

     Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические  отношения, - задача архи сложная. Для  того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.

     В самом общем плане, исходя из объекта  регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие  основные группы:

     Договоры, определяющие международно-правовой режим  экономических связей.

     Договоры, регулирующие движение товаров и  услуг через государственные  границы. Эта группа распадается  на следующие виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.д.

     Договоры, регулирующие движение капиталов через  государственные границы.

     Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения  между странами.

     Соглашения  о международном регулировании  цен на сырьевые товары.

     Соглашения  о международном регулировании  производства.

     В международно-правовом регулировании  экономических отношений государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного права и специальные принципы экономического сотрудничества государств. Однако, как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их применение и регулирование конкретных экономических отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими государствами - участниками экономических отношений. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений является двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества.

     Многоплановость международных экономических отношений, тесная их взаимосвязь с политическими  отношениями государств ведет к  тому, что в договорной практике регулирование экономических, научно-технических  и других вопросов является предметом  различных по количеству участников я по форме международно-правовых актов. Экономические договоры между  государствами представляют собой  необходимую юридическую форму регулирования международных экономических отношений.

     Классификация всех договоров в такой обширной и динамичной области межгосударственных отношений, какой являются экономические отношения, - задача очень сложная. Для того, чтобы такая классификация имела устойчивый характер, необходимо, чтобы она была основана на признаках, определяемых самой сущностью классифицируемых договоров.

     Учитывая, что большое разнообразие содержания и форм экономических договоров определяется прежде всего разнообразием экономических форм и экономического содержания самого объекта регулирования, основное значение при классификации международных экономических договоров специалисты придают объекту регулирования.

     В самом общем плане, исходя из объекта  регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:

     1. Договоры, определяющие международно-правовой  режим экономических связей. Среди  этих договоров важнейшее место  принадлежит торговым договорам. 

     2. Договоры, регулирующие движение  товаров и услуг через государственные границы. Эта группа распадается на следующие виды:

     а) торговые соглашения (о товарообороте, взаимных поставках товаров е иные соглашения о товарных контингентах и квотах для взаимного торгового обмена); б) соглашения об оказании технических услуг (технической помощи) и о поставках оборудования при строительстве промышленных, транспортных и иных народнохозяйственных правовой базы экономических отношений между ними с другими странами.

     Договоры, определяющие международно-правовой режим  экономических связей. (Торговые договоры)

     Основное  содержание торговых договоров составляет правила о применении к экономическим  отношениям специфических договорам  принципов регулирования (принципа наибольшего благоприятствования, принципа национального режима, режима преференций), важнейшим из которых  является принцип наибольшего благоприятствования.

     Принцип наибольшего благоприятствования  применяется к обширным областям регулирования экономических отношений государств (таможенному обложение импортируемых и экспортируемых товаров, правовому положению физических и юридических лиц, условиям мореплавания и т.д.). Он порождает определенную систему правил, определенные правовые условия экономического общения между соответствующими государствами - режим наибольшего благоприятствования. Поэтому в торговых договорах часто вместо термина "принцип наибольшего благоприятствования" употребляется термин "режим наибольшего благоприятствования". Следовательно, принцип, наибольшего благоприятствования - это само правило, норма поведения государств. Режим наибольшего благоприятствования - это то правовое положение, которое складывается в результате применения данной нормы к конкретным отношениям (режим наибольшего благоприятствования в области мореплавания, в вопросах таможенного обложения товаров и т.д.).

     . Многосторонние соглашения по  торговле товарами:

     - Генеральное соглашение по тарифам  и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

     - Соглашение по сельскому хозяйству; 

     - Соглашение по применению санитарных  и фитосанитарных мер; 

     - Соглашение по текстильным изделиям  и одежде;

     - Соглашение по техническим барьерам  в торговле;

     - Соглашение по инвестиционным  мерам, связанным с торговлей  (ТРИМс);

     - Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

     - Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости  товаров);

     - Соглашение по предотгрузочной  инспекции; 

     - Соглашение по правилам происхождения; 

     - Соглашение по процедурам импортного  лицензирования;

     - Соглашение по субсидиям и  компенсационным мерам; 

     - Соглашение по защитным мерам. 

     II. Генеральное соглашение по торговле  услугами (ГАТС).

     III. Соглашение по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПс).

     IV. Договоренность о правилах и  процедурах, регулирующих разрешение  споров;

     V. Механизм обзора торговой политики.

     VI.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО. 
 
 
 

     При подписании международного договора по экономическим вопросам, при его ратификации и при присоединении можно делать соответствующие оговорки, с которыми знакомят всех участников договора. Последние могут выдвинуть возражения против той или иной оговорки. При наличии возражений против оговорки между государствами, сделавшими таковую, и государствами, возразившими против нее, данный многосторонний договор не действует в части, предусмотренной оговоркой.

     Опубликование международного договора. После вступления международного договора по вопросам экономических отношений в силу (ратификация, обмен ратификационными грамотами) он должен быть опубликован (промульгирован) в порядке, обеспечивающем возможность населению страны ознакомиться с ним. Порядок опубликования международных договоров обычно тот же, что и порядок обнародования законов.

     Международные договоры должны опубликовываться непосредственно  после обмена ратификационными грамотами. Неисполнение, однако, этой международной обязанности не будет иметь влияния ни на силу договора, ни на требования по договорным обязательствам.

     Регистрация международного договора. Согласно ст. 102 Устава Организации Объединенных Нации:

     1. Всякий договор и всякое международное  соглашение, заключенные между любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы.

     2. Ни одна из сторон в любом  таком договоре или международном  соглашении, не зарегистрированном  в соответствии с п. 1 настоящей  статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций.

     Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации  Объединенных Наций от 14 декабря 1946 г. предусмотрела порядок регистрации и опубликования международных договоров и соглашений, в том числе и в области международных экономических отношений. Предусматривается, что в Секретариате ООН производится регистрация лишь вступивших в силу международных договоров и соглашений. Секретариат вносит зарегистрированные договоры и соглашения в установленный для этой цели регистр. Этот регистр ведется на английском и французском языках. Свидетельство о регистрации, подписанное Генеральным секретарем или его представителем, выдается регистрирующей стороне или органу. Предусматривается также, что Секретариат ООН обязан ежемесячно публиковать сообщения о зарегистрированных или хранящихся в его делах договорах и соглашениях. Эти сообщения рассылаются всем государствам— членам ООН.

     Присоединение к международному торговому договору. К заключенному открытому международному договору, как уже указывалось ранее, может присоединиться любое государство. Это относится и к договорам по вопросам международных экономических отношений.

Информация о работе Право международных договоров