Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:27, курсовая работа
Целью данной работы является провести обзор практики по данной теме, обобщить изученный нормативный, практический и судебный материал, дать сравнительный анализ норм действующего законодательства и выявить пробелы, трудности, противоречия.
Введение.
Глава 1. Множественность понятий внешнеэкономической сделки.
1.1. Постановление проблемы внешнеэкономической сделки. Признаки внешнеэкономической сделки.
Глава 2. Легальное понятие внешнеэкономической сделки.
1.В международных правовых актах.
2.Во внутреннем законодательстве государств.
Глава 3. Понятие внешнеэкономической сделки с позиции судебной практики.
1.Международный арбитраж.
2.Внутренние суды.
Заключение.
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.
Другими признаками внешнеэкономической сделки (в литературе их именуют факультативными) являются следующие:
1.
Перемещение товаров через
В частности, в литературе приводится пример, когда российская организация заключила договор на поставку угля с зарубежной фирмой. При этом отгрузка угля производилась в адрес третьей находящейся в России организации, с которой иностранная фирма состояла в договорных отношениях. Арбитражный суд квалифицировал договор между российской и иностранной фирмами как внешнеэкономический, несмотря на то что пересечения товаром границы не произошло 18.
В
некоторых случаях перемещение
товаров через государственную
границу выступает
Так, МКАС квалифицировал контракты, заключенные фирмами, находящимися на территории одного государства (Австрии), как внешнеторговые сделки, поскольку их предметом являлась поставка товара из-за границы: товар отгружался из России на условиях DAF (Чоп/Чиерна Тиссой)19.
2.
Иная национальная (государственная)
принадлежность одного из
3.
Использование при расчетах с
контрагентом иностранной
4.
Специфика рассмотрения споров,
вытекающих из
а) частноправовые споры - с контрагентом по договору (иностранным партнером);
б) публично-правовые споры с контролирующими органами, связанные с нарушением (предполагаемым нарушением) таможенного, налогового, валютного законодательства.
Первая группа споров может быть предметом рассмотрения как государственных судов (в России - государственных арбитражных судов), так и международных коммерческих арбитражей. Спор может быть рассмотрен как в России, так и за рубежом. Напротив, публично-правовые споры рассматриваются только в государственных судах, причем в российской судебной практике удельный вес споров участников внешнеэкономических сделок с контролирующими органами значителен (по большей части они связаны с валютным законодательством). Специфика рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономических сделок, является факультативным признаком, поскольку споры между сторонами сделки могут и не возникнуть.
5. Особый круг источников, регулирующих сделку. Внешнеэкономическая сделка - это сделка гражданско-правовая. Но признание сделки внешнеэкономической означает, что она подпадает под особый режим регулирования. Это выражается в следующем.
Во-первых,
в отличие от "внутренней сделки"
внешнеэкономическая сделка (контракт)
находится в сфере действия гражданского
(торгового) права нескольких государств.
Соответственно, возникает проблема выбора
применимого национального права для
регулирования такой сделки. Вместе с
тем выбор иностранного права не является
специфической чертой, поскольку и для
внутренней сделки стороны также могут
выбрать в качестве применимого иностранное
право и даже международный договор. Однако
действие данных источников будет ограничено
императивными нормами национального
права (п. 1 ст. 422, п. 5 ст. 1210 ГК РФ). Во-вторых,
государства заключают международные
договоры для того, чтобы упорядочить,
привести к единообразию процесс заключения,
исполнения и прекращения внешнеэкономических
сделок. В-третьих, содержание таких сделок
во многом предопределяется и применимыми
к сделке международными торговыми обычаями,
а также авторитетными актами неправительственных
организаций, носящих характер международных
деловых обыкновений. Специфический круг
источников, регулирующих сделку, относится
к факультативным признакам, поскольку
при исполнении своих обязательств стороны
могут руководствоваться лишь положениями
конкретного договора, не обращаясь к
положениям каких-либо нормативных актов.
Глава 2. Легальное понятие внешнеэкономической сделки.
§2.1. В международных правовых актах.
Среди
определений внешнеторговой или
внешнеэкономической сделки одно из
основных мест занимает определение
Венской конвенции ООН "О договорах
международной купли-продажи
К
сожалению, во всех этих актах содержание
понятия «коммерческое
Понятие «международная купля-продажа товаров» в силу Венской конвенции определяется с помощью нескольких критериев.
Следует
высказать замечание
К актам публично-правового регулирования следует отнести также положения международных торговых договоров, соглашений о товарообороте и платежах, товарных соглашений, соглашений по вопросам тарифов и торговли. Такие соглашения создают "позитивный фон" в торговле между странами. Например, торговые договоры, заключенные Россией с различными государствами, устанавливают режим наибольшего благоприятствования в торговле для отечественных юридических и физических лиц с контрагентами из соответствующего иностранного государства. К этой же группе относятся акты различных международных организаций, в частности резолюции Совета Безопасности ООН, решения органов ЕС и других международных интеграционных объединений. В частности, в настоящее время идет процесс переговоров о присоединении России к ВТО и действующим в рамках этой организации документам, прежде всего к Генеральному соглашению по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г. 21(ГАТТ).
В зарубежной литературе к критериям "международности" (internationality) контракта, как правило, относят факт нахождения мест бизнеса сторон контракта в различных государствах. При этом не рассматриваются как имеющие существенное значение для определения критерия "международности" такие факторы, как различная национальность, домициль или обычное местожительство сторон, факт заключения за рубежом контракта. Однако место исполнения контракта за рубежом является важным фактором в выборе применимого права. Так, контракт между двумя австралийскими сторонами, заключенный в Австралии, но подлежащий исполнению в Индонезии, является чисто международным по характеру22.
В
комментарии к Принципам
Основой для определения понятия "внешнеэкономическая сделка" в отечественной литературе является главным образом контракт международной купли-продажи. Однако в отличие от соглашений в области международной купли-продажи сфера применения международных транспортных конвенций связывается, как правило, с тем фактом, что в разных государствах находятся место отправления и место доставки груза24. Таким образом, перевозка будет считаться международной, если она осуществляется за границу. Следовательно, определяющим для квалификации договора международной перевозки является не нахождение коммерческих предприятий сторон - перевозчика и отправителя - на территории различных государств, а нахождение мест отправления и назначения груза в разных странах.
Например,
ст. 10 Международной конвенции об
унификации некоторых правил о коносаменте
1924 г. (в редакции Протокола от 23 февраля
1968 г.) предусматривает: "Положения
настоящей Конвенции
Согласно ст. 1 Конвенции о договоре международной перевозки грузов 1956 г. (ЦМР) эта Конвенция "применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда МЕСТО ПОГРУЗКИ ГРУЗА И МЕСТО ДОСТАВКИ ГРУЗА, УКАЗАННЫЕ В КОНТРАКТЕ, НАХОДЯТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции". При этом в этой статье ЦМР 1956 г. специально подчеркивается, что она применяется "независимо от национальности заключающих договор сторон".
Под международной перевозкой в смысле Варшавской конвенции 1929 г. (в редакции Протокола 1955 г.) (п. 2 ст. 1) понимается, в частности, "всякая перевозка, при которой... МЕСТО ОТПРАВЛЕНИЯ И МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ РАСПОЛОЖЕНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДВУХ УЧАСТВУЮЩИХ В КОНВЕНЦИИ ГОСУДАРСТВ".
Российская практика (в том числе судебная) свидетельствует о том, что договор международной перевозки грузов заключается между сторонами - перевозчиком и отправителем, коммерческие предприятия которых, как правило, находятся в России. В этом смысле обращение к коллизионным правилам ГК РФ, а также транспортного законодательства лишено смысла, поскольку данные нормы ориентированы на применение к сторонам, чьи коммерческие предприятия находятся в разных государствах. В международных же перевозках иностранный элемент "присущ процессу перемещения"25 и не связывается ни с национальностью перевозчика и отправителя, ни с местом нахождения их коммерческих предприятий.