Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Институт специальных миссий развился, главным образом, после Второй мировой войны. Это было обусловлено значительным расширением международных отношений между государствами, углубления взаимных интересов, стабильным развитием средств связи, транспорта. Подтверждением этого является большое количество специальных миссий, направляемых и принимаемых, начиная от глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и других членов правительства, представителей генерального штаба и заканчивая миссиями низкого ранга, которые направляются для решения различных важных для государства вопросов (заключение текста договора, участие в протокольно-церемониальных мероприятиях и др.).

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ МИССИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых лицо выступает как исполнитель завещания, попечителем над наследственным имуществом, наследником, отказником от наследования как частное лицо, а не от имени представляемого государства;

в) исков, касающихся любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой лицом в принимающем государстве за пределами его официальных функций;

г) исков о возмещении убытков, причиненных вследствие случая, произошедшего с участием транспортного средства, используемого вне пределов официальных функций лица.

Исключения, предусмотренные в п. 2 ст. 31, исчерпывающие и не подлежат расширенному толкованию.

Кроме этого, представители представляемого государства в специальной миссии и члены его дипломатического персонала не обязаны давать показания как свидетели. Попутно отметим, что иммунитет от юрисдикции представителей специальной миссии и членов дипломатического персонала в государстве пребывания не освобождает их от юрисдикции аккредитующего государства.

Глава и члены дипломатического персонала специальной миссии освобождаются от всех прямых налогов, сборов и пошлин (личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных), за исключением косвенных налогов, обычно включенных в цену товаров или обслуживания, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, которое находится на территории принимающего государства, если лицо не владеет им от имени представляемого государства для нужд миссии.

В равной мере это касается налогов на наследство и пошлины, которые взимает принимающее государство, сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в принимающем государстве, и на капиталовложения в коммерческие предприятия в принимающем государстве (ст. 33)[19]. В этом случае им могут быть предъявлены гражданские иски, они не могут ссылаться на свой иммунитет в отношении налогов на наследство и пошлины, взимаемые соответствующие органы принимающего государства.

Принимающее государство не имеет права заставлять представителей представляемого государства выполнять различные трудовые и государственные обязанности, независимо от их характера.

Личный багаж члена специальной миссии освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются исключения, изложенные выше, или предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами принимающего государства. Такой осмотр проводится только в присутствии лица или его уполномоченного представителя[20].

Распространена практика, когда член дипломатического персонала и глава специальной миссии на территории страны пребывания могут находиться вместе с женой и другими членами семьи. Члены семьи главы и члены дипломатического персонала специальной миссии, находящихся вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, такими же привилегиями и иммунитетами, как и член дипломатического персонала специальной миссии (п. 1 ст. 39).

Принимающее государство не может ограничивать въезд членов семьи специальных миссий. Такие ограничения могут применяться только в отношении определенных специальных зон, которые являются предметом особой заботы государства по поводу его безопасности, обеспечения правопорядка и т.п..

Конвенция устанавливает также соответствующие привилегии и иммунитеты для административно-технического и обслуживающего персонала (ст. 36 - 37). Другие члены специальной миссии и члены частного обслуживающего персонала, которые являются гражданами принимающего государства и постоянно в нем проживают, пользуются ими в том объеме, в котором это допускает принимающее государство. Последнее обязано осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться в осуществление функций специальной миссии.

Поскольку члены специальной миссии являются представителями представляемого государства как субъекта международного права, соответственно только оно может отказаться от иммунитета и юрисдикции, причем этот отказ должен быть всегда должным образом выражен. Отказ от иммунитета и юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнения решения, для чего требуется специальный отказ. Если один из членов специальной миссии подаст иск по названной категории дел, - это лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском (ст. 41).

Конвенция не исключает возможность заключения государствами на основе принципа взаимности соглашения о предоставлении привилегий и иммунитетов административно-техническому и обслуживающему персоналу специальной миссии, аналогичной предоставленным дипломатическому персоналу.

Важным теоретическим и практическим вопросом является определение временных рамок, в пределах которых члены специальных миссий имеют право пользоваться привилегиями и иммунитетами. Согласно п. 1 ст. 43 Конвенции, каждый член специальной миссии пользуется ими с момента вступления на территорию принимающего государства с целью осуществления своих функций в специальной миссии или если она уже находится на этой территории с того момента, когда об их назначении сообщается министерству иностранных дел или другому органу принимающего государства, относительно которого имеется договоренность[21].

Если функции членов специальной миссии заканчиваются, их привилегии и иммунитеты прекращаются в тот момент, когда они покидают территорию принимающего государства или по истечении разумного срока, установленного для этой цели. В случае смерти члена специальной миссии члены его семьи продолжают пользоваться привилегиями и иммунитетами, на которые они имеют право, до истечения разумного срока для оставления территории принимающего государства.

Надо отметить, что даже во время вооруженного конфликта принимающее государство должно оказывать содействие, необходимое для скорейшего выезда лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами и не являются гражданами принимающего государства, и членов семей таких лиц независимо от их гражданства. В случае необходимости оно обязано предоставить в их распоряжение транспортные средства для них самих и их имущества.

Кроме этого, принимающее государство должно обеспечить вывоз со своей территории архивов специальной миссии.

При отсутствии или при расторжении дипломатических или консульских отношений между представляемым и принимающим государствами и если функции специальной миссии прекратились, представляемое государство может, даже в случае вооруженного конфликта, вверить охрану его имущества и архивов третьему государству, приемлемому для принимающего государства.

Важным моментом в Конвенции является положение о том, что без ущерба для своих привилегий и иммунитетов лица обязаны уважать законы и постановления принимающего государства. Они не имеют права вмешиваться во внутренние дела этого государства. Представители представляемого государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала не должны заниматься в принимающем государстве профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Принципиальное значение имеют положения ст. 49 Конвенции, касающиеся недопущения дискриминации между государствами. Однако не считается дискриминацией, если государство применяет любые положения Конвенции ограничительно через аналогичное применение этого положения к его специальной миссии в представляемом государстве или если государства по обычаю или соглашению между собой изменили объем преимуществ, привилегий и иммунитетов для своих миссий. Такое изменение не применяется в отношении государств, при условии, что оно не будет несовместимо с объектом и целью Конвенции и не влияет на осуществление третьими государствами своих прав или на выполнение ими своих обязательств.

В завершение рассмотрения вопроса о привилегиях и иммунитетах, а также анализа Конвенции о специальных миссиях стоит отметить, что она открыта для подписания всеми государствами-членами ООН или любым из специализированных учреждений (Международного агентства по атомной энергии или участников Международного суда), а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей ООН стать участником настоящей Конвенции. Ввиду того, что сегодня почти все государства являются членами ООН, не существует никаких дискриминационных норм относительно его подписания.

Безусловно, Конвенция имеет определенные недостатки, однако она стала значительным шагом к дальнейшему развитию современного дипломатического права.



[1] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[2] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[3] Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. // СЕМП/ 1981/ М., 1982

[4] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997.

[5] М. Бартош Специальные   миссии  // Доклад на конференции ООН A/CN.4/166, pp. 45, 46

[6] Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. – С. 74

[7] Блищенко И.П. Дипломатическое право М., 1990. – С. 112

[8] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[9] Торкунов А. В. Дипломатическая служба. Учебное пособие. М.: Российская политическая энциклопедия. 2002. – С. 226

[10] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[11] Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. — М., 1996. — Т. 2. – С. 94

[12] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997.

[13] М. Бартош Специальные   миссии  // Доклад на конференции ООН A/CN.4/166, pp. 45, 46

[14] Рыбаков Ю.М. Дипломатия 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Восток - Запад, 2010. – С. 346

[15] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[16] Торкунов А. В. Дипломатическая служба. Учебное пособие. М.: Российская политическая энциклопедия. 2002. – С. 207

[17] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[18] Лунц Д. А. Курс международного частного права. Общая часть.— М., 2003.—С. 118

[19] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997

[20] Рыбаков Ю.М. Дипломатия 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Восток - Запад, 2010. – С. 408

[21] Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верхов­ного Совета СССР 11 февраля 1964 г. //Сборник материа­лов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. - М., 1997


Информация о работе Понятие специальных дипломатических миссий и их классификация