Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность. Возникновение и развитие международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении отрасли «права международной безопасности», а также истории развития международного права.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные положения международной безопасности;
дать характеристику всеобщей и региональной безопасности;
выделить и охарактеризовать основные этапы развития международного права

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность
1.1 Основные положения права международной безопасности……….….4-5
1.2 Всеобщая система коллективной безопасности………………………..5-8
1.3 Региональные системы коллективной безопасности……...………….8-13
Глава 2. Возникновение и развитие международного права
2.1 Зарождение международного права…………………………...……..14-15
2.2 Международное право в средние века……………………………….15-16
2.3 Развитие международного права в новое и новейшее время………17-20
Заключение.…………………………………………………………………..…21
Библиографический список……………………………………………..……22

Работа содержит 1 файл

международное право контрольная.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

Региональные системы  коллективной безопасности характеризуются  следующими чертами:

  • закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;
  • предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
  • о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;
  • в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
  • принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

К региональным системам коллективной безопасности относятся:

1) Система коллективной  безопасности в рамках СНГ (сейчас ОДКБ)

В соответствии с Договором  о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Беларусь) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета - Москва.

В состав Совета входят главы  государств-участников и Главнокомандующий ОВСС. Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий вооруженными силами государств - участников Договора. Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совету Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы также  Объединенные вооруженные силы Содружества - войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной  целостности одного или нескольких государств-членов, либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер, по устранению возникшей угрозы включая миротворческие операции и использование, вооруженные сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

2) Организация американских  государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 г. В 60 --70-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.

Целями ОАГ являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместные выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвую все государства Америки, за исключением Канады и Кубы.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается  как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав  ОАГ не предусматривает обязанности  ОАГ извещать Совет Безопасности ООН о принятых мерах военного характера, что, как представляется, не согласуется с положениями Устава ООН.

Структура ОАГ более сложна, чем у других региональных организаций. Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства - члены ОАГ. Для рассмотрения проблем срочного характера создано Консультативное совещание министров иностранных дел. При нем учрежден Консультативный комитет обороны для координации деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств - членов ОАГ, входит ознакомление со всеми межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат ОАГ возглавляет Генеральный секретарь ОАГ, избираемый на пять лет.

3) Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего - 26 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение, как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

О всяком таком нападении  и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором  создается Совет НАТО, в котором  представлены все члены. Совет учреждает вспомогательные органы - Комитет обороны, Комитет начальников штабов и др. Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любое другое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

4) Договор об обороне  Юго-Восточной Азии

Договор об обороне Юго-Восточной  Азии был подписан в 1954 восемью государствами (США, Англия, Франция, Австралия, Новая  Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). Согласно положениям Договора (ст. 4), в случае вооруженного нападения против одной из сторон в районе, охватываемом Договором, государства-участники обязаны оказывать индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. При этом понятие «район охватываемый договором» включает все территории азиатских участников договора и район юго-западной части Тихого океана. О принятых мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

Для рассмотрения вопросов реализации положений договора создается  Совет. Стать участником Договора можно  с единодушного согласия всех его  членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Возникновение и развитие международного права

2.1 Зарождение  международного права (МП)

Возникновение и развитие МП связано с возникновением государства. МП возникло в период раннего рабовладельческого строя на Древнем Востоке.

Одним из самых древних  международных договоров является договор между правителями месопотамских  городов (около 3100 г. до н.э.). Договор подтверждал существовавшую между сторонами государственную границу и провозглашал ее неприкосновенность.

Более известен договор египетского  фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный предположительно в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Сходные договоры заключались  в Индии. Своеобразным памятником МП можно считать и Законы Ману (I в. до н.э.), достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права, а также правила ведения войны.

Интенсивную дипломатическую  деятельность осуществляли древнегреческие полисы. Они заключали договоры о военной помощи; возникали и прекращались военно-политические союзы (симмахии). Достаточно подробно регламентировались правила войн между греками.

В связи с развитием  торговли иностранцы стали наделяться большим объемом прав; получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Проксен выступал в качестве представителя иностранных граждан в своем городе.

Получили развитие некоторые  институты морского права (свободы  открытого моря, подчинения юрисдикции иностранного государство судов, находящихся в их портах).

Споры о нарушении международных  договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договоров налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил.

В Древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сенате и были обязаны давать отчет о  своей деятельности. Иностранные  послы считались находящимися под защитой богов. Заключаются договоры о дружбе и сотрудничестве, а также союзные договоры. В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Подробно регламентируется процедура объявления войны.

Возникает принцип соблюдения договоров; нарушение договора рассматривалось как нарушение права, установленного богами.

В целом можно отметить, что народы древности были проникнуты духом завоевания; их дипломатия стремилась к созданию единой монархии; в международных отношениях господствовало право сильного.

 

2.2 Международное  право в средние века

Развитие МП в средние  века замедлилось. В этот период заключаются, в основном, договоры о военных  союзах, а также мирные соглашения. Раздробленные феодальные государства самостоятельно осуществляли международные отношения, объявляли войну и заключали  мирные договоры.

Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

Торговые города заключали  союзы для защиты торговли и торгующих  граждан. Международное признание  получили сборники, кодифицирующие нормы  и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей.

Активную роль в международных  отношениях играла Церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм МП. Так, на Карфагенском соборе (438) был официально сформулирован один из важнейших принципов МП – принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Субъектами МП помимо государств признавались Римская церковь, рыцарские ордена.

Возникает институт консулов, которые первоначально защищали интересы купцов в иностранных государствах. Консулы получали определенные права и иммунитеты. Стали заключаться соглашения – прообразы будущих консульских конвенций.

С IX в. Киевская Русь – активный участник в международных отношениях, она заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами. С конца XIV в. на международную арену выступает Московское государство.

Процесс объединения русских  земель сопровождался смелыми дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XIV в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел – Посольского приказа.

В средние века дипломатия во многом находилась в руках высшего  духовенства. Великие папы были и великими дипломатами своего времени. Когда на смену феодального государства пришли централизованные и абсолютные монархии, стремившиеся к внешнему могуществу и расширению своих границ, политике захватов стала служить дипломатия обманов. Повсеместное распространение получили шпионаж и подкупы в интересах монарха.

Со времени Вестфальского  мира (1648) начинается созыв конгрессов для устройства международных отношений. Основой этих отношений признаются начала права, с которыми на словах сообразуются дипломаты. Дипломатическое искусство достигает высокого развития.

Среди европейских государств Венецианская республика и Нидерланды являлись главными школами дипломатических  талантов.

 

 

 

2.3 Развитие международного  права в новое и новейшее  время

Основы современного МП были заложены в ХVII в. На европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила международного общения, обеспечивающие поддержание хотя бы минимального правопорядка.

В трактатах, подготовленных в Мюнстере и Остабрюке, были сформулированы принципы международных отношений, некоторые были новыми для МП.

На Вестфальском конгрессе 1648г. были установлены границы большинства европейских государств. Любопытны положения о преимущественной силе норм Вестфальского договора перед внутренними законами стран-участниц и существовавшими договорами.

Крупнейшим международником  данной эпохи был голландский  юрист Гуго Гроций, основное произведение которого – «О праве войны и мира» – не утеряло ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что в основе МП лежат международные договоры, государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Благодаря этой книге имя Гроция приобрело такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий положения указанного трактата использовались для разрешения спорных вопросов.

Информация о работе Понятие права международной безопасности. Всеобщая и региональная безопасность. Возникновение и развитие международного права