Понятие международно-правового признания. Формы и виды признания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Под международно-правовым признанием в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Работа содержит 1 файл

контрольная международное право..docx

— 24.39 Кб (Скачать)

     В середине XX в. широко распространилось признание органов сопротивления  и национально-освободительных движений, которое фактически не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Этот вид признания отличался  определенной спецификой: органы сопротивления  создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Своеобразие этого вида признания  состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным  движениям, причем этот термин использовался  для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих  и ведущих борьбу (например, Народная организация Юго-Западной Африки - СВАПО). На практике признание органов сопротивления  предшествовало признанию правительства  и имело задачей представить  борющийся за освобождение народ  в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность  получения помощи. Вопрос о признании  государства возникает в том  случае, если появляется новое государство  в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства  в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава  какого-либо государства выделяется новое.

     Поскольку признание правительства могло  быть ошибочно истолковано как его  одобрение другими участниками  международных отношений, некоторые  государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств, что получило наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего  ее в 1930 г. министра иностранных дел  Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или  подразумеваемом признании, поскольку  обычно сохранялись дипломатические  отношения или иные формы официальных  контактов с новым правительством.

     Помимо  доктрины Эстрады существовала и  доктрина Тобара, суть которой заключалась  в признании эффективного правительства, даже если оно пришло к власти неконституционным  путем.

     В период ликвидации колониальной системы  широкое распространение получила практика признания национально-освободительных  движений со стороны как отдельных  государств, так и межправительственных международных организаций. Например, ООН предоставила некоторым из них  статус наблюдателей.

     Вопрос  о своего рода коллективном признании  возникает по поводу членства нового государства в международных  организациях, в частности в Организации  Объединенных Наций. Практика ООН в  этом случае не отличается единообразием  и не позволяет сделать какие-либо конкретные заключения. Так, когда Египет и Сирия объединились в Объединенной Арабской Республике, то последняя  была признана членом ООН без каких-либо специальных процедур, а после распада ОАР членство в ООН сохранили и Египет, и Сирия. Но после разделения Пакистана на два государства Пакистан сохранил свое членство в ООН, а Бангладеш был принят в ООН в качестве нового члена, и т.д.

     Наконец, следует обратить внимание на ситуацию, когда признание нового государства  в наше время вообще недопустимо: в случае его образования в  результате вооруженной интервенции  другого государства. Конкретно  речь идет о положении на Кипре, где  Турция с помощью своих вооруженных  сил создала на части его территории марионеточное государство, никем, кроме самой Турции, не признанно.

     Итак, под признанием в международном  праве обычно понимается односторонний  юридический акт государства (или  иного субъекта международного права, в частности, международной организации), посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном общении, считая их правомерными. Признание может  быть явно выраженным (устное или письменное заявление) или молчаливым, вытекающим из поведения (действия или воздержания  от действия) данного государства.

     На  современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его  образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые  регулируют все стадии признания  новых государств и правительств, включая юридические последствия  признания. В международных договорах  содержатся лишь отдельные нормы  о признании.

     Следует также учитывать, что институт признания  носит комплексный характер. Основной массив его норм содержится в праве  международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы  в праве международных договоров, праве международных организаций  и др.

     Как подчеркивалось выше, признание является в большей степени актом политическим, не поддающимся в общем виде международно-правовой регламентации. Вместе с тем следует  признать, что этот институт международного права не является и актом произвола, поскольку закономерной целью признания  является нормализация взаимоотношений  между соответствующими субъектами признания в рамках действующего международного права. Возможной целью  признания может быть также стремление побудить международное сообщество государств регламентировать условия  действительности тех или новых  событий, значимых на международной  арене.

     В приведенном тексте указывались  ситуации, требовавшие соответствующей  реакции государств и международных  организаций в виде признания  их правомерности, соответствия международно-правовым предписаниям. Некоторые из вышеприведенных  ситуаций, несомненно, не возникнут  более в силу устаревших жизненных  реалий или предпосылок, некоторые - в силу того, что утратили значение благодаря последующему международно-правовому  развитию. Вместе с тем можно предположить, что и в настоящем, и в будущем  будут возникать ситуации, подобные вышеописанным, требующие явного или молчаливого их признания во взаимоотношениях между субъектом признания и субъектом соответствующего поведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на кажущуюся несовременность института признания, изучать его необходимо в силу цикличности истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Использованная литература:

  1. Гуманитарная сфера и права человека.М.,1992.
  2. Основы права: Учебное пособие/ С.Г.Дробязко, Т.М.Шамба, Г.А.Василевич и др.; Под ред. В.А.Витушко, В.Г.Тихини, Г.Б.Шишко. Мн.: БГЭУ,2002
  3. Международное право. М.,2000
  4. Международное право / Под ред. А.Н.Жеребцов. М.,2001
  5. Конституция Республики Беларусь.

Информация о работе Понятие международно-правового признания. Формы и виды признания