Понятие международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:30, реферат

Описание работы

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых
государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и
представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;

Работа содержит 1 файл

С1. Понятие международного права..docx

— 30.44 Кб (Скачать)

3. Методология и соотношение.

Было  бы неправильно рассматривать международное  право лишь с профессиональной точки  зрения. Оно представляет собой значительный элемент общечеловеческой культуры, культуры общения между народами. Речь идет о важном элементе культурного  наследия человечества, воплощающего многовековой опыт интернационального общения. Международное право содействует  решению одной из главных проблем  современности — утверждению  интернационального сознания, воспитанию людей в духе уважения всех без  различия расы, культуры, религии. Такое  сознание представляет важнейший элемент  культуры мира, от утверждения которой  в решающей степени зависит предотвращение международных и межэтнических  конфликтов. 

Сравнительное правоведение, правовая компаративистика — отрасль (раздел) правоведения (юридической  науки), изучающая правовые системы  различных государств путем сопоставления  одноименных государственных и  правовых институтов, их основных принципов  и категорий. Познавательная цель сравнительного правоведения состоит в выявлении  общих закономерностей развития правовых явлений и институтов, поскольку  только сравнение различных правовых систем позволяет разграничить общее  и особенное, случайное и закономерное в праве. Таким образом, сравнительно правовой метод жизненно необходим  при проведении любого научно-правового  исследования. Иными словами, знание иностранного права позволяет лучше  понять собственное право, увидеть  его преимущества и недостатки. В  этой связи изучение основ сравнительного правоведения является важным компонентом  при формировании правового мышления будущих юристов, позволяет его  сделать более «объемным» и гибким. 

Помимо  чисто познавательных, сравнительное  правоведение преследует следующие  практические цели: способствовать сближению  и унификации законодательства различных  государств в тех областях, где  это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);

выработка предложений по совершенствованию  собственной, национальной системы  права на основе изучения правового  опыта зарубежных государств. 

Геополитика — междисциплинарная наука о  закономерностях распределения  и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений  в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Различается традиционная геополитика, новая геополитика (геоэкономика) и новейшая геополитика (геофилософия) Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счет расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях. 

В научных  кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический  анализ вопросов, связанных с политикой  и пространственными структурами  на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов. 
 

4. Международный правопорядок.

Специфика международного правопорядка обусловлена  согласительной природой международного права и особенностями его  системы. Порядок межгосударственных отношений складывается в результате соблюдения всего комплекса взаимосвязанных  юридических норм: конвенционных  и обычных, общих и индивидуальных, универсальных и локальных. Однако главные принципы правопорядка остаются неизменными, независимо от социальной системы. Сформулированная в марксистской теории задача «добиваться того, чтобы  простые законы нравственности и  справедливости, которыми должны руководствоваться  в своих взаимоотношениях частные  лица, стали высшими законами и  в отношениях между народами», легла  в основу социалистической концепции  международного правопорядка. Основой  международного правопорядка ряд юристов-международников  называют современное международное право37, которое приобрело всемирный характер. Международное право, особенно с принятием Устава ООН, закрепившего императивный характер справедливых и жизненно необходимых принципов отношений между государствами и народами, воплощает в себе нормативно-юридическую модель правопорядка, отвечающего интересам всех государств и народов, заключает требование к ее практическому воспроизведению и определенную гарантированность, обусловленную спецификой создания. 

Являясь сложным социально-политическим и  правовым явлением, международный правопорядок характеризует состояние международных  отношений. Соблюдение международно-правовых норм открывает дорогу политическим договоренностям, способствует установлению доверия и дружелюбия между государствами, иначе говоря, означает нормальные отношения. По определению И. И. Лукашука, международный правопорядок выступает как результат упорядочения системы международных отношений при помощи международного права, или как система правоотношений, созданная в процессе международно-правового регулирования. Со своей стороны устройство всей системы международно-правового регулирования обеспечивает стабильность международного правопорядка. 

Необходимо  заметить, что поддержание на определенном уровне международного правопорядка не означает какого-либо фиксированного состояния в силу непрерывности  процесса осуществления международных  отношений, и соответственно, международно-правового  регулирования. При этом правовые отношения  опосредуют как экономические, так  и политические отношения между  государствами (их самостоятельными и  равными субъектами). Порядок отношений  между суверенными национальными  государствами А. В. Василенко называет ядром современного международного правопорядка. Кроме межгосударственных отношений он рассматривает отношения  международных межправительственных организаций и отмечает, что несмотря на сложность и многообразие элементов международный правопорядок представляет единую систему. В нее входят не только международные отношения, но и международно-правовые нормы, поскольку последние составляют основу международного правопорядка. При этом огромное значение придается их реализации. По мнению Ю. А. Решетова, международный правопорядок — это международное право в действии, эффективное осуществление его принципов и норм. С этим нельзя не согласиться, однако данная характеристика еще не дает исчерпывающего представления о данном понятии и явлении. 

Более развернутое определение международного правопорядка дают Н. А. Ушаков и М. Л. Энтин. Они пишут, что это «совокупность правоотношений, которые складываются в соответствии с предписаниями основных общепризнанных его принципов — норм, имеющих императивный характер общеобязательного права (jus cogens). Международный правопорядок устанавливается по взаимному соглашению членов международного сообщества государств, выражающему их согласованную государственную волю и взаимный интерес, и поддерживается индивидуальными и коллективными мерами государств и государственными конституционными механизмами — международными организациями и органами». Представляя собой совокупность отношений, осуществляемых в соответствии с нормами международного права, международный правопорядок служит достижению целей, заключенных в этих нормах. Среди них первостепенное значение имеют те, которые закреплены в «общепризнанных принципах международного права. Средством их достижения является реализация целей иных, неимперативных — договорных и обычных норм. Следовательно, международный правопорядок — это одновременно цель, стоящая перед международным сообществом государств, и средство ее достижения. Эти характеристики учтены в определении, которое предлагает А. П. Мовчан: «Современный международный правопорядок — это воплощающий интересы международного сообщества государств в целом порядок отношений, который установлен на основе принципов и норм действующего международного права и направлен на обеспечение нормальных миролюбивых и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами, независимо от политических, экономических, социальных систем и уровня их развития». 

Современный международный правопорядок представляет собой важный фактор международной  жизни и дальнейшего развития государств. Его соблюдение составляет основу мира, безопасности, равноправных взаимовыгодных отношений между  государствами, сотрудничества, взаимообогащения культур, распространения научно-технических  знаний, взаимоузнавания, дружбы, доверия, оптимального использования природных богатств и борьбы со стихией и болезнями. В условиях существования мощного разрушительного оружия международный правопорядок является единственным способом выживания и кратчайшей дорогой к безъядерному миру. В связи с этим огромное значение имеет поддержание и совершенствование этого порядка, сущность которого вытекает из объективных законов общественного развития. Современный международный правопорядок — это мирное сосуществование государств с различными социально-экономическими системами. Международным правопорядком будущего должна стать всеобъемлющая система международной безопасности.  

5. Система международного  права.

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением  в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

К первой категории относятся:

а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает

комплекс  норм определенного функционального  назначения, — комплекс норм о

международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы

однородных  и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека"), международное морское право, международное космическое право и другие. Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания

конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве, о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина "право вооруженных конфликтов"), и внутреннее построение отдельных отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных

представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции. В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим

определенных  территорий (пространств).

Информация о работе Понятие международного права