Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:30, реферат
Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых
государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и
представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;
3. Методология и соотношение.
Было
бы неправильно рассматривать
Сравнительное
правоведение, правовая компаративистика
— отрасль (раздел) правоведения (юридической
науки), изучающая правовые системы
различных государств путем сопоставления
одноименных государственных и
правовых институтов, их основных принципов
и категорий. Познавательная цель сравнительного
правоведения состоит в выявлении
общих закономерностей развития
правовых явлений и институтов, поскольку
только сравнение различных правовых
систем позволяет разграничить общее
и особенное, случайное и закономерное
в праве. Таким образом, сравнительно
правовой метод жизненно необходим
при проведении любого научно-правового
исследования. Иными словами, знание
иностранного права позволяет лучше
понять собственное право, увидеть
его преимущества и недостатки. В
этой связи изучение основ сравнительного
правоведения является важным компонентом
при формировании правового мышления
будущих юристов, позволяет его
сделать более «объемным» и гибким.
Помимо чисто познавательных, сравнительное правоведение преследует следующие практические цели: способствовать сближению и унификации законодательства различных государств в тех областях, где это очевидно необходимо (прежде всего, гражданское, торговое, гуманитарное право);
выработка
предложений по совершенствованию
собственной, национальной системы
права на основе изучения правового
опыта зарубежных государств.
Геополитика
— междисциплинарная наука о
закономерностях распределения
и перераспределения сфер влияния
(центров силы) различных государств
и межгосударственных объединений
в многомерном коммуникационном
пространстве Земли. Различается традиционная
геополитика, новая геополитика (геоэкономика)
и новейшая геополитика (геофилософия)
Традиционная геополитика делает акцент
на военно-политическую мощь государства
и доминирующую роль географических факторов
в захвате чужих территорий, является
географическим разумом государства.
Геоэкономика в отличие от традиционной
геополитики делает акцент на экономической
мощи государства. Новейшая геополитика,
в которой доминирует сила духа над военной
и экономической мощью, способствует преодолению
традиционного географического и экономического
детерминизма за счет расширения базисных
факторов, определяющих поведение государств
в международных отношениях.
В научных
кругах геополитика предполагает географический,
исторический и социологический
анализ вопросов, связанных с политикой
и пространственными
4. Международный правопорядок.
Специфика
международного правопорядка обусловлена
согласительной природой международного
права и особенностями его
системы. Порядок межгосударственных
отношений складывается в результате
соблюдения всего комплекса
Являясь
сложным социально-политическим и
правовым явлением, международный правопорядок
характеризует состояние
Необходимо
заметить, что поддержание на определенном
уровне международного правопорядка не
означает какого-либо фиксированного
состояния в силу непрерывности
процесса осуществления международных
отношений, и соответственно, международно-правового
регулирования. При этом правовые отношения
опосредуют как экономические, так
и политические отношения между
государствами (их самостоятельными и
равными субъектами). Порядок отношений
между суверенными
Более
развернутое определение международного
правопорядка дают Н. А. Ушаков и М. Л. Энтин.
Они пишут, что это «совокупность правоотношений,
которые складываются в соответствии
с предписаниями основных общепризнанных
его принципов — норм, имеющих императивный
характер общеобязательного права (jus
cogens). Международный правопорядок устанавливается
по взаимному соглашению членов международного
сообщества государств, выражающему их
согласованную государственную волю и
взаимный интерес, и поддерживается индивидуальными
и коллективными мерами государств и государственными
конституционными механизмами — международными
организациями и органами». Представляя
собой совокупность отношений, осуществляемых
в соответствии с нормами международного
права, международный правопорядок служит
достижению целей, заключенных в этих
нормах. Среди них первостепенное значение
имеют те, которые закреплены в «общепризнанных
принципах международного права. Средством
их достижения является реализация целей
иных, неимперативных — договорных и обычных
норм. Следовательно, международный правопорядок
— это одновременно цель, стоящая перед
международным сообществом государств,
и средство ее достижения. Эти характеристики
учтены в определении, которое предлагает
А. П. Мовчан: «Современный международный
правопорядок — это воплощающий интересы
международного сообщества государств
в целом порядок отношений, который установлен
на основе принципов и норм действующего
международного права и направлен на обеспечение
нормальных миролюбивых и дружественных
отношений и сотрудничества между всеми
государствами, независимо от политических,
экономических, социальных систем и уровня
их развития».
Современный
международный правопорядок представляет
собой важный фактор международной
жизни и дальнейшего развития
государств. Его соблюдение составляет
основу мира, безопасности, равноправных
взаимовыгодных отношений между
государствами, сотрудничества, взаимообогащения
культур, распространения научно-
5. Система международного права.
Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.
К первой категории относятся:
а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;
б) общие для международного права институты, каждый из которых включает
комплекс норм определенного функционального назначения, — комплекс норм о
международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.
Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы
однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека"), международное морское право, международное космическое право и другие. Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания
конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве, о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина "право вооруженных конфликтов"), и внутреннее построение отдельных отраслей.
В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных
представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции. В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим
определенных территорий (пространств).