Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:30, реферат
Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых
государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и
представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;
1. Понятие международного права.
Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых
государствами
и межгосударственными
представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения;
В этом вводном и лаконичном определении выражены наиболее существенные черты международного права. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств. Международное право по его изначальным характеристикам — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений — родственно праву
государства (внутригосударственному, национальному праву), являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права. Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.
Отношения, регулируемые международным правом, нередко отождествляются с понятием "международные правоотношения", которые включают отношения:
а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
б) между
государствами и международными
межправительственными
в) между государствами и государство подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;
г) между
международными межправительственными
организациями. В предшествующие периоды
имели распространение
Все названные виды отношений можно в конечном счете квалифицировать как межгосударственные отношения, поскольку каждая международная межправительственная организация — это форма объединения государств, политическая организация борющейся нации действует как формирующееся государство, а государство подобное образование обладает рядом признаков государства.
Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений. При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица", а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права*. Здесь необходимо уточнение: нормы международного права не только обязывают, но и предоставляют правомочия, т. е. управомочивают. Что же касается существа проблемы, то в реальной международно-правовой практике
адресатом
этих норм становится не только само государство.
Многие международные договоры напрямую
формулируют права и
Международное право существует как бы в двух измерениях и поэтому может быть охарактеризовано в двух аспектах. Оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества*. Соответственно такой подход предопределяет понимание международного права как регулятора международных отношений**, внешнеполитических действий государств как правового комплекса, существующего в межгосударственной системе и только в ней. Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика международного права как составной части формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы. Имеется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосударственных отношений, непосредственно
применяются
в сфере правовой системы государства.
Одним из существенных условий познания
международного права является изучение
в комплексе международных и внутригосударственных
правовых актов, предназначенных для согласованной
регламентации однородных отношений и
имеющих, таким образом, совмещенный предмет
регулирования.
Исторически
сложилось разграничение двух категорий
— международного
публичного права
и международного
частного права. То международное право,
о котором мы рассказываем как о регуляторе
межгосударственных отношений, принято
было именовать международным публичным
правом (в наше время такое название практически
не употребляется, поскольку оно вытеснено
термином "международное право").
К международному частному праву традиционно
относят правила поведения и взаимоотношений
участников международных отношений негосударственного
характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые
и родственные им отношения с иностранным
(международным) элементом. Такие правила
содержатся как во внутреннем праве государств,
под юрисдикцией которых находятся соответствующие
физические и юридические лица, так и в
международных договорах и международных
обычаях. Современное соотношение международного
публичного права и международного частного
права характеризуется их сближением,
взаимопроникновением, поскольку, с одной
стороны, международные отношения с участием
физических и юридических лиц вышли за
гражданско-правовые рамки, охватив административно-правовую,
уголовно-правовую и иные сферы, а с другой
стороны, международные договоры стали
играть более существенную роль в регулировании
такого рода отношений, непосредственно
устанавливая правила поведения физических
и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией
различных государств. Соответственно
изложение многих вопросов международного
права (международного публичного права)
неотделимо от привлечения материалов
международного частного права, имея в
виду реальное сближение или даже совмещение
предмета регулирования, круга участников
правоотношений, методов и форм регламентации.
2. Современное международное право функционирует в сложной среде, так как
формирующие
и реализующие это право
Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права
цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
Современное
международное право
Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.
Современное
международное право имеет слож
поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.
Современное международное право является общим для всех государств в том
смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.
Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое
государство
имеет "свое" международное право.
Но у каждого государства как
субъекта общего, универсального международного
права есть и свои собственные
международно-правовые компоненты. Современное
международное право является основой
международного правопорядка, обеспечиваемого
коллективными и индивидуальными действиями
самих государств. При этом в рамках коллективных
действий складывается более или менее
стабильный санкционный механизм, представленный
прежде всего, Советом Безопасности ООН,
а также соответствующими региональными
органами. Этот международный механизм
взаимодействует с внутригосударственным
механизмом.
В международных отношениях наблюдается повышение значения морали и усиление ответственности за нарушение ее норм. Мораль активно используется странами, которые не контролируют правотворческий процесс. Принцип справедливости и связанные с ним нормы морали используются развивающимися странами для преобразования системы международных экономических отношений. Эти страны считают необходимым утверждение новой морали, при этом подчеркивают ее связь с международным правом2.
Мораль существует и действует как система идеалов, принципов, норм, носителем которой является более или менее крупное социальное образование. Самое большое из них — международное сообщество, которому присуща международная мораль. Последняя в значительной мере складывалась на основе общепринятых в различных национальных системах норм путем приспособления их для регулирования межгосударственных связей. Поэтому в целом она носит общечеловеческий характер и отражает достигнутый уровень цивилизации. В международных отношениях мораль носит политический характер, защищая интересы государств, и потому ее действие имеет морально0политическую природу. Важное место в международной морали занимают простые нормы нравственности, элементарные правила всякого человеческого общения. К ним относятся: оказание помощи остро нуждающимся странам, уважение интересов друг друга, верность данному слову, уважение достоинства государства, гуманное отношение к людям, значительная часть правил международной вежливости. Основная историческая задача — обеспечение выживания человечества. В этом высший нравственный долг как человека, так и государства.
Главная функция морали состоит в регулировании международных отношений. Ее важным аспектом является установление должного сочетания общих и особых интересов государств. Историческое развитие определяет постоянный рост значения общих интересов, а следовательно, и упрочение социально0политического фундамента международной морали. Взаимодействием с моралью пронизан весь процесс функционирования международного права от начала правотворчества до результатов правоосуществления. На всех стадиях государства и организации учитывают широкий круг моральных факторов, включая нравственные идеи, принципы, нормы, моральный климат. В общем, едва ли кто станет доказывать возможность утверждения в международном праве аморальных норм.
От степени
соответствия правовых норм морали зависит
их эффективность. Чем выше нравственный
уровень норм права, тем больше сила
их воздействия не только на правительства,
но и на население, что немаловажно.