Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации
Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Процесс становления свободных экономических зон в России может быть разделен на несколько этапов. Во вторую половину 1980-х годов на местах активно началась кампания по организации СЭЗ (разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предложения). Именно в этот период правительство поддержало предложение руководителей Приморского края и Ленинградской области о разработке проектов по созданию СЭЗ «Находка» и «Выборг» (законодательное решение об их создании было принято позже).
Созданные за рубежом свободные экономические зоны показали высокую эффективность функционирования, рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры. Поэтому из различных регионов России выдвигались предложения о создании там свободных экономических зон.
Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои силы, на привлечение иностранных инвестиций. Причем зачастую речь шла не о начальном капитале, что вполне естественно, а о финансировании развития производственной инфраструктуры, социальной сферы, которые чаще всего были слабо развиты на тех территориях, которые предполагалось использовать под свободные экономические зоны. Таким образом, осуществление проектов создания на территории России свободных экономических зон, число которых превысило 100, должно было лечь тяжелым грузом на дефицитный в то время бюджет страны.
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России – главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) – главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО «Особые экономические зоны» – ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ. На сегодняшний день на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых в этом году составил свыше 5 млрд руб [20].
ОЭЗ в России могут быть классифицированы по выполняемым функциям:
1. Технико-внедренческие ОЭЗ
2. Промышленно-производственные ОЭЗ
3. Туристско-рекреационные ОЭЗ
4. Портовые ОЭЗ
Федеральный
закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых
экономических зонах в Российской Федерации»
предусматривает создание особых экономических
зон технико-производственного типа.
Постановлениями Правительства Российской
Федерации от 21 декабря 2005 г. №№ 781,780,783,779
созданы следующие особые экономические
зоны технико-внедренческого типа:
ОЭЗ ТВТ на территории г. Дубны (Московской области);
ОЭЗ ТВТ на территории г. Санкт-Петербурга;
ОЭЗ ТВТ на территории г. Томска;
ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы.
Создание ОЭЗ ТВТ направленно, прежде всего, на придание экономике региона и Российской Федерации нового качественного развития путем улучшения условий для инновационного бизнеса и создания устойчивых конкурентных преимуществ в области науки, образования и передовых технологий.
Основные цели создания ОЭЗ ТВТ:
-содействие созданию инновационной экономики, новых сегментов рынка;
-развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
-развитие производства новых видов продукции;
-сохранение и наращивание потенциала высококвалифицированных научно-технических и рабочих кадров;
-коммерциализация результатов научно-технической деятельности.
Основные задачи функционирования ОЭЗ ТВТ:
-развитие территорий новой экономики, создание инновационной среды;
-содействие реализации стратегических конкурентных преимуществ сектора исследований и разработок на прорывных направлениях технологического развития;
-развитие эффективной инновационной инфраструктуры и содействие комплексному научно-техническому развитию и технологическому перевооружению экономики на основе государственно-частного партнерства;
-создание благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу высокотехнологичных и наукоемких производств;
-создание дружественной среды администрирования, социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры;
создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи;
-создание комфортных условий для работы и отдыха.
Под технико-внедренческой деятельностью понимаются следующие виды деятельности:
-создание, производство и реализация научно-технической продукции;
-создание
и реализация программ для электронных
вычислительных машин (программ для
ЭВМ), баз данных, топологий интегральных
микросхем, информационных систем, оказание
услуг по внедрению и обслуживанию таких
программ, баз, топологий и систем [21].
Общая информация об особой экономической зоне в Дубне
Технико-внедренческая особая экономическая зона в г. Дубне создается для привлечения инвесторов и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, закрепленными за г. Дубной как наукоградом Российской Федерации Указом Президента РФ от 21 декабря 2001г. № 1472. Особое внимание при этом будет уделено развитию деятельности в сфере информационных технологий и ядерно-физических технологий.
Основными целями технико-внедренческой зоны являются:
-
увеличение доли России на мировых рынках
высокотехнологичной продукции и в первую
очередь в сфере информационных технологий;
- создание современной российской модели
научно-технологического парка, включающего
Университет, исследовательские и инженерные
центры, инновационные предприятия;
- создание в г. Дубне центра развития и распространения культуры разработки и реализации программных продуктов.
В ходе реализации проекта технико-внедренческой зоны будут решаться следующие задачи:
- отработка современной модели развития наукоградов как ключевых элементов создаваемой национальной инновационной системы;
- отработка механизмов концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;
- отработка механизмов взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, отработка механизмов частно-государственного партнерства при реализации проектов территориального развития;
- отработка механизмов создания и функционирования особых экономических зон как инструмента государственной поддержки деятельности в сфере высоких технологий.В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.
• Количество вновь создаваемых рабочих мест 13 800
• Планируемый годовой объем производства 16 600 млн.рублей
• Площадь производственных помещений 340 000 кв.м.
• Строительство жилья 595 000 кв.м.
• Общий планируемый объем капитальных вложений, в том числе: 28794,3 млн.рублей
• Объем капитальных вложений за счет бюджетных средств, в том числе: 7 803,3 млн.рублей
• Федеральный бюджет 5459,5 млн.рублей
• Бюджет Московской области 1 395,5 млн.рублей
• Местный бюджет г.Дубны 948,3 млн.рублей
• Профиль: Информационные и ядерно-физические технологии, био- и медицинские технологии, нанотехнологии, материаловедение.
Высокая значимость в составе проекта создания ОЭЗ образовательной компоненты обусловливает включение в состав прилегающих территорий городка Университета «Дубна».
План обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей территории включает мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов инфраструктуры ОЭЗ, развитие которых планируется финансировать за счет бюджетных средств в период 2007-2011 годов.
Разграничение объектов по видам финансирования производится исходя из принципа финансирования инвестиционно-привлекательных объектов за счет внебюджетных источников.
Планом обустройства предусматривается три варианта создания офисно-производственных объектов недвижимости в ОЭЗ:
- строительство инновационно-технологического центра и административно-делового центра с выставочным комплексом за счет бюджетных средств;
- строительство объектов недвижимости компаниями-резидентами для своих нужд;
- строительство девелоперскими компаниями объектов для сдачи в аренду компаниям-резидентам [22].
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает создание особых экономических зон промышленно-производственного типа.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. №№ 782, 784 созданы следующие особые экономические зоны промышленно-производственного типа:
ОЭЗ ППТ на территории Грязинского района Липецкой области;
ОЭЗ ППТ на территории Елабужского района Республики Татарстан.
Основные цели создания ОЭЗ ППТ:
формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
создание современных промышленно-производственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирования экспорта продукции.
Резидент
промышленно-производственной особой
экономической зоны вправе вести на территории
особой экономической зоны только промышленно-производственную
деятельность в пределах, предусмотренных
соглашением о ведении промышленно-производственной
деятельности. Под промышленно-производственной
деятельностью понимается производство
и (или) переработка товаров (продукции)
и их реализация.
Промышленно-производственная ориентация
включает обрабатывающие производства,
в том числе: производство машин и оборудования,
бытовых электрических приборов, электрических
машин, пластмассовых и металлических
изделий, электрооборудования и электронного
оборудования, мебели и прочей продукции
[23].