Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:01, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом анализе особых экономических зон, изучение их возможностей и места в мировой экономике. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Систематизировать виды особых экономических зон, определить их содержание и особенности;
2.Изучить условия создания и функционирование особых экономических зон за рубежом
3.Исследовать мировой опыт регулирования функционирования деятельности особых экономических зон
4.Исследовать и охарактеризовать опыт регулирования особых экономических зон в Российской Федерации
Введение 3
1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике 4
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение. 4
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон 8
2 . Мировой опыт по созданию и функционированию ОЭЗ 10
3. Особые экономические зоны в России 18
3.1 История организации ОЭЗ в России 18
3.2 Особые экономические зоны России в наше время 18
3.3 Классификация ОЭЗ в России 19
3.3.1 Технико-внедренческие ОЭЗ 19
3.3.2 Промышленно-производственные ОЭЗ 22
3.3.3 Туристско-рекреационные ОЭЗ 23
3.3.4 Портовые особые экономические зоны 25
3.4 Данные о деятельности ОЭЗ в России 28
Заключение 30
Список использованных источников 32
Удачный опыт внедрения СЭЗ имеет Ирландия. Здесь в 1947 г. правительство приняло решение о создании свободной беспошлинной зоны «Шеннон». Главной целью образования зоны явилось создание новых рабочих мест, а также увеличение пассажирских и транспортных потоков через аэропорт «Шеннон». На территорию СЭЗ был распространен беспошлинный экспортно-импортный режим, где ставка на прибыль составила 10%, что обеспечило значительное увеличение грузо- и пассажиропотока через аэропорт, создание новых промышленных предприятий и развитие запада Ирландии в целом. В настоящее время ОЭЗ «Шеннон» – высокоразвитый промышленный центр, состоящий в основном из высокотехнологичных предприятий, где действуют более 110 иностранных фирм, создано более 6 тыс. рабочих мест, ежегодный экспорт составляет более 1 млрд долл. В середине 1980-х годов начал функционировать технопарк в портовом городе Лимерик, расположенном в 24 км от Шеннона. В технопарке участвуют около 80 фирм, занятых разработкой наукоемких производств [15].
США
Как известно, США активно поддерживают философию глобальной свободной торговли, поэтому трудно представить себе, что их экономика нуждается в особых зонах свободной торговли. Тем не менее еще в 1934 г. на территории страны стала действовать Программа по зонам свободной торговли. Схожая по своим задачам с режимом особой экономической зоны, эта программа предназначена для содействия импорту товаров в США.
Эта программа предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, по своей природе и объемам она может быть приравнена к «индустриальным паркам» в городской местности. Товары в эти районы могут ввозиться из-за рубежа или с территории самих США. Такие зоны представляют собой охраняемые территории, находящиеся под контролем Таможенной службы, однако с точки зрения таможенных пошлин и прочих налоговых соображений они находятся вне территории страны. Импортные пошлины применяются только в случае, когда товары вывозятся с территории зоны на территорию США. Фирмы, работающие в таких зонах, могут быть как американскими, так и зарубежными.
В отличие от большинства традиционных особых экономических зон в мире основной профиль ЗСТ в США заключается не в импорте товаров. Не предназначены они напрямую и для развития местной экономики, хотя создаваемые ими рабочие места, разумеется, оказывают положительный эффект на регион, в котором они расположены. По состоянию на 2008 г. действующими были 157 ЗСТ, а число компаний, функционирующих в них, составляло более 2 7003.
Объем деятельности этих фирм оценивается в 317 млрд долл., они экспортировали товаров на сумму 22 млрд долл. и предоставили рабочие места 337 039 гражданам США. Цель создания подобных зон, развитие которых по-прежнему находится под вниманием властей, – повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке.
В качестве возможного показателя деятельности ЗСТ в США можно рассмотреть поставки продукции на внутренний рынок. В 2008 г. стоимость таким образом поставленной продукции равнялась 305,2 млрд долл., в 2000 г. она была равна 238 млрд долл., а в 1995 г. – только лишь 143 млрд долл.5. Другими словами, за прошедшие 9 лет поставки продукции выросли более чем вдвое, не говоря уже о том, что число ЗСТ за указанный период выросло со 134 до 157.
Приведенные выше данные свидетельствуют, что ЗСТ США попрежнему эффективны, несмотря на развитие НАФТА и распространение свободной торговли по миру под юрисдикцией ВТО. Может быть, и для Канады, и для России было бы целесообразно изучить опыт США [16].
Латинская Америка и Карибские острова
По данным на 2007 г., количество зон, связанных с обработкой экспортной продукции (СЭЗ) в 22 странах Латинской (т.е. Центральной и Южной) Америки, составляло 258, или 24% их общего числа в мире (1072)7. В Центральной Америке их насчитывалось 83 (8%), на Карибах – 98 (9%), а в Южной Америке – 77 (7%). Процесс создания СЭЗ в данном регионе начался в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Первая СЭЗ была создана в Колумбии в 1964 г., затем последовало создание ее аналогов в Доминиканской Республике и Мексике в 1965 г. В 1990-е годы количество подобных зон и их роль в национальных экономиках латиноамериканских стран росли быстрыми темпами. Особенно интенсивно эта программа развивалась в Мексике, где было создано около 850 зон, в то время как в Бразилии существовала только одна зона свободной торговли.
Мексика создала первые ЗСТ в 1946 г. Многие из них, с многочисленными фабриками, были объединены в Программу приграничной индустриализации (ППИ) (1961 г.) и Программу, известную как «Макиладора» (1965 г.). Это позволило размещать отдельные предприятия по обработке экспортной продукции на всей территории страны. Другими словами, режим «Макила» разрешает временный импорт (для предприятий, находящихся под жестким контролем таможенных властей), но не включает промышленный анклав. В 2002 г. правительство страны утвердило создание двух ЗСТ, где разрешены производство, дистрибуция и продажа продукции. Компаниям, работающим в этих зонах, будут предоставлены различного рода стимулы, включая налоговые льготы, и вдобавок они не будут обязаны отправлять произведенную ими продукцию на экспорт. Некоторые штаты страны подали заявки на перевод предприятий, работающих в режиме «Макила», в новый режим ЗСТ.
По условиям НАФТА, указанные зоны в Канаде и Мексике устарели, поскольку вся территория этих стран становится ЗСТ. Любопытно, что условия НАФТА не предусматривают ликвидацию ЗСТ в США [17].
Япония
Япония, одна из ведущих развитых стран мира, создает на своей территории свободные экономические зоны с целью активизации внешнеэкономической деятельности и регионального развития. В отличие от США и других развитых стран Япония применяет планирование регионального развития в национальном масштабе. Государственное планирование здесь включает общий план развития страны и большое количество разрабатываемых министерствами отдельных планов регионального развития, в рамках которых в стране создаются свободные экономические зоны.
В Японии особое внимание уделяется развитию технопарков. В конце 1960-х годов наряду с массовым импортом зарубежных технологий государством и монополиями был взят курс на активное развитие собственных научных исследований и разработок, на укрепление научно-технического потенциала.
В 1970 г. в префектуре Ибараки в 60 км к северо-востоку от Токио был построен первый технопарк (город науки Цукуба), общая площадь которого составляет 28 тыс. га, а население насчитывает около 200 тыс. человек.
Другой технопарк, созданный в 1974 г., расположен на острове Кюсю в юго-западной части Японии. Зона занимает 42 тыс. кв. км, ее население составляет 1,3 млн человек. Ее специализация – электроника, робототехника и другие сферы наукоемкого производства. Для зоны характерен высокий рост выпуска промышленной продукции, который за период с 1977 г. до середины 1990-х годов составлял 30–40% в год.
Созданные города науки внесли свой вклад в развитие научнотехнического потенциала Японии, который определял ее промышленную политику. Однако с годами национальная экономика менялась в связи с изменениями внутри страны и в мировой экономике.
Финансирование создания зон свободного импорта осуществляется как из бюджета местных органов власти, так и за счет частных компаний. Кроме того, Центральный банк Японии предоставляет кредиты для финансирования их инфраструктурного обустройства. Деятельность зон ориентирована на внутренний рынок.
К началу 2008 г. в стране функционировали 23 зоны свободного импорта. Они находятся в городах или префектурах и подчиняются властям этих административных структур. Примером образования данного типа является зона свободного импорта «Сакаиминато», расположенная в префектуре Тоттори. Ее отличительной чертой является то, что план ее развития был разработан совместно специалистами префектур Тоттори и Симане. Последние также осуществляют управление ею.
В Японии также действуют такие разновидности зон свободной торговли, как «бондовые зоны» (таможенные склады, на которых хранятся товары, не оплаченные пошлиной) 5 категорий:
1) бондовые зоны, которые находятся в ведении Министерства финансов. В этих зонах, расположенных вблизи портов ввоза, иностранные грузы (включая партии грузов, предназначенные для экспорта или импорта либо проходящие транзитом) могут быть выгружены, транспортированы и храниться в течение месяца. Эти временные территории используются на период заполнения таможенной декларации и оформления таможенных документов. Ими может воспользоваться любой участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за установленную плату;
2) бондовые ангары, находящиеся в ведении начальника таможни и выполняющие те же функции, что и бондовые зоны;
3) таможенные склады, где иностранные грузы могут храниться в течение двух лет (а при наличии специального разрешения и дольше). В течение всего времени, пока груз находится на таможенном складе, он не облагается таможенной пошлиной;
4) бондовые предприятия, где разрешено производить товары из иностранных материалов, не уплачивая за них таможенную пошлину;
5) бондовые выставочные зоны – специально отведенные территории для проведения международных выставок. Они находятся в ведении начальника таможни. Эта система была задумана для упрощения координации международных выставок и экспозиций иностранными государствами. Иностранные грузы могут быть использованы или выставлены тут на экспозицию с заполнением таможенной декларации по упрощенной схеме.
Таким образом, свободные экономические зоны, являющиеся эффективным инструментом регионального развития, получили распространение и в Японии. Однако их формирование и развитие имеют свою специфику. В частности, для Японии характерно активное участие государства в процессе формирования и развития СЭЗ, особенно зон научно-технического типа.
Китай
Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже в октябре того же года в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона - провинция Хайнань - возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года.
Отдельными решениями Госсовета КНР с 1984 г. по 1993 г. также были созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. После чего было решено новых зон не создавать. Особый статус имеет также т. н. “новая зона развития Пудун” (район Шанхая), возникшая по решению Госсовета КНР в сентябре 1990 года. В дальнейшем речь пойдет о пяти районах, официально именующихся спецэкономзонами. В других особых зонах могут существовать незначительные отличия по юридическому статусу, связанные с местной спецификой [18].
Вклад спецэкономзон всех типов во внешнеэкономические связи КНР значительно превышает их “вес” в населении или промышленном производстве. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иноинвестициями - 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в СЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. - около 12% всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений.
В других особых экономических зонах создано около 15 тысяч предприятий с иноинвестициями (только в Пудуне их насчитывается до 4 тыс.). Реально привлечено иноинвестиций более $11 млрд. (Пудун - свыше $1 млрд.). Суммарный экспорт этих зон превышает $10 млрд., что составляет 7% общего экспорта КНР, в том числе Пудуна - $3 млрд. Их валовый объем промышленного производства превышает 250 млрд. юаней ($30 млрд.), в том числе Пудуна - свыше 100 млрд. юаней, то есть почти 3% от всего промышленного производства КНР.
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья [19].