Особенности конституций Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей принятия конституций в странах Латинской Америки, их рассмотрение их основных положений.
В соответствии с поставленной целью, выделим основные задачи данной работы:
1) отметить основные положение конституции Мексики, одной из стран Латинской Америки,
2) отметить основные положение конституции Бразилии, наибольшей из стран Латинской Америки,
3) на основании рассмотренных конституций определим особенности конституций стран Латинской Америки.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Особенности конституций Латинской Америки 5
1.1 Принятие и основные положения конституций некоторых стран Латинской Америки 5
1.2 Конституция Мексики 5
1.3. Конституция Бразилии 12
1.4. Особенности латиноамериканских конституций 18
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовая кп зс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     В абсолютном большинстве латиноамериканских стран президент является главой правительства, возглавляя кабинет министров. Традиционно кабинет министров рассматривается самим президентом и трактуется латиноамериканскими исследователями как сугубо рабочий орган при президенте, своеобразный аппарат "помощников" президента.

     Президенту принадлежит руководящая роль в делах правительства: он осуществляет надзор за деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях, определяет повестку дня заседания кабинета и решает все основные вопросы деятельности правительства. По сути дела исполнительная власть в латиноамериканских странах полностью концентрируется в руках президента, члены кабинета министров фактически не обладают никакой самостоятельностью, а сам кабинет выполняет лишь функции консультативного органа при президенте.

     В странах Латинской Америки довольно своеобразные взаимоотношения президента с законодательными органами власти. Суть этих взаимоотношений всегда состояла в откровенном контроле исполнительной власти в лице президента и правительства за деятельностью национального конгресса. Прежде всего, президент в латиноамериканских странах активно воздействует на законодательный процесс путем направления в конгресс специальных посланий. Помимо направления конгрессу специальных посланий в функции президента может входить издание специальных законодательных декретов. Обширны полномочия президента по внесению законопроектов. Президенты латиноамериканских стран часто используют такую форму осуществления законодательной инициативы, как законопроекты "пор энкарго", т. е. законопроекты, вносимые отдельными депутатами, но по поручению президента. Кроме права законодательной инициативы президент имеет значительные полномочия по подписанию принятых законодательным органом власти актов.

     Полномочия  президентов в странах Латинской Америки в области внешней политики довольно обширны. Они осуществляют общее руководство внешней и внешнеэкономической политикой, ведут международные переговоры и заключают межгосударственные договоры, решают вопросы войны и мира, назначают послов в другие страны и принимают верительные грамоты, у аккредитованных при них послов, принимают решения об установлении дипломатических отношений, о вступлении в международные организации и т. д. Поскольку кабинет министров — это простой исполнитель воли президента, на практике решение всех ключевых вопросов внешней политики страны является прямой прерогативой только президента, что предопределяет его господствующее положение во всем внешнеполитическом механизме. В области международных отношений глава государства — президент — провозглашается высшим представителем страны и в этом качестве не нуждается в получении специальных полномочий. Следует отметить одну специфическую особенность некоторых латиноамериканских конституций, которые запрещают президенту покидать государственную территорию без специального, официально оформленного разрешения законодательного органа власти, когда выезд президента за границу без официальной санкции конгресса рассматривается как халатное оставление им своего высокого государственного поста.

     Роль  законодательных органов стран  Латинской Америки в системе  государственных органов традиционно относительно слабая по сравнению с той, что играли и пока еще продолжают играть в этой системе президент и правительство.

     Структура латиноамериканских законодательных органов в максимальной степени приспособлена к осуществлению посредством законодательства воли правящих групп. В регионе существует как однопалатная, так и двухпалатная организация законодательных органов. Однопалатные законодательные органы образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются Национальная или Законодательная ассамблея. Законодательные органы такой структуры существуют в основном в небольших слаборазвитых странах Латинской Америки. Часто на практике они выступают там в роли откровенного придатка сильной президентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай).

     В подавляющем большинстве латиноамериканских стран парламент имеет двухпалатную структуру и часто именуется Национальным конгрессом. В первую очередь бикамерализм присущ федеративным государствам (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Он был откровенно заимствован у Соединенных Штатов Америки, скопирован с американского Конгресса и функционирует во многом по его меркам.

     Общепризнанной  конституционной нормой является то, что голосование признается одновременно и правом и обязанностью гражданина, причем избирательное право является всеобщим, свободным, тайным и прямым для избрания законодательных органов.

     Порядок формирования законодательных органов  власти устанавливается текстами латиноамериканских конституций. В основе латиноамериканского  избирательного права лежат принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном, но обязательном голосовании.

     Палаты  представителей обычно избираются на четыре года и обновляются полностью  или наполовину. Палата представителей избирается по соответствующим избирательным округам в зависимости от численности населения.

     Латиноамериканские  законодательные органы (каждая из палат) имеют свою комиссию по работе палаты, в которую входит председатель палаты, его заместители, а также руководители парламентских фракций или блоков. Ее возглавляет председатель палаты.

     Большую роль в структурной организации палат играют постоянные комитеты. Эти комитеты образуются как в палате представителей, так и в сенате. Количество постоянных комитетов, их номенклатура, полномочия и порядок работы обычно регулируются регламентами палат.

     Конституциями или специальными законами предусматривается образование специальных комитетов по расследованию, компетенция, формы деятельности и состав которых могут значительно отличаться: от расследования отдельных вопросов, входящих в компетенцию законодательного органа власти, до расследования антигосударственной деятельности. Латиноамериканские законодательные органы образуют значительное количество временных и специальных комитетов. Иногда в законодательных органах Латинской Америки создаются специально вспомогательные комитеты, включающие не только одних депутатов.

     В законодательных органах ряда латиноамериканских стран образуется так называемая постоянная комиссия, которая действует  в период между сессиями законодательного органа. Она назначается соответствующими палатами из примерно равного числа депутатов и сенаторов на последнем заседании перед парламентскими каникулами. Для каждого члена постоянной комиссии назначают по одному заместителю. Постоянная комиссия в период между сессиями принимает на себя некоторые полномочия законодательного органа.

     Объем полномочий представительных органов  стран Латинской Америки, закрепленный конституциями и реально осуществляемый на практике, весьма различен в зависимости от формы политического режима, установленного в стране.

     Основные  наиболее характерные полномочия конгресса или ассамблеи в странах Латинской Америки можно представить следующим образом:

     •  принятие и изменение конституции и законов страны;

     • утверждение государственного бюджета  и распределение государственных  финансовых ассигнований;

     • образование ряда государственных  органов, избрание должностных лиц  и контроль за их деятельностью;

     •  судебные полномочия;

     •  полномочия в области осуществления внешней политики государства.

     Законодательная функция конгресса включает в  себя принятие кодексов и законов общего характера. В данном случае закрепляется исключительная компетенция той или другой палаты.

     Официальная доктрина утверждает, что конгресс как высший законодательный орган может теоретически законодательствовать по любым вопросам. Тем не менее в ряде государств конгрессу запрещено законодательствовать по вопросам, находящимся в исключительной компетенции правительственных органов, требовать от правительства информацию об инструкциях, данных дипломатическим представителям, и о переговорах секретного характера и т, п.

     Все латиноамериканские конгрессы, имеют  право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, причем для одобрения таких договоров требуется обычно квалифицированное большинство в 2/3 голосов всего состава законодательного органа власти.

     Помимо  законодательства по общим и специальным  вопросам важнейшими полномочиями латиноамериканских законодательных органов является утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований. По Конституции Чили 1980 г. законы, касающиеся налогов, бюджета государственных служб, а также призыва в армию, могут исходить только от Палаты депутатов, законы об амнистии и помиловании — только от Сената.

     Исключительным, правом разработки и внесения проекта  государственного бюджета пользуется правительство страны. Принятие государственного бюджета в его доходной и расходной частях — прерогатива законодательной отрасли власти, и президент в данном случае лишен права вето. Редкой конституционной особенностью является императивное назначение определенной расходной части бюджета.

     Неоднозначны  полномочия латиноамериканских законодательных  органов по формированию других высших государственных органов, выборам  некоторых должностных лиц и  осуществлению контроля исполнительной власти. В компетенцию законодательных органов стран Латинской Америки входит официальное избрание президента и вице-президента страны при определенных условиях.

     В ряде стран конгрессу предоставлено  право избирать состав верховного суда страны, причем в большинстве случаев кандидатуры на пост судей Верховного суда отбираются и представляются на рассмотрение конгресса правительством.

     Законодательному  органу власти предоставлено право  принимать отставку у действующего президента и назначать лицо для  временного исполнения обязанностей, а также назначать внеочередные президентские выборы. Причем законодательный орган может отказаться принять отставку президента, если сочтет мотивы его отставки неубедительными или не соответствующими общему политическому положению в стране.

     Функции законодательных органов по контролю за деятельностью правительства осуществляются в нескольких направлениях. К ним можно отнести участие конгресса в назначении некоторых должностных лиц, ратификации договоров, подписанных правительством, в проведении различных расследований деятельности высших правительственных чиновников.

     Законодательные органы стран Латинской Америки  обладают правом выдвигать против членов правительства и других высших должностных лиц государства так называемые официальные обвинения, которые должны быть поддержаны специальным большинством палат и могут привести к отставке данного должностного лица. Осуществление этой прерогативы законодательным органом власти — явление довольно редкое.

     Палаты  законодательного органа власти имеют полномочия привлекать к так называемой политической ответственности высших должностных лиц государства при совершении ими различных правонарушений и должностных преступлений. К такой ответственности могут быть привлечены президент республики, члены правительства, сенаторы и депутаты, члены верховного суда и других высших судов, главы административных департаментов, генеральный прокурор, послы и другие высшие государственные служащие.

     В странах с двухпалатной организацией парламента ратификация международных договоров является прерогативой верхней палаты — сената (по аналогии с американской системой). Латиноамериканские конгрессы имеют право объявления войны, и заключения мира. Обычно это право они могут осуществлять квалифицированным большинством голосов.

     Законодательные органы власти имеют право осуществлять свои собственные внешние связи с парламентами зарубежных стран. Чаще всего эти контакты происходят путем обмена делегациями парламентариев, визитов отдельных депутатов в зарубежные страны. Такие визиты, как правило, способствуют усилению взаимопонимания между странами, установлению деловых взаимоотношений между парламентариями различных стран.

     Парламентская процедура в латиноамериканских странах в основном заимствована из американской и частично французской практики. Конституции обычно закрепляют перечень вопросов, которые могут рассматриваться и решаться только на совместных сессиях. Это такие вопросы, как принятие поправок к конституции, принятие отставки президента, вице-президента, назначение лица, временно исполняющего обязанности президента, предоставление чрезвычайных полномочий президенту, выборы судей верховного суда и ряд других.

     Законодательные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного периода времени, зафиксированного в конституциях; их досрочный роспуск не предусмотрен.

     Общей же нормой является то, что законодательный  орган выполняет свои функции  в течение такого периода времени, на который он был избран.

Информация о работе Особенности конституций Латинской Америки