Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:49, доклад
Учитывая последние поправки в законодательство РК, связанные с усилением уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, проблема соотношения права на неприкосновенность частной жизни и права на свободу выражения снова выходит на передний план и продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем для Казахстана. Обсуждение данных поправок выявило отсутствие единого понимания среди депутатов, государственных служащих, представителей гражданского общества таких понятий, как «частная жизнь», «личная и семейная тайна», «неприкосновенность частной жизни», а также выявило разногласия в подходах регулирования частной жизни публичных лиц.
2) наибольшая свобода
и защита от вмешательства
в эту свободу допускается
при публикации прессой мнений,
оценочных суждений и
3) допускается большая
степень вмешательства прессы
при публикации информации, касающихся
тех или иных сторон частной
жизни лиц, занимающих видное
место в общественной жизни
страны (политических и общественных
лидеров, чиновников разной
4) необходимо проводить
четкое разграничение между
Глава 4: Право на собственное изображение.
В Казахстане право
на собственное изображение
Глава 6: Соответствует ли содержание норм о защите права на неприкосновенность частной жизни и их применение трехчастному тесту, предусмотренному в ст. 19 МПГПП
Любые ограничения должны отвечать требованиям трехчастного теста, который заложен в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он предполагает, что, «во-первых, вмешательство государства должно быть установлено законом; во-вторых, налагаемое согласно закону ограничение должно достигать или преследовать цель, признанную законной согласно международному праву, и, в-третьих, ограничению надлежит быть необходимым для защиты или преследования этой законной цели».
С первыми двумя критериями обычно не возникает проблем, все ограничения предусмотрены на уровне законов и преследуют законные цели. А вот с третьим критерием, на мой взгляд, уже возникают проблемы.
Так, нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение права на частную жизнь в Казахстане, не проходят проверку трехчастным тестом.
Ярким примером тому является Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни» от 7 декабря 2009 г.
Так, в уголовном кодексе была уже предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 142 УК РК. Нарушение неприкосновенности частной жизни). Максимальное наказание за это правонарушение было предусмотрено до 6 месяцев ареста. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам защиты прав граждан и неприкосновенности частной жизни» усилил эту ответственность. Были увеличены размеры штрафов, а за деяние, допущенное с использованием служебного положения, либо в публичном порядке, либо через СМИ, была введена новая мера ответственности - лишение свободы сроком до пяти лет с конфискацией имущества. Такое наказание, на мой взгляд, не может быть приравнено по степени общественной опасности к таким преступлениям, которые посягают на неотъемлемое право человека – жизнь. То есть нарушение неприкосновенности частной жизни, исходя из вида наказания, отнесено законодателем к преступлению средней тяжести и поставлено в один ряд с такими преступлениями как, например, убийство матерью своего ребенка (ст.97 УК РК) – до 4-х лет лишения свободы, заражение другого лица ВИЧ/СПИД лицом, знавшим о наличии у него этой болезни (ч.2 ст. 116) – до 5 лет лишения свободы.
Между тем, статистика, приведенная в Парламенте вице-министром юстиции Бекетаевым по применению данной статьи, очень скромная и также не оправдывает усиление ответственности за данное деяние. Она выглядит следующим образом: «по 142 статье Уголовного кодекса в 2006 году преступлений не было, в 2007 году одно преступление, в 2008-м – 4».
Я считаю, что усиление ответственности в целях защиты права на неприкосновенность частной жизни должно идти с одновременным укреплением норм, гарантирующих право общества на получение общественно-значимой информации. Необходимо, чтобы, права одной личности защищались без ущерба прав других членов общества.
Подводя
итоги вышесказанному,
и на мой взгляд:
Во-первых, нужно определиться в казахстанском законодательстве с понятиями личной и частной жизни, привести к единому знаменателю определения частной жизни, которые даны в разных нормативных актах. Предусмотреть внятные критерии, разграничивающие сферу частной жизни от общественной, служебной, депутатской деятельности.
Во-вторых, необходимо установить в законодательстве «принцип приоритета общественного интереса (необходимости)», который защитит добросовестных граждан и журналистов от ответственности за распространение информации о частной жизни, если в ее раскрытии имеется общественный интерес (например, для раскрытия коррупционных преступлений).
В-третьих, на мой взгляд, необходимо исключить уголовное преследование журналистов действующих добросовестно и в интересах общества.
Информация о работе Основы права и теория конституционного права