Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа
Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов.
В 1988 г. по инициативе индустриальных государств была принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, вызвавшая противоречивую реакцию в мире и в силу не вступившая. С учетом необходимости особого внимания к охране окружающей среды этого региона в 1991 г. в Мадриде на XI сессии специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике был подписан Протокол об охране окружающей среды в Антарктике, который запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктике в течение 50 лет. Цель этого документа – обеспечить экологическую безопасность Антарктики и превратить ее в природный заповедник.
В настоящее время у России в Антарктиде имеется пять станций в рабочем состоянии: «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен» и три станции находятся в законсервированном состоянии: «Молодежная», «Русская» и «Ленинградская». Антарктиде с 1996 г. в соответствии с положениями Договора 1959 г. также работает и украинская научная станция «Академик Вернадский».
В целом Договор об Антарктике доказал свою жизнеспособность и эффективность. Вместе с тем ряд его положений были развиты в решениях Консультативных совещаний и в конвенциях по сохранению ресурсов Антарктики. Таким образом, уже сложилась и функционирует система Договора об Антарктике.
В связи с тем, что Антарктика является одной из важнейших составных частей климатической системы нашей планеты, а процессы, происходящие в атмосфере, ледниковом покрове и океане вокруг Антарктиды, являются определяющими в формировании глобального климата, включая климат умеренных широт Северного полушария, международному сообществу необходимо постоянно работать над совершенствованием системы Договора об Антарктике и повышением эффективности правового регулирования международных отношений в этом важном регионе земного шара.
Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя. Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права.20 Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.
Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых МП интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное, с точки зрения МП, поведение), они не являются санкциями. Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны - нарушителя; повышение налоговых платежей и др. В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.
Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное МП запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.
Выработаны следующие
формы репрессалий: эмбарго (запрет
продавать имущество и
Непризнание имеет несколько
основных форм: отказ государства
признавать юридическую силу договоров
и соглашений, заключенных в результате
неправомерного применения силы или
противоречащих общепризнанным принципам
МП; отказ признавать фактические
ситуации, создавшиеся в результате
неправомерных действий (например,
непризнание территориальных
Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в МП схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В МП признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии. Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.).
Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по МП и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом, ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности. Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст. 51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.21 При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.
Санкциями, осуществляемыми
с помощью международных
Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.). В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций.22
Меры, осуществляемые по Уставу
ООН, могут применяться в двух
формах: отдельными государствами от
имени и по специальным полномочиям
ООН; специально создаваемыми вооруженными
силами ООН. Определение порядка
применения вооруженных мер относится
к компетенции Совета Безопасности
ООН. Коллективные меры применяются
при необходимости
Нормативно-правовые акты:
Научная литература:
1 Декларация тысячелетия Организации
Объединенных Наций – [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://www.un.org/ru/
2 Декларация о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом Организации
Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/
3 Конституция РФ – М.: ГроссМедиа, 2009 – С.7-8
4 Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов – М.: Статут, 2010 – С.211-212
5 Шумилов В.М. Международное право - М.: ЮнитиДана, 2008 – С.301
6 Декларация о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом Организации
Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/
7 Заключительный акт Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitutions.ru/
8 Декларация о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами
в соответствии с Уставом Организации
Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/
9 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004 – С.266
10 Устав ООН – [Электронный ресурс]:
Режим доступа: http://www.un.org/ru/
11 Федеральный закон от 15 июля
1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах
РФ" (с изменениями и дополнениями) –
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitution.garant.ru/
12 Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов – М.: Статут, 2010 – С.218
13 Лукашук И.И. Международное право. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005 — С.198