Основные принципы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов.

Работа содержит 1 файл

титул.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

В 1988 г. по инициативе индустриальных государств была принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, вызвавшая противоречивую реакцию в мире и в силу не вступившая. С учетом необходимости особого внимания к охране окружающей среды этого региона в 1991 г. в Мадриде на XI сессии специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике был подписан Протокол об охране окружающей среды в Антарктике, который запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктике в течение 50 лет. Цель этого документа – обеспечить экологическую безопасность Антарктики и превратить ее в природный заповедник.

В настоящее время у  России в Антарктиде имеется пять станций в рабочем состоянии: «Мирный», «Восток», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен» и три станции находятся в законсервированном состоянии: «Молодежная», «Русская» и «Ленинградская». Антарктиде с 1996 г. в соответствии с положениями Договора 1959 г. также работает и украинская научная станция «Академик Вернадский».

В целом Договор об Антарктике доказал свою жизнеспособность и эффективность. Вместе с тем ряд его положений были развиты в решениях Консультативных совещаний и в конвенциях по сохранению ресурсов Антарктики. Таким образом, уже сложилась и функционирует система Договора об Антарктике.

В связи с тем, что Антарктика является одной из важнейших составных частей климатической системы нашей планеты, а процессы, происходящие в атмосфере, ледниковом покрове и океане вокруг Антарктиды, являются определяющими в формировании глобального климата, включая климат умеренных широт Северного полушария, международному сообществу необходимо постоянно работать над совершенствованием системы Договора об Антарктике и повышением эффективности правового регулирования международных отношений в этом важном регионе земного шара.

 

4. Понятие и виды санкций в международном праве

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя. Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель - защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права.20 Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных  организаций.

Санкциями, осуществляемыми  в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение  охраняемых МП интересов другого  государства и применяемые в  ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный  акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное, с точки зрения МП, поведение), они не являются санкциями. Международная  практика выработала следующие формы  реторсий: установление ограничений  на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы  квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям  из страны - нарушителя; повышение налоговых  платежей и др. В качестве реторсий следует также рассматривать  такие меры, как национализация собственности  государства-нарушителя, его предприятий  и граждан.

Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное МП запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие  формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного  государства); замораживание вкладов  страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя. К политической форме  репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров  с этим государством; непризнание (отказ  государства признавать ситуации или  действия, порожденные неправомерными, с точки зрения МП, актами правонарушителя).

Непризнание имеет несколько  основных форм: отказ государства  признавать юридическую силу договоров  и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или  противоречащих общепризнанным принципам  МП; отказ признавать фактические  ситуации, создавшиеся в результате неправомерных действий (например, непризнание территориальных изменений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать противоправный режим  в данном государстве и др. Самостоятельный  вид санкций образуют разрыв или  приостановление дипломатических  и консульских отношений. Эти  меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим  государством дипломатических и/или  консульских связей. При этом, разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских  отношений.

Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных  мер в соответствии с Уставом  ООН в ответ на вооруженное  нападение. С юридической точки  зрения, институт самообороны в МП схож с институтом необходимой обороны  в национальном законодательстве. В  МП признано существование двух видов  самообороны: необходимая оборона  и самооборона от агрессии. Необходимая  оборона представляет собой отражение  актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.).

Самооборона от агрессии - это  отражение акта агрессии посредством  вооруженной силы, применяемое в  соответствии с обязательствами  государств по МП и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом, ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности. Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст. 51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.21 При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

Санкциями, осуществляемыми  с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности. Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (не избрание в органы организации, не приглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации; временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации. Например, согласно ст. 62 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., Ассамблея ИКАО может приостанавливать право голоса в Ассамблее и в Совете любого государства, которое не выполняет в пределах разумного срока своих финансовых обязательств перед Организацией. Статья 93 "бис" той же Конвенции предусматривает, что государство, исключенное из членов ООН, автоматически перестает быть членом Международной организации гражданской авиации.

Исключение правонарушителя  из международного общения может  выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок  международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских  отношений и т.д.). В случае особо  опасных посягательств на международный  мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций.22

Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям  ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка  применения вооруженных мер относится  к компетенции Совета Безопасности ООН. Коллективные меры применяются  при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в  целях предотвращения усугубления  международного вооруженного конфликта. Санкции вооруженного характера  должны применяться, если исчерпаны  остальные меры воздействия.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Декларация тысячелетия ООН – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/deklmegd.htm
  3. Договор об Антарктике – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.raexp.ru/law-international-p1.html
  4. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/5904
  5. Итоговый акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.law7.ru/base43/part4/d43ru4603.htm
  6. Конституция РФ – М.: ГроссМедиа, 2009 – 32 с.
  7. Устав ООН – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/
  8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" (с изменениями и дополнениями) – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/base/10103790/

Научная литература:

  1. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник для вузов - М.: Юристъ, 2004 – 466 с.
  2. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов – М.: Статут, 2010 – 624 с.
  3. Лукашук И.И. Международное право. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005 — 432 с.
  4. Шумилов В.М. Международное право - М.: ЮнитиДана, 2008 – 493 с.

1 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

2 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/deklmegd.htm

3 Конституция РФ – М.: ГроссМедиа, 2009 – С.7-8

4 Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов – М.: Статут, 2010 – С.211-212

5 Шумилов В.М. Международное право - М.: ЮнитиДана, 2008 – С.301

6 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/deklmegd.htm

7 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitutions.ru/archives/5904

8 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/deklmegd.htm

9 Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2004 – С.266

10 Устав ООН – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/

11 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" (с изменениями и дополнениями) – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/base/10103790/

12 Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов – М.: Статут, 2010 – С.218

13 Лукашук И.И. Международное право. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005 — С.198

Информация о работе Основные принципы международного права