Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:36, контрольная работа
Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов.
Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Социально политическая база принципа упрочивалась по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества.
Значение принципа для достижения целей международного сообщества нашло отражение в Уставе ООН. В качестве одной из главных задач указано: создать условия, при которых может соблюдаться «уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права»10.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом добросовестности. Этот принцип регулирует процессы создания и осуществления норм. В решениях Международного Суда по делам о ядерных испытаниях говорится: «Одним из основных принципов, регулирующих создание и осуществление юридических обязательств, каков бы ни был их источник, является принцип добросовестности». При применении норм он обязывает добросовестно выяснять интересы государств и международного сообщества, затрагиваемые применением нормы, добросовестно определять фактические обстоятельства, добросовестно выбирать подлежащие применению нормы, обеспечить реальное соответствие реализации нормы ее духу и букве, не допускать злоупотребления правом.
Принцип добросовестного выполнения обязательств закреплен российским законодательством. В Федеральном законе «О международных договорах РФ» 1995 г. говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств».11
Принцип мирного сосуществования не указан в качестве самостоятельного принципа в Декларации 1970 г., несмотря на то что она разрабатывалась по инициативе социалистических государств, предложивших кодифицировать принципы мирного сосуществования. Западные державы воспротивились употреблению выражения «мирное сосуществование» на том основании, что это якобы русский термин, основанный на марксистской идеологии.
Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества. Мир и сотрудничество неразделимы. Мир — необходимое условие сотрудничества, а без сотрудничества государств мир не может быть обеспечен. Для обеспечения мира и сотрудничества существенное значение имеют аспекты мирного сосуществования, отраженные в принципах суверенного равенства, самоопределения, невмешательства, уважения прав человека.
Главное содержание принципа мирного сосуществования, как он воплощен в Уставе ООН, сводится к следующему:
• поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира;
• обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах;
• улаживать споры и ситуации, которые могут привести к нарушению мира, мирными средствами;
• проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи;
• развивать дружественные отношения;
• осуществлять международное
сотрудничество в разрешении международных
проблем экономического, социального,
культурного и гуманитарного
характера и в поощрении
• создать условия, при
которых будут соблюдаться
Международное право не содержит исчерпывающего перечня источников права, субъекты МП самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будет воплощены, в каком источнике МП зафиксированы. Помимо традиционных договора и обычая в настоящее время в международных отношениях активно используется такой источник МП, как заключительные акты международных конференций и совещаний. Далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками МП.
Иногда в международный
документ включается окончательный
вариант текста договора, разработанного
на этой конференции. В этом случае
источником МП будет считаться не
сам акт конференции, а включенный
в него договор, после того как
государствами будет дано согласие
на его юридическую
Первым источником МП такого рода можно считать Заключительную декларацию Женевского совещания по вопросу восстановления мира в Индокитае 1954 г. В Декларации содержались не только политические, но и юридические обязательства государств. Так, предусматривалось проведение во Вьетнаме всеобщих выборов в июле 1956 г. под контролем международной комиссии. Жителям Вьетнама предоставлялось право свободно выбрать зону, в которой он хочет жить. Французское Правительство взяло на себя обязательство соблюдать независимость, суверенитет, и территориальную целостность Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. Обязательства участников, содержащиеся в Декларации, подтверждались и односторонними заявлениями государств.
Важное место в числе источников МП занимают документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская Хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1993 г. и др.
К источникам МП можно относить и Итоговый акт переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе 1992 г. (принят европейскими государствами, США и Канадой в дополнение к их обязательствам по Договору об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.) Государства - участники Акта ограничивают личный состав вооруженных сил, размещенный на суше в пределах района применения Акта в определенных категориях обычных вооруженных сил. Государства обязались периодически проводить рассмотрение действия Акта. В разделе VIII Акта говорится: «Меры, принятые в настоящем Акте, являются политически обязательными. Соответственно, настоящий Акт не подлежит регистрации согласно статье 102 Устава Организации Объединенных Наций. Настоящий Акт вступит в силу одновременно со вступлением в силу Договора об ОВСЕ».14
Юридическая природа такого рода актов такова: во-первых, все эти документы содержат правила поведения субъектов МП, имеющие общий характер. Так, Хельсинкский Заключительный акт развил положения основных принципов МП, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский Итоговый акт расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ и т.д.
Во-вторых, указанные акты, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Согласно положениям этих документов государства обязались "соблюдать", "обеспечивать исполнение" актов СБСЕ, "приводить свое законодательство в соответствие с положениями документов СБСЕ", "отменять законодательные акты и административные правила". "Государства - участники будут рассматривать выполнение настоящего Акта в соответствии с процедурами, изложенными в настоящем разделе, используя соответствующие органы и каналы в рамках процесса СБСЕ" (Итоговый акт переговоров ОВСЕ).
В-третьих, в документах вместе
с правилами поведения
Таким образом, поскольку акты конференций и совещаний содержат международно-правовые нормы, а не только политические и (или) моральные обязательства государств, их следует считать источниками международного права.
Антарктика – значительный по площади регион земного шара, в который входят континент Антарктида, острова вокруг него и южные части Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Приоритет в открытии и исследовании Антарктиды принадлежит русским мореплавателям М.П. Лазареву и Ф.Ф. Беллинсгаузену, возглавившим первую антарктическую экспедицию 1819–1821 гг.
Начало ХХ в. ознаменовалось повышенным интересом ряда государств (Австралии, Аргентины, Великобритании, Новой Зеландии, Норвегии, Франции и Чили) к Антарктиде, которые выдвинули территориальные претензии на шестой континент. Советский Союз всегда выступал против территориальных притязаний на Антарктиду и резервировал за собой право иметь свою собственную позицию в этом вопросе с учетом факта открытия континента русскими моряками. США также отвергали территориальные претензии на шестой континент.
После Второй мировой войны в Антарктике была проведена широкая программа научных исследований в рамках Международного геофизического года (1957–1958 гг.), в которой приняли участие ученые из 12 государств.16 Плодотворное международное сотрудничество и высокие научные результаты исследований способствовали тому, что правительство США выступило с инициативой созыва международной конференции с целью заключения договора по Антарктике. Такая конференция была проведена в Вашингтоне с 15 октября по 1 декабря 1959 г., и ее работа увенчалась подписанием 1 декабря 1959 г. бессрочного Договора об Антарктике, вступившего в силу в 1961 г. Россия участвует в Договоре об Антарктике. На 1 января 2009 г. в Договоре об Антарктике 1959 г. участвовало 46 государств.17
Договор является важным правовым актом по обеспечению мира, безопасности и разностороннего сотрудничества в огромном по площади и значению регионе Земли. В ст. I Договора установлено: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия».18
Таким образом был установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации Антарктики, включающий превращение ее в безъядерную зону. Однако Договор об Антарктике не запрещает использование военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей. Включение этого положения объясняется особой суровостью климата Антарктики, поэтому военный персонал, по мнению ряда государств, с вверенным ему оборудованием сможет обеспечить проведение научных исследований в мирных целях в столь неблагоприятных климатических условиях.
Договор закрепил принцип свободы научных исследований, а проблема территориальных претензий была решена оригинальным образом. Они как бы «замораживались», т.е. подписание договора не означало отказа от них, но никакие действия или деятельность в Антарктике не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет и порождать какие-либо суверенные права в период действия договора.
Для контроля за соблюдением положений договора в нем предусмотрена возможность проведения инспекций. Любое государство-участник может назначить наблюдателей, обладающих свободой доступа в любое время в любой район, на любую станцию и установку, включая морские и воздушные суда.
В ст. VIII Договора об Антарктике зафиксировано, что без ущерба для соответствующей позиции каждой договаривающейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся в Антарктике под юрисдикцией той договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций. Делегации Бельгии, СССР и США на конференции сделали официальное заявление, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждого из перечисленных государств соглашается на распространение юрисдикции иностранного государства над его гражданами.
В Договоре предусмотрен специальный механизм его реализации – Консультативные совещания государств-участников. В работе совещаний могут принимать участие 12 государств, подписавших его, и те из присоединившихся государств, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность в Антарктике. В настоящее время в Консультативных совещаниях принимают участие 27 государств, в том числе и Россия. В рамках Консультативных совещаний были разработаны Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.19
Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в консультативных совещаниях.
Договор об Антарктике бессрочный могут вноситься изменения и поправки с согласия всех Консультативных сторон договора.