Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:34, реферат
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и, существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.
Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
В случае нарушения принципа, например, при заключении неравноправных договоров, дискриминации при реализации внешней функции, возможно применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению, например, мирных репрессалий.
Принцип невмешательства во внутренние дела государств тесно связан с наличием у них качества суверенитета и основывается на одном из его элементов - независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме, подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил круг субъектов вмешательства только органами ООН.
В соответствии с этим принципом государство имеет право самостоятельно устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно, вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц на своей территории.
Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства, такие, как, например, установление формы правления, проведение плебисцитов и референдумов, принятие законов, проведение выборов, расходование займов и пр. Государства обязаны воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ. Это может быть финансовое давление, обещание дать привилегии при условии кредитов, кредитование, но под условием покупки продукции государства-кредитора, уступки территории. Вмешательством во внутренние дела государства считается также вещание на его территорию без его на это согласия.
Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа, давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы ООН и региональных организаций.
Принцип сотрудничества государств, как и принципы мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество - единственный способ реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической, политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов самых суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41).
Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера". Сам принцип пронизывает все положения Устава ООН, универсальных и других правомерных договоров.
В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если этого требуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных договорами, они могут иметь право на льготные режимы сотрудничества.
Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и международного мира.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является функциональным принципом международного права, одним из базовых принципов системы всего международного права, обеспечивая стабильность международного правопорядка. Его основа - древнейшая обычно-правовая норма, имевшая отношение скорее к писаным, фиксированным нормам. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на который ссылаются как на источник принципа, содержит только часть его содержания - предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств-нечленов - только обязательства, вытекающие из принципов Устава ООН.
Наиболее
полное выражение данный принцип
получил в Венской конвенции
о праве международных
Таким образом, объектом защиты принципа добросовестного соблюдения международных обязательств являются отношения государств, других субъектов международного права в связи с созданием, действием, прекращением действия международных договоров и обычаев.
Обязанности государств, обусловленные принципом, заключаются во взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву по отношению к национальным нормам, а также в приведении национального законодательства в соответствие со взятыми на себя международными обязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе создания и применения договоров и обычаев, только мирными средствами.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств защищается такими международными механизмами, как институционные и третейские суды, взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е. обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразное применение договоров и обычаев.
Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом. Нация, народ является первоосновой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, сама же ООН в своем названии содержит ссылку на нации.
Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г. Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах 1970 г.
На первом этапе развития принципа упор делался на регламентацию статуса колонизуемого и колонизатора, определялись их взаимные права и обязанности, наиболее существенным, ключевым было право колонизуемого применить против колонизатора военную силу, что запрещалось международным правом, если речь шла о межгосударственных отношениях. При этом, однако, требовалось, чтобы народ или нация имели орган, возглавляющий такую борьбу, поддержку со стороны большей части населения, способный эффективно контролировать значительную часть национальной территории. При достижении собственной государственности народ и нация должны были подчиниться всем без исключения принципам международного права.
Активная
деколонизация привела к
Права
народа и нации состоят в
Существенным моментом в рассмотрении правового содержания принципа является то, что факт колонизации устанавливался во взаимоотношении метрополии с колонией. Значительно труднее определить факт колонизации в случае проживания народов, наций в составе одной государственной территории, в течение достаточно длительного исторического периода.
Нарушения
принципа устанавливаются в соответствии
с международно-правовыми
Принцип уважения прав и основных свобод человека. В виде универсальной императивной юридической нормы он был закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН в 1945 г. Далее следовали его конкретизация и уточнение содержания в морально-политических резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, из которых важнейшей, этапной, была Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее содержание сегодня интересно тем, что она показывает, каковы были в тот период представления о комплексе прав, принадлежащих человеку. Одновременно с 1946 по 1966 г. шла работа в Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН над проектом обязательного документа - международного договора, защищающего права и основные свободы человека.
Созданные в результате два документа - Пакты о правах человека 1966 г. - вступили в силу в 1973 г. Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах представляют собой, несмотря на их обширность и проработанность, только минимум прав, которые должны быть предоставлены государствами проживающему на их территории индивиду и закреплены в национальном законодательстве. К ним относятся такие, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Для защиты своих прав индивид обращается к помощи национальных судов, действующих в соответствии с конституциями государств, положения которых в части, касающейся прав человека, должны соответствовать международно-правовым стандартам - источникам принципа уважения прав и основных свобод человека.
Поскольку принцип обращен к государствам - субъектам международного права, речь должна идти именно об их правах и обязанностях. Они имеют право, являясь, как было указано ранее, членами сообщества, требовать, чтобы все государства соблюдали свои международные обязательства и не нарушали права человека на своей территории; имеют право обратиться с иском о нарушении прав человека в органы ООН - Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Международный суд, региональные органы, органы, созданные конкретными договорами для наблюдения за их выполнением.
Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающий право человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы, расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации, рабства и угнетения большинства меньшинством.
Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и дополнительно отдельные категории физических лиц. В качестве санкций могут применены самые жесткие меры, вплоть до ограничения суверенитета государства.
2. Основной принцип мирного разрешения международных споров: его становление, источники, круг субъектов, права и обязанности государств, способы мирного разрешения споров, действия, не соответствующие требованиям принципа
Согласно международному праву каждое государство и другие субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных споров является императивным принципом международного права. Он закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и во многих других универсальных, региональных и двусторонних договорах.
Проблема использования мирных средств разрешения международных споров обсуждалась еще на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг.. Конференция 1907 г. одобрила Конвенцию о мирном решении международных столкновений. Статья 1 этой Конвенции гласит: «с целью предупредить по возможности обращение к силе в отношениях между государствами договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. Конвенция закрепляет ряд эффективных средств мирного разрешения споров, в том числе добрые услуги и посредничество, международные следственные комиссии, международные третейские суды и т.д.
Однако Гаагские конференции мира не ставили вопроса о запрещении войны как средства разрешения споров. Только парижский Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. осудил обращение к войне для урегулирования международных споров. Государства - участники Договора признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должны «всегда изыскиваться только в мирных средствах».