Основные принципы международного права и проблемы их реализации в современных международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут детально рассмотрены принципы международного права,

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Принципы международного права………………………………………………………5
1.1 Принцип суверенного равенства государства………………………………………5
1.2 Принцип неприменения силы или угрозы силой…………………………………...6
1.3 Принцип невмешательства………………………………………………………….11
1.4 Принцип мирного разрешения споров……………………………………………..15
1.5 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств…………16
1.6 Принцип сотрудничества государств……………………………………………….18
1.7 Принцип равноправия и самоопределения народов……………………………….20
2. Актуальные проблемы реализации принципов международного права в современных международных отношениях……………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………………26

Библиография…………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат международное право.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Это, однако, не значит, что возникает некое право на вмешатель­ство, как считают некоторые представители зарубежной науки международного права, в частности право на «гуманитарную интер­венцию». Международный Суд ООН в своем решении от 9 апреля 1949 г. высказался в том смысле, что «якобы существующее право вмешательства Суд может рассматривать только как проявление политики силы, такое, которое в прошлом вело к наиболее серьез­ным злоупотреблениям и которое не может, каковы бы ни были де­фекты организации международного общения, найти место в между­народном праве».

Интервенция не может быть легализована существованием дого­вора, допускающего ее в случае гражданской войны или с формаль­ного согласия правительства, против которого началась революция, в силу императивности принципа невмешательства. Именно так ста­вил вопрос еще Ф. Козентини в своем Международном кодексе вой­ны и мира. Комиссия международного права ООН отнесла наиболее серьезные акты интервенции, такие как разжигание гражданской войны в другом государстве, к числу преступлений против мира и безопасности человечества. В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией меж­дународного права, вмешательство во внутренние или внешние дела государства как такового указывается в числе такого рода преступле­ний. Любое лицо, которое как руководитель или организатор совер­шает или отдает приказ о совершении акта вмешательства, в случае признания его виновным подлежит уголовному наказанию. Однако Статут Международного уголовного суда, принятый в 1998 году, не содержит состава преступлений вмешательства в перечне преступле­ний, подпадающих под юрисдикцию Суда, ограничиваясь оговоркой в Преамбуле, в силу которой ничто в Статуте «не должно воспри­ниматься как дающее какому-либо государству право вмешиваться в вооруженный конфликт, входящий в сферу внутренних дел любого государства».

 

1.4   Принцип мирного разрешения споров.

         Согласно этому принципу, каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

         «…Государства должны в соответствии с этими стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам или соглашения или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны  приходить к согласию в отношении таких мирных  средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора...»[1].

         Стороны в споре обязаны в случае, если не достигнут разрешения спора  путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать  стремиться  к урегулированию спора  с помощью других согласованных между ними мирных средств. 

         Принцип мирного разрешения споров, будучи призван обеспечить мирное сосуществование государств, относится к числу норм, лежащих в основе международного общества. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.

       В соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость".

        Из приведенной формулировки видно, что принцип обязывает каждое государство решать любые международные споры мирными средствами. Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования и не могут исключить из-под действия принципа, какие бы то ни было споры. Речь, разумеется, идет только о международных, точнее межгосударственных спорах. Принцип не распространяется на споры, касающихся дел, входящих, по существу во внутреннюю компетенцию любого государства (принцип невмешательства).

     «…Мирные средства разрешения споров  по существу можно подразделить на  две категории: категорию средств, результатом которых являются рекомендации сторонам в споре, юридически для них необязательные, и категорию средств, результатом которых  являются решения, юридически обязательные для сторон в споре. К первой категории мирных средств разрешения международных споров относятся следующие.

        Добрые услуги – содействие не участвующей в споре третьей стороны (государства, отдельного лица) ведению переговоров между сторонами в споре, не имеющими между собой официальных контактов. Своего рода передаточная инстанция предложений одной стороны в споре другой.

         Переговоры сторон в споре – основное средство разрешения споров, поскольку к другим средствам стороны могут прибегать только по взаимному согласию, если заранее не заключили между собой соглашение о порядке разрешения своих споров.

         Посредничество – участие третьей стороны в разрешении спора, наделенное правом предлагать сторонам в споре те или иные условия  его разрешения.

        Следственные комиссии – согласованные сторонами в споре относительно их состава органы, в задачу  которых  входит установление  фактов или событий, касающихся  существа  данного международного спора.

         Примирительные комиссии – согласованные  сторонами в споре относительно  их состава органы, в задачу которых  входит рекомендовать сторонам в споре условия его разрешения…»[1].

         Вторую категорию мирных средств разрешения  споров составляют международные суды и арбитражи, решения которых являются юридически обязательными.

 

1.5   Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Одним из основных принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), появле­ние и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.

Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю. Заключение первых международных до­говоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нару­шение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости межгосударственных отношений. Уже в древние времена государства осознавали необходимость со­блюдения договорных обязательств в целях упорядочения и предска­зуемости межгосударственных отношений.

Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления обще­го международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

На Лондонской конференции 1871 года по пересмотру положе­ний договоров, заключенных в 1856 году в Париже относительно режима Черноморских проливов, было установлено, что государства – участники конференции признают «за существенное начало между­народного права, что ни одна держава не может освободить себя от обязательств договора, не изменив его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного соглашения». Иными словами, было признано, что уважение договоров является одним из принципов международно­го права.

В XX столетии этот принцип приобрел новое юридическое каче­ство – он распространил свое действие и на иные нормы между­народного права. Так, в Преамбуле Устава ООН говорится о том, что государства — члены ООН преисполнены решимости создать «усло­вия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников меж­дународного права».

Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о прин­ципах международного права 1970 года. В Декларации подчеркива­ется, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности. Государства – участники ОБСЕ подтвердили эти положения в Заключительном акте 1975 года.

В силу данного принципа субъекты международного права долж­ны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Это означает, что выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от испол­нения своих обязательств. Как следует из Заключительного акта 1975 года, государствам следует сообразовывать свое законодатель­ство и административные правила со своими международно-право­выми обязательствами.

Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается также в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей зна­чимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер (jus cogens).

Следует отметить, что принцип pacta sunt servanda продолжает действовать в качестве самостоятельного принципа. Венская конвен­ция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвен­ция о праве договоров между государствами и международными орга­низациями или между международными организациями 1986 года закрепляют его в качестве отраслевого принципа права международ­ных договоров. Учитывая, что договоры являются источником всех отраслей международного права, принцип pacta sunt servanda про­должает действовать и в качестве общего принципа современного международного права.

 

1.6   Принцип сотрудничества государств.

Принцип сотрудничества государств был заложен в основу дея­тельности Организации Объединенных Наций и закреплен в ее Ус­таве в качестве одного из основных принципов современного меж­дународного права. Так, в п. 3 ст. 1 Устава провозглашается, что одной из целей ООН является «международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Генеральная Ассамблея ООН уполномочена «рассматривать об­щие принципы сотрудничества в деле поддержания международно­го мира и безопасности» и делать соответствующие рекомендации (ст. 11 Устава), а согласно ст. 13 она организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудни­честву в политической, экономической, социальной, культурной сферах, в области образования, здравоохранения, содействия осуще­ствлению прав человека и основных свобод для всех, а также для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Глава IX Устава («Международное экономическое и социальное сотрудничество») специально посвящена организации и развитию межгосударственного сотрудничества в указанных областях.

Важнейшая обязанность государств – сотрудничать между собой и с ООН – установлена по Уставу ООН прежде всего в целях под­держания международного мира и безопасности как главной предпо­сылки достижения всех других целей ООН.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддер­жания международного мира и безопасности и содействия междуна­родной экономической стабильности и прогрессу, общему благо­состоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».

При этом четко определяются правовые рамки межгосударствен­ного сотрудничества. Прежде всего, обязанность сотрудничества во всех сферах международного общения существует независимо от различия полити­ческих, экономических и социальных систем государств.

Далее, сотрудничество между государствами должно быть под­чинено достижению определенных целей. Первейшей такой целью, главным определяющим фактором межгосударственного сотруд­ничества является поддержание международного мира и безопас­ности.

Другая важнейшая цель сотрудничества – содействие обеспече­нию международной экономической стабильности и прогрессу, по­вышение общего благосостояния народов.

Декларация обязывает государства сотрудничать «в установлении всеобщего уважения и соблюдении прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости». Тем самым подчеркивается важ­ность и обязанность широкого сотрудничества государств в соответ­ствии с Уставом ООН в гуманитарной сфере. Согласно Декларации, «государства сотрудничают в экономичес­кой, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и об­разования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах». Таким образом, наряду с общими проблемами сотрудни­чества особо выделена специальная проблема – международное сотрудничество в целях содействия экономическому росту развиваю­щихся стран. Существенный вклад в утверждение и дальнейшее развитие прин­ципа сотрудничества государств внесло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт Совещания 1975 года в числе десяти основных международно-правовых принципов взаимо­отношений государств-участников включает и принцип IX – «Сотрудничество между государствами». Согласно этому принципу, государства-участники обязались «развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соот­ветствии с целями и принципами Устава ООН», а также непрестанно совершенствовать это сотрудничество.

Информация о работе Основные принципы международного права и проблемы их реализации в современных международных отношениях