Основные черты конституционного права США

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Ныне действующая Конституция США была разработана федеральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией.

Работа содержит 1 файл

Основные черты конституционного права США КПЗС АГУ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Цель  федеративной системы — дать каждой национальности, провинции или общине наибольшую возможность для полноценной  жизни, деятельности и независимости, а каждому индивиду — наибольшую свободу.

      Если  прогресс человечества должен совершиться  в направлении индивидуальной, корпоративной, местной, общинной, провинциальной, национальной свобод, взаимно друг друга поддерживающих, то неизбежно, что после некоторых колебаний большие государства постепенно утратят жесткий централизм и приблизятся к федеративной форме, а от унитарного абсолютизма сохранят лишь взаимность гарантий и общность законов.

      В соответствии с этими требованиями формировалась федерация США. Создатели  конституционно-правового федерализма  усматривали в нем более демократичную  форму государственного устройства, обеспечивающую совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство образований, поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью; гарантирующую права и свободы человека и гражданина. Поэтому идеи и принципы федерализма оказали свое позитивное влияние на развитие политико-правовой мысли во многих странах, в результате чего начались интенсивные поиски демократического преобразования их государственного устройства.

      4. Форма правления и политический режим

      Форма правления в США - республиканская.

      В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату  в настоящем Союзе республиканскую  форму правления”. Республиканская  форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

        За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

      “Все  установленные здесь полномочия законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  будет состоять из Сената и Палаты представителей”. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

      “Исполнительная власть осуществляется Президентом...”, его полномочия весьма объемны. В  его непосредственном подчинении находится  весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

      Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

      5. Партийная система и политические партии

      В Соединенных Штатах Америки изначально отсутствует партийное законодательство как таковое. В конституции США 1787 года и 27 поправках к ней не содержится никаких намеков на создание и деятельность политических партий Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г..

      Вместе  с тем, в последние полвека, законы, регулирующие институализацию политических партий, были приняты. Это различного рода правовые акты, касающиеся деятельности политических партий:

      закон о контроле над коммунистической деятельностью (1954 года);

      законы  об избирательных правах (1965 и 1970 гг.);

      закон о федеральных избирательных  кампаниях (1974 года).

      Одновременно  следует заметить, что в конституциях и избирательных законах отдельных  штатов содержатся многочисленные положения, касающиеся организации и деятельности политических партий.

      К числу актов внешнего регулирования  организации и деятельности политических партий США можно также отнести  решения судов, обладающих правами  конституционного надзора

      В Конституции не упоминаются политические партии, но со временем они стали  играть ключевую роль в политической жизни страны. Партии выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и  предлагая электорату различные программы.

      Общенациональные  политические партии представляют собой  довольно свободные конфедерации местных  партийных организаций, которые  объединяются с целью поддержки  своего кандидата на президентских  выборах или для завоевания большинства мест в Конгрессе. Система федерализма способствует усилению партийных организаций в штатах (ценой ослабления общенациональной партии) ввиду распределения многих выборных должностей на уровне штатов и обеспечения поддержки на местах.

      Важнейшей чертой партийной системы США является существование двух основных политических партий. На протяжении всей американской истории размежевание интересов никогда не было четким, за исключением периода Гражданской войны, и внутри обеих партий всегда проявлялись различные, подчас противоположные, интересы. Поэтому возникла необходимость идти на компромиссы при выработке политических платформ разных партий, что отражалось в их программах. Нередко итог голосования определялся отношением скорее к личности кандидата, чем к его политической программе.

      Группы  давления (лоббирование). Политические группы по интересам, или группы давления, стараются оказать воздействие  на правительство для достижения своих целей. Национальная ассоциация промышленников, профсоюзы, Американская ассоциация фермерских бюро и профессиональные группы вроде Американской медицинской ассоциации служат примерами организаций, действующих именно таким образом. Группы давления могут быть важными посредниками между народом и правительством.

      В отличие от политических партий группы давления, как правило, не стремятся расставить своих людей в правительственных структурах. Их задача – повлиять на решения правительства и действия чиновников. Некоторые группы имеют тесные связи с министерствами, комитетами и комиссиями. Члены групп устраивают встречи, распространяют информацию, организуют кампании, ведут переговоры с политиками, выступают на заседаниях законодательных комитетов, участвуют в подготовке законопроектов или административных процедур, вносят пожертвования в фонды политических организаций.

      В США двухпартийная система. Более  ста лет на политической арене  США монопольно господствуют две  главные партии - республиканская  и демократическая. В свое время (незадолго до начала и во время  гражданской войны 1861 - 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев-южан.

      Затем политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут  ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов и графств.

      В настоящее время в США по-прежнему с переменным успехом конкурируют  в борьбе за власть две партии Современные  США.

      1. Демократическая партия - организационно  оформилась в 1828 г. В организационном  отношении ДП представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.

      2. Республиканская партия - основана  в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом РП является Национальный комитет.

      Коммунистическая  партия США малочисленна и не имеет  представительства во властных структурах страны.

      6. Органы власти

      Высшие  федеральные органы государственной  власти США  — система государственного управления США, образованная с принятием  Конституции США в 1787 году. Форма  государственного правления — федеральная  республика. Федеральное правительство  обладает только теми полномочиями, которые прописаны в Конституции.

      Федеральное правительство работает на основании  принципа разделения властей и подразделяется на три независимых ветви власти: законодательную, исполнительную и  судебную.

      Законодательная ветвь власти

      Высший  орган законодательной власти —  двухпалатный Конгресс: нижняя — Палата Представителей; верхняя — Сенат.

      Каждый  штат имеет ровно двух представителей в Сенате (сенаторов). Количество представителей в Палате Представителей от каждого  штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). Каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения.

      Сенаторы  избираются на шестилетний срок, представители на двухлетний. И сенаторы, и представители могут переизбираться на неограниченное количество сроков. Каждые 2 года ратифицировалась 1/3 представителей Сената. Возрастной ценз в верхнюю палату был установлен на планке 30 лет, в нижнюю палату- 25 лет. Также действовал ценз оседлости.

      Органы  Законодательной ветви Федерального правительства США

    • Конгресс США
    • Вспомогательные агентства при Конгрессе США

      Исполнительная  ветвь власти

      Президент США — глава государства, правительства, верховный главнокомандующий вооруженными силами США.

      Президент США избирается на четырехлетний  срок, причём может занимать этот пост не более, чем два срока (согласно 22-й поправке к Конституции США).

      Органы  Исполнительной ветви Федерального правительства США

    • Президент США
    • Вице-президент США
    • Исполнительные департаменты США
    • Независимые агентства
    • Корпорации Федерального правительства США (государственные компании США)
    • Советы, комиссии и комитеты
    • Федеральные консультативные комитеты

      Судебная  ветвь власти

      Высшей  судебной инстанцией США является Верховный суд. В его компетенцию входит рассмотрение особо важных дел, апелляций, исков против штатов и федерального правительства и определение конституционности законов. Фактически Верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут отменить любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. Кроме того, члены суда выбираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. Впрочем, однажды президент Рузвельт сумел оказать на Верховный суд политическое давление, угрожая расширить количество судей за счёт добавления новых, если Верховный суд и далее будет противиться принятию законов о защите наёмных работников. До этого исторического момента Верховный суд США признавал недействительными все законы о гарантированной минимальной заработной плате наёмных работников и о гарантированных условиях труда на вредных производствах, мотивируя эти решения свободой договора.

Информация о работе Основные черты конституционного права США